Поучение к новобрачным. (20 августа 1876 г.)

Приветствую вас, возлюбленная чета, с совершившимся над вами великим таинством. Невидимая благодать Божия, низведенная на вас моею недостойною рукою, таинственно осенила вас, сочетала в одно существо и даровала силы к понесению добровольно взятого вами брачного бремени, дабы с удвоенными и объединенными силами вы шли рука об руку во все дни жизни своей высоким и благородным путем к своему человеческому назначению. Какими благожеланиями напутствовать вас на эту, хотя желанную вами, но совершенно новую для вас жизненную дорогу? Но после того, чего желала вам св. церковь, как она горячо молилась за вас, какою высокою и священною поэзией дышали все ее песнопения при вашем бракосочетании, – ничего лучшего и большего мне и не остается пожелать вам. Да почиет же на вас это священное и таинственное благословение церкви Божией со всеми ее великими и знаменательными благожеланиями, – вот мое единственное для вас благожелание!...

Но, конечно, дело не в наших благожеланиях. Как бы ни были они теплы и искренни, а все же не от них зависит ваша дальнейшая судьба; не думать же о вашей судьбе, особенно в настоящие, экстренные так сказать минуты вашей жизни, мы не можем, ибо не хотим быть только холодными и безучастными свидетелями ваших супружеских обетов и равнодушными совершителями брачного обряда. Два молодые и любящие существа, сочетавающияся благословенным супружеским союзом, стоящие пред алтарем Господним и испрашивающие себе милостей Господних на открывающуюся для них новую жизнь, кажется и не могут внушать иного чувства, кроме живейшего и доброжелательного участия в предстоящей им судьбе. Разве какое-нибудь черствое сердце, лукавое и завистливое или разочарованное око могло бы смотреть на вас в настоящие минуты холодно и без участия. В силу этого-то, столь законного, и естественного участия к вашей судьбе я и надумал поговорить об ней кое-что с вами. Слишком многого касаться я не буду, и входить в какие-нибудь подробности предстоящей вам жизни я не намерен, – предоставляя все это вашему собственному благоразумию и руководству ваших родителей. Я желал бы только установить для вас надлежащий основной взгляд на брачную жизнь дабы вы имели ясные и руководящие понятия о том, к чему она вас обязывает, и в чем тайна супружеского счастия. По духу и учению Христовой церкви, брак есть подвиг, хотя низший того подвига, который берут на себя люди разрывающий всякие связи с миром ради превосходящей любви Христовой, – но все-таки подвиг. Эту сторону брака всего чаще опускают из вида, представляя себе счастливую брачную жизнь беспрерывно продолжающимся отблеском брачного пиршества, чем-то вечно улыбающимся, сладостным и ликующим; а между тем это уже плоды благословенного и счастливого брака, а не то, что можно бы назвать сущностию его, – плоды, вырастающие на почве неуклонного и твердого исполнения супружеских обязанностей. Не смешивайте же в своем новом положении вещей придаточных и второстепенных с существенными и основными! Что вы теперь проникнуты сладостным сознанием своего счастия и исполнены прекрасных и светлых надежд на свое будущее, – это совершенно в порядке вещей но затем я и повел свою речь о долге и супружеских обязанностях, чтобы упрочилось ваше счастие, чтобы сбереглись и осуществились эти ваши надежды, которые разделяют с вами все вас знающие и любящие. Не пугать вас, не омрачать вашего теперешнего счастия хочу я, а напротив ободрить и утешить. Вам, конечно, не безызвестно, какими иногда бесконечными опасностями и суеверными страхами окружается брак в понятиях людей. Пугают и тем, что нет прочного счастия на земле, иронизируют и самую любовь супружескую, которая будто бы день ото-дня должна умаляться и гаснуть, указывают и на горькие примеры супружеских разочарований и разных семейных неурядиц. Не бойтесь! все эти страхи нисколько не страшны для христианских верующих супругов; ибо в браке, заключенном на чисто и беспримесно христианских началах, не только не теряется, но углубляется любовь супружеская, и до последних дней жизни сберегается та благоуханная и священная поэзия, в область которой вводит св. церковь молодых супругов в их первые брачные дни! а все вышеисчисленные ненормальности брачной жизни появляются или в слишком грубых и материальных, или в незрелых и романических, и во всяком случае не христианских браках. Вот я и хочу разъяснить вам, что значить быть в христианском браке, дабы целым и непоколебимым осталось ваше супружеское счастие которое так наглядно сияет теперь на ваших лицах.

Я сказал, что брак христианский есть подвиг. Ваше подвижничество должно быть устремлено прежде всего на вас самих. Вы теперь серьезно должны заняться изучением себя, наблюдением над своим характером и всем вообще душевным строем своим, – дабы уметь подчинять свои вкусы, привычки и взгляды на вещи, свои отдельные желания и мечты – друг другу; в особенности должны научиться сглаживать в пользу один другого неровности и угловатости своего личного самолюбия, которого, как известно, в человеческой натуре всегда найдется довольный запас. То, что я рекомендую, называется сосредоточенностию и самообладанием. Эти качества резко отделяют, как известно, незрелую пору детства и возрастания, от того возраста, когда человек начинает понимать свое положение среди людей, сознает свое человеческое назначение и свои обязательные отношения к людям. Таковым со знанием в преимущественной степени должны обладать супруги и уметь соподчинять себя друг другу. Я имею здесь повод коснуться одной крупной ненормальности современных наших браков. По учению модной светской морали браки должны быть как можно более нейтральны, т. е. супруги должны будто бы так устроиться, чтобы связующие их супружеские узы чувствовались как можно менее, – дабы каждый из них мог на свободе жить и развиваться по прежнему со всеми своими личными привычками и наклонностями, и даже недостатками. Это будто бы требуется взаимным самоуважением супругов, и этим будто бы и можно только избегнуть семейного деспотизма и всяческой домашней прозы. Без таковых идей о свободе и нейтральности брачных уз не обходится, кажется, ни один современный роман, и даже ни одна мелкая повесть в литературе. Но, прошу вас, выкиньте из головы эту нелепую систему брачной жизни. Не на свободе и нейтрализации, а напротив на крепком объединении и нераздельной взаимности интересов может быть основано прочное семейное счастие; а этого объединения и не может быть там, где нет взаимного соподчинения и обоюдной дружеской принаровки. От этого-то недостатка, можно сказать, и происходят все эти разочарования и все неустройства жизни семейной, которыми, надо правду сказать, довольно-таки богато современное общество. Толкуют о самоуважении и соблюдении взаимных прав; но посудите сами, разве можно сказать о людях, что они уважают друг друга, если согласятся держать себя на известном отдалении, и назначат разделяющие пределы, с обязательством не переступать их ни с той ни с другой стороны. Не скорее ли надо подумать о таких людях, что они дичатся и опасаются друг друга и не уверены в себе, иначе сказать – не любят друг друга. Напротив полнота любви и счастия супружеского в том и состоит, когда оба супруга, задавшись одними целями и стремлениями, идут совершенно рядом по жизненной дороге постоянно на глазах друг у друга, и не застраховывают своей любви разными уговорами, нейтральностями и обособлениями, имеют непрерывное и постоянное влияние друг на друга, и не имеют отдельных интересов, ни расчетов ни тайн. Это и называется, по меткому народному выражению, жить душа в душу. Чтобы это прекрасное правило стало твердым, основным камнем вашей супружеской жизни, решитесь, друзья мои, с сей же минуты соподчиняться и приноравливаться друг к другу, а не хлопотать о взаимной свободе и просторе брачной жизни.

Возвращаюсь опять к основному положению о браке. Брак есть подвиг, – сказал я. Это ваше подвижничество должно быть – во-вторых – направлено помимо вас самих, на благоустроение домашнего быта или семейного очага, как говорится. Под этим благоустроением я разумею общую сложность всего, от чего зависят житейские удобства и материальное благополучие семейств. Здесь предполагается и ваше хозяйство, и ваши средства к жизни, и ваши надлежащие отношения к людям, и ваши труды и служба на пользу общества, и ваши заботы по обеспечению своей будущности, а равно и ожидаемой от вас отдельной семьи и т. д. Все это так называемые житейские попечения, из которых слагается особого рода наука житейской практики. Вот это и есть та проза жизни, которая так пугает людей мелких и ветреных, избалованных и ленивых, или же ни к чему не способных. Но, как вы видите, в этой-то прозе и состоит самый серьезный смысл и наиполезнейшая цель брачной жизни, и – значит – из этой-то прозы и можно добыть, разумеется, при мало-мальски благоприятных обстоятельствах, самую прочную и зрелую поэзию. Эти благородные заботы любящего мужа о нуждах и удобствах своей подруги; эта нежная попечительность любящей жены, дабы об легчено было житейское бремя для мужа; дабы осмыслялась его жизнь, наполнилась семейными радостями и сознанием тихого и прочного счастия; эти обоюдные их труды и попечения о воспитании своего поколения, о возращении полезных членов обществу, – все это и дает лучше всего почувствовать цену жизни и ее поэзию; эти самые труды и заботы о нуждах повседневной будничной жизни и спасают людей наилучшим образом от апатии и жизненного пресыщения и от мертвящего сознания бесцельности и пустоты своей жизни, – сознания, ведущего ко всякому растлению. Итак, хотя широта и сложность, а равно и тяжесть житейской практики, у каждой отдельной семьи бывает разная, судя по месту, занимаемому ею в обществе; но ни один честный и благонамеренный человек, и ни один полезный член общества, особенно же ни один семьянин, не избежит и не должен избегать посильных трудов и тяжестей на своем житейском поприще. Молодым супругам, ради самой этой их молодости, ради неопытности житейской и непривычки вести самостоятельную борьбу с жизнию, рекомендуется как можно больше и чаще прибегать к опытности своих родителей, этих ближайших и самых благожелательных руководителей. Но, конечно, главное дело будет состоять все-таки в вас самих. Постарайтесь устроить жизнь свою так, чтобы она непременно была наполнена какою-нибудь разумною деятельностию и одушевлялась определенною и благородною целию. Жить для того только, чтобы жить и наслаждаться и, следовательно, только проживать, а не наживать и не умножать данных нам даров природы, – не значит жить по-человечески, и, следовательно, не значит быть истинно счастливым. Я не считаю прямым своим делом назначать вам какой-нибудь определенный род деятельности; но и говорю только, что вы сами должны сделать это непременно, дабы упрочить свое внутреннее и домашнее благополучие. Людям, как вы, не имеющим надобности много заботиться о материальных своих нуждах, я мог бы только указать на благородные и поистине достойные человека труды по самообразованию. Одних этих трудов хватит на целую жизнь, и притом не для вас только, а для всякого человека!...

Выслушайте и мое последнее к вам слово. Если брак, как видите, есть подвиг в житейском смысле слова то тем более он должен быть для вас подвигом в христианском смысле слова. Я хочу этим сказать вам, что в брачном состоянии вы должны усугубить свои попечения о стяжании истинного и глубокого благочестия в духе веры Христовой, и в этих попечениях взаимно помогать друг другу. Вам небезызвестно, я думаю, сколько зла и нравственного растления разлито в современном обществе; одна только надежда на добронравные и христианские семейства; в них, за исключением конечно некоторых, еще живо здравое нравственное начало, – и оно-то есть крепкий оплот нашей общественной и государственной силы. Поймите, какое высокое и благородное предстоит вам назначение – быть блюстителями самой драгоценной силы общественной, т. е. веры и христианского благочестия. Но это возможно будет тогда, когда вы всем сердцем и душою усвоите и проведете в свою жизнь евангельские начала и правила нравственности. Возлюбите же Господа Иисуса Христа и его святой закон; возлюбите святую церковь православную, соединившую вас отныне воедино, и никогда не забывайте того, как она горячо молилась о вашем счастии, и как она желала устроить вашу супружескую жизнь да самых прочных основаниях! Постарайтесь же и вы устроить свою жизнь по ее правилам, – и это счастие придет к вам непременно. Научитесь считать хорошим и похвальным только то, что она считает таковым, избегайте же всего, что она охуждает и порицает! Не увлекайтесь всяким ветром учения человеческого, – как бы оно ни было модно и обольстительно, – но поверяйте его учением евангельским! Не позволяйте проникать в ваш дом растленным и чувственным обычаям века сего, а для сего и самую внешность своего домашнего быта устройте так, чтобы на ней были признаки вашей внутренней веры и христианского благочестия! Не забывайте святых храмов Господних и молитвы домашней; поучайтесь в слове Божием, и упражняйтесь в делах милости и любви христианской! Когда таким образом ваша супружеская жизнь запечатлена будет искренним и живым духом Христовой веры; то низойдет на вас благословение небесное, – и ваше счастие семейное навсегда будет упрочено. Да оправдается сие над вами! Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle