Поучение к Добросельским, поселянам при открытии в их приходе народной школы. (2 июля 1872 г.)

Приветствуем вас, православные, с открытием у вас хорошо устроенной и удобной школы. Бог послал вам доброго и щедрого ревнителя о ваших духовных нуждах, и вот вы имеете теперь возможность легко и удобно учить детей своих грамоте. То, о чем еще только замышляют во многих селах, да не знают как собраться с силами, чтобы исполнить задуманное, – у вас, но милости Божией, уже есть. Возблагодарите же Господа Бога, промышляющего о вашем духовном преуспеянии, и поспешите воспользоваться тем благим даром, который Он посылает вам рукою одного из ваших собратов.

Думается нам, что вам нечего много объяснять, как хорош и достолюбезен посылаемый вам дар, и какое важное дело грамотность. Хотя менее широкая и удобная, но все же была у вас школа, в которую некоторые из вас охотно посылали своих детей, и по возможности поддерживали ее. Добрый знак, и хорошая для вас рекомендация! Можно надеяться, что крепко будет стоять и процветать ваша школа, и что, с умножением у вас грамотных и книжных людей, умножатся и благочестивые люди, а с ними умножатся для вас и милости Божии, и вся жизнь ваша, не только духовная, но и обыкновенная хозяйственная, будет устрояться все к лучшему. Буди сие с вами! Об этом то и прибыли мы сюда молиться с вами Господу Богу, и просить Его благословения и благодати для всех живущих в веси сей. Мы сказали, что с умножением у вас грамотных людей можно ожидать, что умножится и благочестие. Непременно так. Возьмите вы положение неграмотного человека. Откуда ему узнать хорошо и обстоятельно, чего требует от нас Господь Бог, в чем состоят Его заповеди, какая сила в таинствах Христовых, как жили и спасались святые угодники, как приучить себя к той или другой добродетели, как отстать и отучить себя от того или иного порока? Насчет всего этого неграмотный ходит как во тьме. Слышит кое-что от разумных людей, но насчет многого недоумевает. Придет в церковь, но опять многого и многого не понимает из того, что поют и читают в церкви; иной смотрит только на образа, машинально крестится, да кладет поклоны. Станет дома на молитву, но опять не умеет, как и что сказать Господу Богу. Прекрасные и возвышенные молитвы церковные ему неизвестны, и приходится ему холодно и рассеянно повторять что-нибудь одно и то же. А то бывает еще хуже, и Боже мой, как часто это бывает! Является какой-нибудь непрошенный и невежественный учитель, и начнет напускать еще больше тьмы в голову бедному человеку, пойдет учить и вкривь и вкось о самых высоких истинах веры Христианской, которых и сам хорошенько не понимает, и кончит тем, что совершенно отвратит своего доверчивого и простодушного ученика от веры православной и от церкви Христовой. Так у нас вот и распространяется раскол – это дикое, это невежественное и горькое дело на Руси православной. Будь-ка попросвещеннее наши православные, познакомься они покрепче с словом Божиим да с учителями церкви и святыми отцами, – и раскол мог бы у нас сделать ни шагу, а сам бы исчез, как отвратительный призрак ночной с восходом солнечным.

С умножением грамотности мы сказали еще, будет прочнее устроиться ваше благополучие не духовное только и религиозное, но и обыкновенное житейское. И это непременно так. Возьмите вы опять положение человека безграмотного. Живет он, можно сказать, вполовину только, а не вполне, как устроил Господь Бог; следовательно, и счастлив только вполовину. Ибо Господь создал человека не из тела только, а из души, в которой есть много способностей и сил всяких. Что делать человеку неграмотному и неученому с этими силами и способностями, как их усовершить и умножить? Он работает только телом, пашет, жнет, косит, строит что-нибудь, – вот и все. Здесь действуют только одни члены телесные. А душе бедной что же остается на долю? На то ли дан ум богоподобной душе человека, чтобы ни о чем больше не мыслить, кроме хлеба, подобно животным; чтобы ничего больше не знать, кроме того, что под глазами? На то ли этот прекрасный и чудный мир Божий создан, чтобы человек равнодушно и бессмысленно смотрел на него? Нет, как хотите, – это грустно! Между тем, какое удовольствие, какое счастие у того человека, который имеет возможность читать книги, и извлекать из них все умное и полезное! Он чувствует, что он человек, а не рабочее какое-нибудь животное, осужденное только есть и работать, работать и есть; он сознает, что он разумная и богоподобная тварь, что и ему уделил Господь известную долю чисто человеческого счастия. Чтобы понять, какое это отрадное чувство, надо изведать его на самом себе.

Сказали мы наконец, что грамотность и книжное образование приносит пользу даже хозяйству, и содействовать может обогащению вашему. Непременно, непременно так. Возьмите вы опять безграмотного человека. Конечно, он не все же работает, а бывает у него досуг. Куда же и на что ему девать свой досуг? Вот он сидит сложа руки, под предлогом отдыха, сидит и скучает. А известно, что праздность есть мать всех пороков, и начинает этот человек придумывать, чем бы развлечься после недельного труда. И ничего лучшего этот человек никогда не придумывает, кроме водки. Понемногу, да понемногу, – смотришь и образовалась уж охота, а затем потребность, а там и страсть к вину. А как помогает винопитие хозяйству, как оно обогащает людей, – чай уж это всякому известно. Но возьмите вы и самое это хозяйство. Человек темный и неграмотный ведет его так, как шло оно в старину, как привык и научился он от дедов и прадедов. Ни выдумать чего-нибудь, ни усовершить его как-нибудь он не может: даже на все улучшения, вводимые по хозяйству и домоводству умными и образованными людьми, он смотрит с недоверием и подозрением. А между тем об этих улучшениях в сельском хозяйстве пишутся тоже целые книги, есть даже целая наука о сельском хозяйстве. Только все это выходит, как бы не про нас писано, и не хотим мы ничего занять и усвоить из всего этого; а это все от того, что мы мало грамотны, мало образованны, а потому и мало думаем о вещах. А будь образованнее и грамотнее русские люди, – и благословенное отечество наше Русь православная, может быть, в несколько раз была бы богаче, и не стали бы наши сельские люди лениво повторять избитую поговорку: «что все-де от Бога, как было в старину, так и теперь пусть будет».

Но достаточно кажется говорить о пользе и важности грамотности. Постарайтесь же поддержать свою новоустроенную школу, и распространить в своем селе книжное обучение. Иначе вам будет грех и от Бога и срам от добрых людей. Вы теперь знаете, какое это великое и благополезное дело грамотность. Поддержите же ее и своими пожертвованиями, и тем, чтобы непременно посылать детей своих в школу. А пославши их и туда, не отвлекайте и не отрывайте часто от книжного дела и за какими-нибудь мелкими домашними потребами. А то бывает так, что дети то поучатся немного, то бросят ученье, то походят в школу, то перестанут. И весьма часто это бывает от самих родителей, которые хоть и сознают нужду грамотности, но все-таки относятся к ней как-то небрежно. Этим вы затрудняете и самого учителя. Нет уж коли учиться, так учиться; ибо всякое дело, для своего успеха, требует неослабного усердия и постоянства. И в Писании сказано, что кто возьмется за плуг, да будет озираться вспять, т. е. лениться и небрежничать, тот не будет управлен в царствие Божие.

Господь Бог да осенит вас всех своею благодатию, и да возжет в сердцах ваших ревность к вашему образованию и к изучению закона Его. Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle