Поучение в день Введения во Храм Пресвятой Богородицы, к воспитанницам Владимирского Епархиального училища (21 нояб. 1867 г.)

Ежегодно воспоминаем мы, дети, в настоящий день то великое и трогательное событие из жизни пречистой девы Богородицы, когда она – еще трехлетняя отроковица, введена была в храм Иерусалимский для воспитания. Ежегодно вы приготовляетесь к нынешнему празднику недельным говением и причащением св. тайн. Ежегодно выхожу я к вам с словом поучения, – и всякий раз, при настоящем случае, возникает в душе моей одно и то же искреннее и горячее желание, – это видеть вас как можно более похожими по сердцу и душе и по всему поведению вашему на святейшую отроковицу Богоматерь. Так и хочется воображать вас теми непорочными и юными отроковицами, которые со светильниками в руках, с радостным взором и с благоговейным детским трепетом сердечным следовали за пресвятой девой Мариею и сопровождали ее до ступеней святилища Божия. Без всякого сомнения, вы чувствуете сами, как естественны с нашей стороны подобные желания, конечно сердце ваше, вкусившее сейчас от трапезы Господней, само горит святым стремлением к Матери Божией и хочет излиться пред ней в теплой молитве. Дороги, велики и священны настоящие минуты ваши! Но как прискорбно, что сии святые минуты, как и все, впрочем, святое в сердце нашем, легко могут проходить, потухать и забываться! Мысль будет усиливаться вспомянуть их, станет сожалеть об них, как о потерянном некотором благе, сердце начнет грустить, чувствуя некоторую произшедшую в себе пустоту; а там придет рассеянность, подступят обычные житейские дела – учебные и всякие, и благодатному состоянию, когда-то осенявшему вашу душу – конец! Хотелось бы мне несколько научить вас тому, как надобно сберегать вам, по возможности, молитвенную теплоту душевную и укреплять в себе духовный союз с Материю Божиею.

Самое первое здесь дело – как можно чаще приводить себе на намять светлый лик пренепорочной Девы и вдумываться в дивные обстоятельства жизни ее. Сердце наше, созданное для добродетели и по самой природе своей любящее добро, необыкновенно радо бывает, когда видит какое бы то ни было проявление добра. Встречая мало-мальски добродетельного, честного и благородного человека, – будь он совершенно посторонний и чужой человек, – мы тотчас готовы признать его своим родственником, другом и братом. Если же, по несчастию, при всем нашем желании и искании добра, нам приводится больше видеть около себя ложь, зависть, самолюбие, хитрость, не доброжелательство и тому подобные дурные качества; то мы и сами про себя, в своем уме и наедине с своей душою начертываем себе различные прекрасные образы добродетельных людей, которых бы мы хотели видеть около себя. И как во всех вас – еще детях – довольно сильно желание добра и достаточно веры в людей и добродетель, то весьма охотно вы сближаетесь между собою, заключаете дружбу, – и без этого жить не можете. Попробуйте же перенести все свои лучшие стремления, свое желание и искание добра и всю любовь свою на пренепорочную деву Марию, в которой сосредоточено все, что есть самого лучшего, святого и великого в человеческой природе. В самом деле назовите какое угодно благое качество, укажите на какую угодно добродетель, – вы все их найдете в Матери Божией. Вожделенна ли для вас кротость, и вам самим хотелось бы быть, кроткими и послушными? Взгляните на божественный лик Матери Божией: это воплощенная кротость и послушание. Ей было еще всего три года, как родители ее захотели отвести ее из родного дома и отдать на воспитание в Иерусалим ко храму Божию, – и она охотно, даже радостно и торжественно стремится сюда. Желаете ли вы быть усердными и прилежными? Посмотрите на святую Деву, она трудится непрерывно в храме Божием в книжном обучении и в занятиях, необходимых для жизни. Порывается ли детское сердце ваше в святости и благочестию, ищет ли оно Бога и благодати Его? Взгляните на Божественную Отроковицу, – ей с благоговением служат ангелы, и сам Господь устрояет в ней жилище себе. Вы ищете себе утешения, защиты, помощи и дружбы? Она милосердно взирает на вас с неба, следит за вашею судьбою, видит все ваши скорби и радости и всегда готова преподать вам милость и благодать свою. Какой дивный и великий, но вместе какой прекрасный и вожделенный образ! И чем яснее и живее мы рисуем его себе, тем больше сердце наше согревается любовию к нему... Так вы и делайте при всяком случае, напоминающем о Матери Божией, и сами для себя как можно чаще воспроизводите эти случаи. Слышите вы, например, читаемое или поемое архангельское приветствие Матери Божией: «Богородице дево, радуйся благодатная Марие, Господь с тобою!» и проч., – сейчас и приводите себе на память, как светлейший архангел Гавриил с благоговением стоял в назаретской горнице пред пречистою девой и возвещал ей тайну воплощения от нее Сына Божия. Поют ли «милосердия двери отверзи нам»... и проч., – приведите себе на мысль, в какой близости она находилась к Спасителю нашему, источнику всякой милости и благодати, когда жила с Ним на земле, как носила Его на своих пречистых руках, питала Его своим млеком, была неразлучна с Ним во всю Его жизнь, и как теперь она еще сильнее ходатайствует у престола Сына своего за весь род христианский, и Слышите ли вы, или читаете о рождении Спасителя нашего от и девы Марии, – тотчас перенеситесь мыслию в ту вифлеемскую пещеру, над которой среди мрака нощного заблистали несметные воинства ангелов небесных, а пренепорочная и святейшая отроковица с небесною радостию смотрела на Сына своего, безболезненно от нее рожденного. Чем живее все это вы будете вспоминать, и чем чаще будете приводить себе на мысль, темь крепче и крепче сердце ваше будет соединяться с пречистой девой Марией.

А там, Господь даст, и сама Матерь Божия поможет, и в жизни своей вы будете обнаруживать свою преданность ей усердным подражанием ее дивной и богоподобной жизни. Но здесь гораздо больше потребуется от вас силы воли, настойчивого терпения, и даже самоотвержения, чем при молитвенном устремлении ваших мыслей к Матери Божией. Что делать, когда так слабо и удобопреклонно сердце наше ко греху, когда грех так сильно овладел природой нашей, что мешает всякому святому стремлению нашему, и не дает свободы делать то, чего нам иногда от всей души хочется?! Надо усиливаться и стараться, а Матерь Божия сама придет к нам на помощь. Надобно приучить себя – мысленно давать, так сказать, отчет Матери Божией во всем, что происходит в душе нашей, и не решаться ни на какое дело, не спросив себя наперед, угодно ли это будет Матери Божией, или нет, – совершенно так, как делают добрые дети пред родителями своими. Так и вы. Непрестанно останавливайте себя в мыслях и говорите себе: хотя то, или это и очень трудно мне сделать, напр. простить оскорбление, всегда говорить правду, быть покорной и послушной, – но я непременно так буду вести себя, потому что это угодно Матери Божией. И на оборот: хотя сильно горит во мне желание сделать то или это, напр. отмстить за оскорбление, выставить себя лучше других, сделать что-нибудь наперекор, или предаться ленивой праздности, – но я ни за что не позволю себе этого, – потому что это не угодно Матери Божией.

Вот тогда вы будете истинными детьми у царицы небесной, истинным утешением для всех окружающих вас, радостию для ангелов хранителей ваших и доброю надеждою для родителей ваших, для церкви и для общества. Чего да удостоит вас Иисус Христос своею благодатию, и молитвами пречистые своей матери. Аминь.

***

Комментарии для сайта Cackle