Источник

Соборные послания

Значение наименования некоторых посланий соборными

Нет признаков, чтобы сами священные писатели соборных посланий положили начало к такому названию своих писаний. Оно утверждалось за ними в последующем времени, хотя точных исторических о сем известий не имеется. В первый раз, по известию историка церковного Евсевия (V, 18), встречается название соборного послания у писателя 2-го века Аполлония, который, обличая какого-то монтаниста, говорит, что он в подражание Апостолу Иоанну написал соборное послание. Этим известием, хотя и не объясняется значение наименования «соборный», но указывается на его глубокую древность. Соборным в смысле окружного названо послание иерусалимского апостольского собора в страны Антиохийские, Киликийские и Сирские (Деян. 15:25 и след.) у древнего и ученого писателя Климента Александрийского и в этом, конечно, смысле от глубокой древности стали называть послания апостолов, бывших в Иерусалимском соборе1, так как они написаны тоже не к частным каким-либо церквам и лицам, подобно например, Павловым посланиям, а к целым обществам или округам церковным2. Соборными в смысле окружных называются: первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского. Весь же состав посланий, известных теперь под именем соборных, назван этим именем в первый раз у Евсевия в смысле окружных и подлинно апостольских посланий, каковое название с течением времени принято и признано всеми. Таким образом, в том же смысле, как церковь Христова называется в символе веры соборной, и некоторые послания апостольские называются соборными.

Число соборных посланий

Посланий с наименованием соборных у нас считается семь. Одно Апостола Иакова, два Петровых, три Иоанновых и одно Иудино. Хотя второе и третье послания Иоанновы не выдерживают строгого названия соборных, ибо адресованы к частным лицам, но они включены в состав соборных потому и для того, чтобы не отделять их от первого соборного послания евангелиста Иоанна Богослова, подлинность которого никогда не подвергалась сомнению.

Размещение в Каноне

Как у восточных, так и западных христиан в древности не было определенного порядка размещения соборных посланий в каноне, что усматривается из различных манускриптов, оставшихся от давних времен3. Так что вопрос о том, что каков был подлинный порядок соборных посланий в древнем каноне писания, остался не разъясненным, что, впрочем, и не имеет особенной важности ни для самих посланий, ни для теперешнего их порядка. Довольно нам знать, что в нашем порядке исчисляются соборные послания в 60-м правиле Лаодикийского Собора, у Афанасия, Григория Богослова, Кирилла Иерусалимского и др. (см. Ист. Обозр. Нов. Зав. Рождественского. СПб. 1878 г.)

Отличительный характер сравнительно с посланием Ап. Павла

Отличительный характер соборных посланий, сравнительно с посланиями Ап. Павла, состоит в том, во-первых, что они (соб. пос.) содержат более общие и основные вероучительные наставления, нравственные советы и утешения; тогда как слово Апостола Павла большею частью прямо приноровлено к обстоятельствам и положению тех именно местных церквей, к которым он пишет, так что его вероучительные и нравоучительные наставления имеют более частный и, так сказать, специальный характер, хотя приложение свое могут и должны, конечно, иметь для всех времен и мест в истории церкви Христовой. С другой стороны, в посланиях Павловых сильно выделяется личность самого Апостола, нередко с историческими указаниями на разные обстоятельства его жизни и его благочестивых трудов, а также с его собственными настроениями и чувствами радости, скорби, негодования, строгости, нежности и т.п. Между тем в соборных посланиях личности писателей не выступают наружу, а прямо и законодательно предлагаются правила веры и благочестия, общеобязательные для всех христиан, при чем учителя не выделяют и себя от поучаемых учеников.

* * *

1

Некоторые думают даже, что соборные послания потому собственно стали так называться, что написаны Апостолами, бывшими на соборе в Иерусалиме. Хотя же об Иуде не упоминается в истории сего собора, но его послание включено в состав соборных по его совершенному сходству со 2-м Петровым.

2

Хотя второе и третье послания Иоанновы написаны к частныи лицам, но когда несомненность их происхождения от Апостола Иоанна была доказана и принята церковью, то естественнее всего было присоединить их к Иоаннову же первому посланию под общим именем соборных.

3

Автор пролога к соборным посланиям, приписываемого Блаж. Иерониму, примечает, что Латиняне первоначально во главе всех посланий ставили послания Ап. Петра ради важности сего Апостола; Греки же большею частью впереди ставили послание Апостола Иакова, потому ли, что считали его древнейшим Петрова, или потому, что Ап. Иаков занял епископскую кафедру в Иерусалиме ранее, чем другие Апостолы основали свои кафедры в других городах, или потому, наконец, что послание Апостола Иакова по преимуществу есть соборное в сравнении со всеми другими посланиями, как написанное всем двенадцати коленам, бывшим в рассеянии.


Источник: Послания апостольские и Апокалипсис / Истолковат. обозрение, сост. протоиереем Михаилом Херасковым применительно к программе преподавания Священного Писания в духовных семинариях, и удостоенное 500-ной премии преосвященного митрополита Макария. - 3-е изд. - Владимир на Клязьме : Н.А. Парков, 1907. - 516, LII с.

Комментарии для сайта Cackle