Источник

VIII. История церкви продолжается

Церковь в настоящее время испытывает на себе презрение, ненависть, гонение, психологически поставлена в те условия, гораздо более благоприятные для блюдения своего истинного существа, то есть света Христовой правды. В этом состоит сходство нашей эпохи с эпохой первых веков христианства. Разница только в том, что «силы, ныне восставшие против христианской правды и Церкви, суть силы не языческие, а демонические – темные силы, отрекшиеся от Христа, предавшие Его и поднявшие снова восстание против Его дела просветления и спасения мира»63. И если некогда вера в Бога усваивалась (и принадлежность к Церкви складывалась) часто бессознательно по унаследованной от предков и похвальной традиции, то ныне вера в Бога формируется в сознании самого человека в результате его личной напряженной внутренней борьбы за правду, чистоту, любовь, святость. Самая же принадлежность человека к Церкви – в условиях всеобщей неприязни к ней – оказывается для него свидетельством героического отстаивания им своих религиозных убеждений, свидетельством, исходящим из элементарного общечеловеческого права на свободу волеизъявления, вопреки давлению со стороны тех, кто, попирая это право, стремится принудительно навязать человеку иные – атеистические воззрения, ныне поощряемые в государстве. Потому-то в наше время каждый верующий в Бога человек тем самым становится на путь исповедничества и – по крайней мере, потенциально – мученичества64. А значит, в наше время самая возможность спасения для верующего в Бога оказывается ближе, доступнее: не бойся христианин, – только веруй! Не стыдись свидетельствовать свою веру в Бога и «переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа», и – спасешься (ср.: 2Тим.1:8, 2:3).

Жертвовать всем для ближних, спасать себя и способствовать спасению других и в то же время приближаться к святости – насколько свят Христос, – это азбука счастья для христианина, которую возвестило христианство, которую подсказала история человеческого сознания.

Что бы ни говорили о христианстве и о Самом Иисусе Христе, какую бы клевету ни распускали, – христианство не изживается, а непрерывно износит из своих таинственных недр все новые и новые силы для спасения мира. Никакие ураганы на внешней поверхности житейского моря не в состоянии поколебать и того корабля, Кормчий которого повелевает ветрами и морские волнения останавливает и направляет по Своей воле (ср.: Мф.8:26). И что смущаться современным хаосом нашей жизни и распространяемым неверием и восстанием на Христову Церковь? Христианство видело еще и не такие виды ужасов и все их победила.

Наиболее гуманная часть человечества признает власть Евангелия, которое восторжествовало вопреки преследованию и вышло победителем из борьбы с противниками, подтверждая пророчество Основателя Церкви: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).

Церковность Евангелия есть практическое осуществление его в церковной жизни верующих, поскольку христиане призваны к тому, чтобы жить в Церкви. Жизнь христианина вне (и помимо) Церкви невозможна; и следовательно, все Евангелие – как благая весть Бога во плоти о спасении и Жизни Вечной, а более точно, и вся жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа на земле, вместе с Его Благой Вестью о даровании верующим Вечной Жизни – символически и образно вошло и наполнило собою все чинопоследования церковные.

Всесвятая жизнь на земле Господа Спасителя нашего Иисуса Христа (от Рождества в Вифлееме до голгофской смерти на кресте, завершившейся славным Воскресением и последующим Вознесением) кратко изложена в евангельских повествованиях. Там же записана евангельская Благая Весть о спасении верующих в пришедшего Бога во плоти, то есть принимающих Его учение и следующих по Его стопам.

Сакраментальным центром литургической жизни Церкви является таинство Евхаристии, Самим Господом завещанное быть творимой в Его воспоминание (ср.: Лк.22:19; 1Кор.11:24–25).

В литургических чинопоследованиях символически и образно даны события из жизни Спасителя на земле.

С возгласа: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь» начинается проскомидия.

Священник трижды произносит над агничной просфорою: «В воспоминание Господа, и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа».

Разрезая агничную просфору, священник произносит: «Жрется Агнец Божий, вземляй грех мира, за мирский живот и спасение».

Касаясь копием агничной просфоры, говорит: «Един от воин копием ребра Его прободе, и абие изыде кровь и вода; и видевый свидетельствова, и истинно есть свидетельство его».

Налагая звездицу на дискос, священник произносит: «И пришедши, звезда, ста верху, идеже бе Отроча».

Малый вход с изнесением Евангелия – проповедь приблизившегося Царствия Божия: заповеди блаженства и последующее чтение отрывка из Евангелия.

Великий ход с изнесением заготовленных во время проскомидии даров – шествие Спасителя на голгофские страдания при пении так называемой Херувимской песни, прерываемой молитвою благоразумного разбойника: «Да помянет Господь Бог во Царствии Своем...».

Евхаристия – воспоминательное произведение Тайной Вечери Христовой с учениками.

Последнее явление Святых Даров – благословение верующих возносящимся Господом.

Христианин, живя в Церкви, становится как бы соучастником жизни Христа, как она записана в Евангелии. Церковность Евангелия – практическое воплощение Благой Вести Христа Спасителя в Церкви – воспоминание о Его земной жизни, воспроизведение Его учения и Его обетования Вечной Жизни верующим в Него и живущим в основанной Им Церкви по Его заповедям.

Христиане не только должны посещать храмы Христовой Церкви, но быть исполнителями канонов и уставов церковных, а также окормляться таинствами Церкви. Надобно не присутствовать только на совершаемых чинопоследованиях в Православных храмах, но быть участниками тех соборных молитв, за которыми присутствует и молится вместе со всеми собравшимися Сам Христос (ср.: МФ.18:20).

Господь есть Жизнь и Жизнь Вечносущая. Господь есть вечная и неизменная Любовь; и Он же – Источник жизни, Источник любви, творящей всему миру и живущим в нем все благое, полезное и спасительное. И если мы из Его безмерно огромного Источника жизни и океана благодати Его Божественной (эту «воду живую» (Ин.4:10)) станем черпать, хотя бы наперстком своих смиренных благих желаний и станем, как «соработники у Бога» (1Кор.3:9), изливать ее во всем поведении нашем в жизни на всех ближних своих, то, тем самым мы будем способствовать распространению в мире веры во Христа Спасителя и радости жизни у ближних в единении их любви со Христом.

Склоняя свое сердце к благочестию и любви, мы отдаем себя в послушание благой и совершенной воли Божией, становясь послушным орудием Его всеблагого действования в мире, направленного проповедью Евангелия Христова на спасение всех человеков (ср.: 1Тим.1:15, 2:4) и достигаемое ими верою во Христа Искупителя и Спасителя нашего.

«Книга истории Церкви, то есть «Деяния», продолжается и доселе. Достойно внимания, что из всех книг Нового Завета это – единственная, которая не закончена никак – ни благословением, ни «аминем»... И думаю, – говорит митрополит Вениамин, – это не случайно, а промыслительно. Тогда история Церкви лишь началась, а продолжается она все века, до Страшного Суда»65.

* * *

63

Франк С.Л. С нами Бог (Три размышления). Париж, 1964. С 359,361.

64

«С противниками не спорят. На них кричат, плюют; их бьют, а при надобности уничтожают физически. Когда объявляют себя единственно – и во всех случаях – правым, это автоматически влечет за собой истребление всех открыто инакомыслящих, то есть наиболее интеллигентной части народа» (Ефремов И. Час быка. М., 1970. С. 81, 269).

65

Вениамин (Федченко), митрополит. Вера, неверие и сомнение. 1934–1955. С. 65.


Источник: Путь к истине – смирение и любовь / Свящ. Михаил Труханов. - Москва, 1999. - 160 с.

Комментарии для сайта Cackle