О Воскресении Господа нашего Иисуса Христа
Изъяснение 18 стиха 28-й гл. Евангелия от Матфея: И приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли
Свт. Филарет, митр. Московский. Из Беседы в пяток Пасхи
1) Явление Иисуса Христа по воскресении в Галилее
Господь наш Иисус Христос по воскресении Своем из мертвых многократно являлся Своим ближайшим ученикам и другим верующим в Него в продолжении четыредесяти дней до Своего вознесения на небо. Первые Его явления имели целию дать полное удостоверение в том, что Он действительно воскрес из мертвых. В других последующих явлениях Он глаголал яже о Царствии Божии (Деян. 1:3), преподавал высшие познания истин и таинств веры и устроял Свою Церковь. Евангелист Матфей в конце своего Евангелия описал одно из сих явлений, имеющее особенную знаменательность, как можно усмотреть, между прочим, из того, что в других явлениях Господь открывал Себя одному или многим, без предварения, как внезапный посетитель или спутник, а о сем явлении предварил учеников Своих и назначил для него место: Да идут в Галилею, и ту Мя видят (Мф. 28:10).
Евангелист не определяет времени сего явления, но, без сомнения, оно последовало уже тогда, когда предшествовавшими явлениями по крайней мере в ближайших учениках Его достаточно была утверждена и освобождена от сомнений вера в совершившееся воскресение Господа.
Хотя евангелист только на одиннадцать апостолов указывает как на очевидцев сего явления Господа; однако вероятно, что в сем участвовали и многие другие. Вероятно, к сему клонилось и раннее о сем явлении предварение и назначение места в Галилее, где Христос Спаситель много проповедовал прежде страдания Своего и где тогда много было уверовавших в Него; и, конечно, из сих-то овии усумнешася, не были приготовлены видением предшествовавших явлений Воскресшего, как приготовлены были апостолы.
2) Раскрытие понятия о Царстве Небесном
Господь Иисус начал Свою евангельскую проповедь возвещением, что приближися Царство Небесное (Мф. 4:17), и при конце Своего земного поприща уже самою короткою мерою определял сию близость: Не имам ясти, не имам пити, Дóндеже Царствие Божие приидет (Лк. 22:16, 18). Но ученики Его еще не довольно понимали Царствие Небесное; они еще не освободились от иудейской мысли о земном царстве Мессии. С Воскресением Господа настало время, поскольку открылась удобность, дать им ясное, опытное понятие о Царствии Небесном, показать им оное в самом действии. Для сего воскресший Господь является собранным по предварительному повелению Его в Галилею ученикам и провозглашает Свое воцарение в том Царстве, которого приближение предсказывал: приступль Иисус, рече им, глаголя: дадеся Ми всяка власть па небеси и на земли. Теперь видите: Царь предвозвещенного царства есть воскресший Христос; Его Царство есть Небесное, потому что Его воскресшая жизнь очевидно есть уже не земная, а небесная и пренебесная, и такова же Его деятельность, но царство Его не ограничивается небом, а простирается и на всю землю, для того в особенности, чтобы верующих в Него человеков из земной, несовершенной, смертной жизни, посредством благодатного возрождения возводить в жизнь небесную, совершенную, в блаженство Царства Небесного.
3) Почему не прежде чем по воскресении дана Иисусу Христу всякая власть на небеси и на земли?
Но слово Господа воскресшего, разрешая вопрос, что такое Царство Небесное, которого приближение Он предсказывал, в то же время порождает другой вопрос: каким образом не прежде чем по воскресении дана Ему всякая власть на небеси и на земли, когда Он имел сию власть от вечности, яко Единородный Сын Божий, Которым создана Быша всяческая, яже на небеси и яже на земли (Кол. 1:16), и Который носит всяческая глаголом силы Своея? (Евр. 1:3).
Для разрешения сего вопроса надлежит различить состояние Сына Божия до Его воплощения от состояния Его по воплощении, состояние Его как Бога и состояние Его как Богочеловека. По первому состоянию, как Бог, Он имеет всегдашнюю неограниченную власть над всем, что Им создано и провидением Его хранимо и управляемо. Во втором состоянии Он, вступая в земную жизнь, Себе умалил, зрак раба приим (Флп. 11:7); и тогда слава Божества Его была сокрыта; Его человечество только еще готовилось к прославлению. Принеся Себя, по человечеству, за повинное пред Богом наше всеродное человечество, в очистительную жертву правосудию Бога Отца, Он приобрел в Воскресении Своем прославление Своему человечеству и вместе надежду прославления нашему всеродному человечеству. Туда, где от века пребывал Он и пребывает как Бог, теперь восшел как Богочеловек, превыше всех небес, и, как воспевает Церковь, Ангели дивятся, человека зряще превыше себе (Стихира на вознесение Господне).
До крестной смерти и Воскресения Христа Спасителя для человека, грехом и осуждением греха изринутого из рая, рай и небо заключены были вечным правосудием, и не видно было власти, их отверзающей, врата ада за нисходящими в него грешниками были заключены, и не видно было власти, их отверзающей. Воскресший Христос есть святый и истинный, имеяй ключ Давидов, – крест, отверзаяй, и никтоже затворит (Откр. 3:7). Ему дадеся власть отверзать ад и изводить древле осужденных, отверзать небо и вводить помилованных.
Власть, которая дадеся воскресшему Христу Богочеловеку на земли, есть та же, действующая здесь начинательно, которая действует совершительно на небеси. Здесь Он вводит верующих из Царства поврежденной природы в Царство благодати, чадам ветхого Адама дает область чадом Божиим быти (Ин. 1:12): там из Царства благодати возводит их в Царство славы.
4) Пространство сей власти
Наконец, в провозглашении царской власти воскресшего Христа да не будет оставлено без особенного внимания открываемое пространство сей власти: всяка власть на небеси и на земли. В каких разнообразных видах является всяка власть Его на небеси, это недоступно нашему созерцанию. Помыслим о ближайшей к нам всякой власти Его на земли. Если Он имеет всякую власть, то нет здесь никакой власти и силы, которая не была бы подчинена Его власти. Простирая власть благодати на каждую душу верующую и на все царство веры, на созданную Им Церковь, Он также простирает власть Своей премудрости, благости и правды и на видимую жизнь человека, личную и общественную, и на все царство природы. Подвластно Его премудрости и благости животворно солнце светит, ветер дышит, облака дождят, вода орошает и поит, земля износит благопотребные человеку прозябения. Под властию Его премудрости и благости рождается человек, возникает семейство, возрастает, укрепляется и цветет народ, созидается, утверждается и возвышается царство. Под властию оскорбленной благости и правды Его солнце опаляет, воздух дышит тлетворно, облак пускает смертоносные стрелы молний, вода потопляет, земля отказывает человеку в дарах своих. Под властию оскорбленной благости и правды Его невнимательный к сей власти человек лишается света и блуждает, семейство расстраивается, народ смущается, царство колеблется. Кроткую для кротких, а для шатающихся языков, для людей, поучающихся тщетным, для расторгающих узы Божественного закона – грозную власть дал Отец Небесный Единородному Сыну Своему, Царю Христу, Своим предопределением: Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое; упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я (Пс. 2:1; 3:8–9).