Азбука веры Православная библиотека игумен Марк (Лозинский) Завершение многолетнего богословского труда. Протоиерей Александр Ветелев

Завершение многолетнего богословского труда. Протоиерей Александр Ветелев

Источник

26 декабря 1967 года состоялось заседание Совета Московской духовной академии и семинарии, посвященное обсуждению докторской работы профессора-протоиерея Александра Андреевича Ветелева.

О. Александр родился в 1892 году в с. Черном, Нижегородской губернии, в семье диакона. Многочадные родители растили своих детей в тяжелых условиях бедного сельского прихода и с детства приучали их к труду и стремлению к образованию.

В 1913 году Александр Андреевич окончил духовную семинарию и поступил в Казанскую духовную академию, которую закончил в 1917 году. В 1923 году он окончил Высший Юридический институт в Севастополе, а в 1929 году – Педагогический институт в Москве.

В 1945 году Александр Андреевич становится преподавателем Православного Богословского института (реорганизованного впоследствии в Московскую духовную академию). В том же году он принимает священный сан и одновременно с педагогической работой служит в одном из московских приходов.

В 1949 году о. Александр защитил магистерскую диссертацию «Гомилетика. Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» и был избран профессором Московской духовной академии.

О. Александру принадлежит несколько научных работ: 1. Учебный курс проповедничества в России. 2. Краткий курс по истории древнегреческой философии и этики. 3. Курс лекций по пастырскому богословию. 4. Краткий курс по патрологии (восточные отцы Церкви V–VIII вв.). 5. Некоторые черты из внутренней жизни животных (в связи с вопросом о сознании и самосознании человека). 6. Преподобный Феодор Студит как церковный песнотворец.

Кроме того, в «Журнале Московской Патриархии» с 1951 года было напечатано 26 статей о. Александра на разные богословские темы и 28 проповедей. В журнале «Голос Православия» – 3 проповеди.

О. Александр Ветелев представил в Совет академии на соискание докторской степени пятитомный труд: Том 1 в двух частях: Божественная литургия. Опыт изъяснения применительно к требованиям пастырской душепопечительности. Том 2: Сборник недельных (воскресных) поучений. Том 3: Сборник великопостных и пасхальных поучений. Том 4: Сборник праздничных поучений. Том 5: Статьи. 1. О пастырской душепопечительности. 2. Богословское содержание иконы Троицы Андрея Рублева. 3. Гефсимания. 4. Христос и грешница.

Советом академии были назначены рецензенты – профессор-протоиерей А. Д. Остапов и доцент архимандрит Тихон (Агриков).

20 декабря 1967 года состоялось предварительное обсуждение, а 26 декабря в 12 часов все члены академической корпорации собрались в актовом зале «елизаветинских чертогов».

Во вступительном слове проф.-прот. А. Ветелев сказал, что его труд посвящен вопросам пастырской душепопечительности, которая должна проникать во все сферы и виды церковно-пастырского служении, в частности, тому, как пастырская душепопечительность проявляется за богослужением. Автор перечислил основные вопросы, которые раскрываются в его труде в первой главе первой части работы: Сионская тайная вечеря и Эммаусская вечеря; во второй главе: Евхаристия апостольского и послеапостольского времени; в третьей главе: приготовление пастыря и пасомых к Божественной литургии и Святому Причащению; особое внимание в этой главе уделено благодарению Господа, Евхаристической жертве, преломлению хлеба, Евхаристическим тайнам, евхаристическому смыслу заамвонной молитвы и теме «Христос и Евхаристия».

Затем он кратко рассказал о тематике и особенностях своих поучений.

После этого выступили с отзывами официальные рецензенты.

Проф.-прот. А. Д. Остапов в обстоятельном отзыве отметил, что труд протоиерея А. Ветелева не сухое научное изыскание, не имеющее практической ценности, а живое, согретое непосредственным пастырским духом и опытом слово пастыря и обращенное главным образом к пастырям. Автор хорошо использовал доступную ему литургическо-богословскую литературу и памятники древних литургий. Он дал анализ греческо-русского текста евангельского и апостольского повествований о Тайной вечери. «Все это, – сказал о. Алексий, – сообщило на­учно-исследовательский, подлинно богословский характер его работе о Тайной вечери». Оценивая мнение докторанта об Эммаусской вечери как Евхаристии, о. Алексий сказал, что можно согласиться или не соглашаться с попыткой автора рассматривать Эммаусскую вечерю как евхаристическую, но сама постановка вопроса об этом достойна внимания и должна стимулировать богословскую мысль на дальнейшее исследование.

Относительно поучений автора рецензент сказал, что на всех этих поучениях лежит печать самостоятельности и оригинальности в выборе тем, в манере раскрытия и освещения содержания и в применении к современным слушателям.

Из всех трех сборников пастырских поучений проф.-прот. А. Ветелева наибольшее выражение дух пастырской повелительности нашел в великопостных поучениях.

Подробно, со многими критическими замечаниями проф.-прот. А. Д. Остапов разобрал сборник, в котором помещены дополнительные материалы к основной теме автора.

Доцент архимандрит Тихон в обширном отзыве, отметив достоинства первой, теоретической части рецензируемого труда, сказал также, что потребность в современных проповеднических пособиях для пастырей нашей Церкви очевидна и что о. Александр своим трудом идет навстречу этой насущной потребности. Все поучения (около 200) о. Александра составляют полный годичный круг проповедей. Они просты по содержанию и носят на себе печать живого, евангельского духа. По мнению о. архимандрита, проф.-прот. Александр Ветелев в своих поучениях расширяет опыт знаменитого витии протоиерея Родиона Путятина. Отличительная особенность большинства его проповедей – в их современности, предельной краткости, глубине и вместе пленяющей простоте. Перечислив положительные стороны труда, архимандрит Тихон отметил и некоторые спорные проблемы и недостатки работы.

После официальных оппонентов выступали со своими замечаниями члены Совета академии.

На все замечания и вопросы протоиерей А. Ветелев дал разъяснения. Был прочитан также положительный отзыв епископа Саратовского Пимена, бывшего доцента академии.

В течение пяти часов продолжалось обсуждение труда о. Александра. То, что все присутствовавшие на Совете профессора и доценты высказали свое мнение о труде о. Александра, свидетельствовало, что его работа вызвала живой интерес своей актуальностью и практической целенаправленностью.

После голосования – из 18 голосовавших 17 «за» и 1 «против» – Совет академии постановил присвоить проф.-прот. Александру Ветелеву высшую ученую степень – доктора богословия за его труд и просить Святейшего Патриарха Алексия утвердить настоящее постановление Совета.

Утверждение Святейшим Патриархом этого постановления вскоре последовало, и на следующем заседании Совета, состоявшемся 3 января 1968 года в торжественной обстановке, ректор епископ Филарет возложил на протоиерея Александра Ветелева докторский крест. Все собравшиеся горячо поздравили нового доктора и пожелали ему еще много лет трудиться для процветания богословской науки в Московской духовной академии.

О. Александр ответил на поздравления.

Докторский крест явился достойным увенчанием его многолетних богословских и пастырских трудов.

Иеромонах Марк (Лозинский), доцент Моск. дух. академии.

Годичный акт в одесской духовной семинарии

В день памяти святого апостола Андрея Первозванного 13 декабря (н. ст.) Одесская духовная семинария ежегодно по традиции страивает торжественный акт.

Во вторник 12 декабря 1967 года ректор семинарии архимандрит Агафангел в сослужении преподавателей и воспитанников в священном сане совершил в Успенском храме одесского Успенского монастыря панихиду по почившим наставникам и воспитанникам семинарии, а вечером – всенощное бдение.

В самый день праздника за Божественной литургией, которую свершил архиепископ Херсонский и Одесский Сергий, были рукоположены во священника воспитанник 4-го класса диакон Стефан Кашуба и во диакона – воспитанник 3-го класса Григорий Юрах, а во время часов был совершен чин посвящения во чтецов воспитанников 4-го класса. После запричастного стиха ректор семинарии архимандрит Агафангел произнес проповедь на тему праздника. За литургией пел хор воспитанников под управлением преподавателя пения Н. Г. Вирановского.

Перед праздничным молебном архиепископ Сергий обратился ко всем молящимся в храме со словом. Владыка призвал всех вознести молитвы св. Андрею Первозванному, небесному покровителю Одесской духовной школы, «дабы, по его ходатайству, Господь укрепил учащих и учащихся семинарии, чтобы они достойно несли свое звание и ревностно совершали дело, ради которого приходил на землю Господь Иисус Христос».

После молебна архиепископ Сергий, учащие, учащиеся и многочисленные гости собрались в актовом зале, где состоялся торжественный годичный акт.

В числе почетных гостей на торжественном акте присутствовали находящиеся на покое в Успенском монастыре митрополит Иоанн (Кухтин) и архиепископ Сергий (Голубцов), а также настоятель Александрийского подворья в Одессе архимандрит Ириней (Таламбекос).

После общего пения молитвы «Царю Небесный» ректор семинарии кратким вступительным словом открыл собрание и предоставил слово для отчетного доклада о жизни и деятельности семинарии в истекшем учебном году инспектору семинарии А. Н. Кравченко.

После актовой речи архиепископ Сергий обратился с приветствием к собравшимся и огласил телеграмму, посланную по случаю годичного акта Святейшему Патриарху Алексию. В этот день были посланы приветственные телеграммы и бывшим ректорам Одесской духовной семинарии и видным иерархам. Оглашены были и полученные поздравления. Святейший Патриарх в своей телеграмме писал: «Молитвенно соприсутствуем в день праздника святого апостола Андрея Первозванного. Божие благословение учащим и учащимся. Благодарю за выраженные благие пожелания. Патриарх Алексий».

А. Кравченко, инспектор Одесской дух. семинарии


Источник: Марк (Лозинский), иером. Завершение многолетнего богословского труда // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 2. С. 21-24.

Комментарии для сайта Cackle