Источник

Воровство

См, также: Наказание вора. №№ 595–596; Покаяние. № 775.

172. Вразумление грабителей преподобным Кириллом Новоезерским

Шайка разбойников, грабивших на берегах Нового озера, досадовала на то, что поселились на острове люди, которые могут знать о ее делах. Хищники приплыли на челнах к Красному острову. “Сыны беззакония, – грозно сказал отшельник преподобный Кирилл Новоезерский при встрече с ними, – вы забыли, что есть грозный суд правды Божией, и на пустой остров явились для грабежа, у пустынника думаете найти свою корысть. Что вы делаете? Все мое серебро – в моей келии!” Один из разбойников поспешил в келию преподобного, а на других вдруг напал мрак. Скоро из келии послышались жалобные вопли их товарища: он просил избавить его от двух юношей, которые нещадно его били. Ослепленные разбойники стали просить преподобного отпустить их с миром. И преподобный вошел в келию, поднял лежавшего без чувств разбойника и отпустил всех мирно. “Впредь не злодействуйте, чтобы не быть в аду,” – сказал им преподобный. В другой раз воры сняли колокол с бедного храма обители и поспешили переправиться на другой берег, но заблудились и вынуждены были вернуться в обитель. “Зачем вы пришли сюда?” – спросил их преподобный. Те пали к его ногам и просили прощения. “Еще не бывало того, – сказал угодник Божий, – чтобы кто-то был счастлив чужим добром. Алчешь чужого – потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать – беды не миновать. Вот трудовая копейка до веку живет. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните эту народную мудрость.” Затем велел накормить их и отпустил с миром. (Троицкий патерик. С. 147).

173. Ученик избавился от пагубной привычки воровать хлеб только после того, как исповедал свой грех старцу

См. также: Исповедь; Покаяние; Самоосуждение; Старец; Совесть.

Авва Серапион рассказывал: “Когда я был молод, встав однажды от трапезы, по действию диавола похитил одну долю хлеба и съел ее тайно от аввы. А поскольку я продолжал это делать в течение какого-то времени, то, обуреваемый страстью, не мог уже преодолеть себя. Совесть меня осуждала, а сказать старцу я стыдился. Случилось же по устроению человеколюбивого Бога прийти каким-то людям к старцу ради душевной пользы. Они спрашивали его о своих помышлениях. Старец сказал им: “Ничто не причиняет столько вреда монахам и радости демонам, как утаение помыслов от духовных отцов.” Он говорил им о воздержании. Во время этой беседы я размыслил, что Бог открыл обо мне старцу, и, сокрушаясь о грехе, начал плакать, потом выбросил хлеб из-за пазухи, который по злому обычаю похищал, и, повергшись на пол, просил прощения за прошедшее и молитвы об утверждении в будущем. Тогда сказал мне старец: “Чадо! Когда я еще молчал, твоя исповедь освободила тебя от этого плена, и ты, произнося осуждение на самого себя, убил уязвляющего тебя в укрывательстве демона. Хотя до сих пор ты и допускал его управлять собой, не противясь ему и не обличая его, но теперь больше не будет он иметь в тебе места, будучи изгнан из твоего сердца.” Еще не закончил старец своих слов, как вдруг нечистая сила представилась как огненное пламя, выходящее из-за пазухи. Оно наполнило храмину смрадом, так что присутствующие думали, что сожжено было множество серы. Тогда старец сказал: “Познай слово мое! Через это знамение Господь явил свидетельство твоего освобождения.” (Древний патерик. 1874. С. 62. № 27).


Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков / Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle