Источник

Питирим (Свиридов Петр Петрович), митр. Крутицкий и Коломенский

Родился 21 декабря 1887 года в семье крестьянина, с.Пахотный Угол, Тамбовского уезда.

В 1903 году окончил Пахотно-Угловскую второклассную Церковно-приходскую школу ипоступил учителем школы грамоты Тамбовского уезда.

В 1904 году поступил в Иоанно-Богословскую церковно-учительскую школу, Козловского уезда (ныне Мичуринского района), курс которой окончил В 1907 году.

В этом же году был назначен учителем двухклассной церковноприходской школы Балашовского уезда, Саратовской области, где работал два года. Затем был переведен учителем той же школы в деревню Козловку.

В 1911 году рукоположен во диакона и назначен на приход в c.Широкое, Саратовского уезда.

В 1913 году поступил в 4-й класс Саратовской духовной семинарии, курс которой окончил в 1915 рукололоиен во священника и назначен заведующим второклассной церковно-приходской школы с.Араш, Петровского уезда.

После Октябрьской революции служил в одном из приходов того же уезда.

В дни Великой Отечественной войны бил протоиереем в г.Куйбышеве.

В 1941 году принял монашество.

12/25 декабря 1941года хиротонисан в г.Куйбышеве во епископа Куйбышевского.

В январе 1942 года переведен в Калугу.

Подписал определение от 22 сент.1942 г. по делу митр.Сергия Воскресенского с другими.

Подписал определение о предании суду Собора Поликарпа Сикорского.

В 1943 году – епископ Курский и Белгородский.

с сентября 1943 года был участником Собора единогласно избравшим митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси. Этот же Собор постановил отлучить от Церкви всех епископов и священнослужителей, изменивших Родине и перешедших в лагерь фашистов и лишить их сана.

В феврале 1949 года за свои архипастырские труды и патриотическую деятельность воззеден в сан архиепископа.

13 января 1947 года – архиепископ Минский и Белорусский.

С 8 по19июля 1948 года был участником церковных торжеств в Москвепо случаю 900-летия автокефалии Русской Православной Церкви.Соучаствовал всовещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

а) Ватикан и Православная Церковь;

б) Экуменическое движение и Православная Церковь;

в) Об англиканской церковной иерархии;

г) О церковном календаре.

25 февраля 1949 года награжден правом ношения креста на клобуке.

С 13 декабря 1949 года по 17 марта 1950 года временно управлял Гродненской епархией.

С I февраля 1951 года по 1955 год вторично был врем.управляющим Гродненской епархией. Одновременно с 19 ноября 1952 года по 21 апреля 1959 года управлял Пинской епархией.

В феврале 1955 года возведен в сан митрополита.

В сентябре 1957 года – участник в поездке делегации Русской Православной Церкви в Болгарию, а в октябре того же года – в Югославию.

С 21 апреля 1959 года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским.

С 19 сентября 1960 года – митрополит Крутицкий и Коломенский. Член Священного Синода.

Председатель комиссии по межхристианским связям Русской Православной Церкви.

Скончался 10 августа 1963 года.

В те годы, когда Русскую Церковь особенно бурно терзали обновленческий и другие расколы, митрополит Питирим был простым протоиереем и священствовал в Саратовской епархии. Как он проявил себя в этот период у нас нет сведений, но зато необходимо кое-что сказать о его деятельности в последующий период, когда он находился в Куйбышеве

В это время в Куйбышеве всего несколько человек активно подчеркивали обновленчество, и о.Петр Свиридов был в числе их.

Он начал служить в Куйбышеве как раз в тот момент, когда там после длительного перерыва возобновилось богослужение в одном из храмов и регистрировался новый состав духовенства.

В этот состав, возглавленный о. Петром, вошел обновленческий протодьякон, чрезвычайно энергично действовавший в интересах своего течения, несмотря на то, что народ его не поддерживал, а из духовенства, служившего ранее в обновленческом храме остался он один, этот дьякон за богослужением стал по-прежнему поминать обновленческого митрополита и на вопросы молящихся упорно называл храм обновленческим.

О.Петр не препятствовал никаким действиям обновленца и служил с ним, хотя хорошо знал, что он женат вторым браком.

Сам о.Петр не поминал никого из иерархов, а говоря об ориентации, употреблял термин «смешанная».

Действительно смесь получилась довольно пестрая, потому что одни из священников поминал митрополита Сергия и называл храм православным, и тем самым создал некоторую видимость благополучия, которая в первое время вводила православных в заблуждение.

Среди православных мирян было немало людей, помнивших наставления своих прежних пастырей и заботившихся о единстве с матерью-церковью, но о.Петр поддержал не их, а сторону их противников. Богослужение возобновилось по ходатайству православных, но в том храме, который раньше принадлежал обновленцам, а поэтому и те и другие столкнулись вместе под одними и теми же сводами. Протодьякон, пользуясь поддержкой настоятеля и некоторых других лиц, интересы которых соответствовали его интересам, окружил себя единомышленниками, а православный актив потерял возможность принимать участие в церковной жизни.

В это время от настоятеля не требовалось особых подвигов для того, чтобы сохранить Куйбышевскую паству в лоне Истинной церкви, ибо она, паства, не порывала с митрополитом Сергием общения. О.Петр прорвал эту связь, не счел нужным обращаться и митрополиту, и стал служить самочинно.

Ввиду того, что в это время в Куйбышеве архиерея не было,со всеми делами приходилось обращаться непосредственно в Патриархию. Поп регистрации священнослужителей никакого документа не требовалось, и практически: настоятель был самостоятельной единицей, зависящей от Митрополита лишь постольку, поскольку этого требовала его совесть.

Для настоятеля жизнь стала как бы пробным камнем его совести ина этом камне особенно ясно определились взгляды о.Петра на жизнь иего отношение к Церкви.

В отличие от всех, порвавших общение с Митрополитом Сергием по причинам принципиального характера, о.Петр не имел особых причин, мешавших ему признавать главенство Митрополита Сергия.Он просто считал, что вполне достаточно поддерживать нормальные взаимоотношения с гражданской властью, а подчиняться власти церковной совершенно излишне.

Не признавая возможности такого мирного сосуществования разных систем, православный народ не согласился с настоятелем, сам термин «смешанная” не вошел в жизнь. Гораздо чаще о.Петра и его сослуживцев называли «свиридовцамb», а его теорию – «Свиридовской».

Летом 1939 года о.Петр был вынужден съездить к митрополиту Сергию и покаяться, после чего и он сам и его сослуживцы, кроме второбрачного протодьякона, были узаконены на своих местах. Это событие вызвано было тем, что православные стали усиленно ходатайствовать об открытии другого храма, резонно указывая на то, что Покровский храм считать православным не приходится. Прежде чем начать это ходатайство, они ездили в Москву и только там достоверно узнали, о том, что Куйбышевское духовенство в общении с Московской Патриархией не состоит, а сам о. Петр Свиридов не значится в делах Патриархии по приходу, в котором он служил ранее.

До Куйбышева он служил в небольшом селе Томыловка. На Страстной неделе 1938 года туда съехались молящиеся со всех сторон, из других сел и, главным образом, из города. После выноса Плащаницы все расположились, кто какмог, отдохнуть до ночной службы, не через несколько часов стало известно, что батюшка пропал.

Нe допускал мысли о том, что он мог уехать, оставив плащаницу на произвол судьбы, богомольцы и тревожились и удивлялись, не теряя надежды на его возвращение и огорчились, оставшись без службы. Между тем о.Петр был уже в Куйбышеве, спешно оформляя регистрационный документ, боясь упустить удобный момент.

Таким эпизодом ознаменовалось начало его служения в Покровском храме г.Куйбышева. Тогда она еще не называлась собором, но была чуть нe всей епархией, а поэтому все, что происходило в ней, приходится рассматривать как события епархиального значения.

Этот эпизод произвел огромное впечатление на всех, что дожидался о.Петра около покинутой им плащаницы, и в течение многих лет, говоря о нем, эти люди, не употребляя его фамилии, указывали, как на примету:

«Томыловский, тот, который плащаницу бросил».

После возвращения из Москвы от митрополита Сергия о.Петр по необходимости отстранил от служения протодьякона – второженца, но по-прежнему развивал свою теорию и заявлял, что ездил к Митрополиту только для того, чтобы успокоить народ, а сам считает такой шаг совершенно лишним. Это было прямо сказано людям, которые пришли к настоятелю, как представители, по просьбе православных мирян, проверить его документы и убедиться в том, что митрополит Сергий принял его покаяние.

Важно учесть, что такую откровенность о.Петр позволил себе только тогда, когда его точка зрения и без того стала очевидной, а в первое время его служения было чрезвычайно трудно разобраться во всем и понять как следует смотреть на храм и на духовенство, служащее в нем.

Теоретическая оценка действий о.Петра, в соответствии с каноническими правилами, вообще была под силу немногим, но тем не менее, он никогда не пользовался любовью и уважением куйбышевцев. У них сохранилось впечатление, что при наличии многих серьезных недостатков в нем не было никаких достоинств, если не считать умения войти в доверие к тому, кто ему нужен в данный момент.

Митрополит Николай (Ярушевич), бывший в 1942 году митрополитом Киевским и проживавший в Ульяновске вместе с митрополитом Сергием, явно покровительствовал о.Петру и содействовал его возведению в святительский сан.

Приехав в Куйбышев для совершения хиротонии, он в ответ на протест верующих выразил уверенность, что иеромонах Питирим осознал свои ошибки и раскаялся в грехах, так что сугубая благодать будет им принята во очищение старых грехов и возрождение новой жизни.

Есть сведения, что митрополит Питирим, будучи уже Крутицким, нередко плакал за богослужением.

Хочется верить, что в этих слезах проявлялось его умиление и сокрушение о грехах, а не простая старческая слабость.

Труды:

«Хвала тебе, священная Москва». «Правда о религии в России».

МП, 1942, стр. 163–174.

«Докладная записка» в Московскую Патриархию (о зверствах гитлеровцев в Калужской епархии).

«Правда о религии в России».

МΠ,1942, стр.357–373.

«Церковный и патриотический долг».

«ЖМП» 1950, № 6, стр.22–23.

«Речь на расширенном пленуме Белорусского республ.Комитета Защиты мира» 12 сент. 1953 года.

«ЖМП'1953, № II, стр.24–26.

«Благослови венец лета благости Твоея, Господи».

«ЖМП» 1961, № I, стр.33.

«Интервью корреспонденту Госкомитета по радиовещанию и телевидению» .

«ЖМП» 1961, № 10.

«Рождественское приветствие Христианам Англии».

«ЖМП» 1963, №I.

Литература:

“ЖМП” 1943, №1, стр.13, 16, 17.

-“- 1944, №4, стр.25; №8, стр. 36.

-“- 1945, №3, стр.9.

-“- 1947, №1, стр.15.

-“- 1949, №4, стр.7.

-“- 1950, №1, стр.9.

-“- 1955, №3, стр.8.

-“- 1957, №9, стр.3.

-“- 1957, №10, стр.3; №12, стр. 65.

-“- 1958, №8, стр.10, 19.

-“- 1959, №№5, 7, 8, 9, 10, 11, 12.

-“- 1960, №№1, 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 12.

-“- 1961, №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

-“- 1962, №2, стр.13.

-“- 1963, №№1, 2, 3, 5, 6, 7, 9 (некролог).

«Правда о религии в России»,

МП, 1942,стр.53.

«Журнал Засед. Св.Син.» № 1от 13.1.1947.

№ 2 от 21.II. 1949.

№ 23 от 27.XII.1950.

№ II от 15.XI. 1952.

«Рус.Прав.Церк. и В.От.война», стр.22–23, 35–36, 172, 175, 192, 208, 237.

ФПС I, № 292, стр. 12.

ФПСIII, стр.6.

ФПС IV, стр.6.

ФПС V, №155.

Медведский А. прот. «Прощание с паствой».

«ЖМП» 1960, № 10, стр.6, 7.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

Комментарии для сайта Cackle