Источник

Питирим (Окнов Павел Васильевич), митр. Петроградский и Ладожский

Родился 28 июня 1858 года в семье протоиерея мыса Коженгузен, Лифляндской губ., Рижского уезда.

В 1879 году окончил Рижскую гимназию и поступил в Киевскую духовную академию.

3 июня 1883 г. пострижен в монашество, 12 июня рукоположен во иеродиакона, а 15 июня – во иеромонаха и по окончании академии со степенью кандидата богословия назначен преподавателем Киевской духовной семинарии.

С 26 нюня 1887 г. – инспектор Ставропольской духовной семинарии.

24 марта 1890года назначен ректором той же семинарии, а 8 апреля возведен в сан архимандрита.

С II янв.1891 г. – ректор СПБ духовной семинарии.

17 июня 1904года хиротонисан во епископа Новгород-Северского.

С 2 ноября 1896 г. – епископ Тульский и Белевский.

С 17 нюня 1904г. – епископ Курский иБелгородский.

25 февр.1905 г. – епископ Курский и Обоянский.

6 мая 1909года возведен в сан архиепископа.

С 4 окт.1911 г. – архиепископ Владикавказский и Моздокский.

С 22 дек.1913 г. – архиепископ Самарский и Ставропольский.

С 26 июня 1914 г. – архиепископ Карталинский и Кахетинский, член Святейшего Синода и Экзарх Грузии.

В 1915 году награжден бриллиантовым крестом на клобук.

23 ноября 1915 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Петроградским и Ладожским с правом ношения креста на митре.

4 дек.1916 года утвержден почетным членом СПБ духовной академии.

6 дек.1916 года, награжден крестом для предношения за богослужением.

6 марта 1917 года уволен на покой, согласно прошению.

Скончался 25 марта 1919 года в Новочеркасске.

Был деятельным администратором и опытным архипастырем. Под его руководством в Белгороде состоялось открытие мощей Святит. Иоасфа Белгородского. Доступный и ласковый, с врожденной деликатностью, он был любим своей паствой во всех епархиях, где он служил.

Наряду с положительными о нем отзывами в светской литературе существуют и отрицательные. Его близкое отношение и связь с Распутиным давало некоторым подозревать его в нарушении нравственной жизни. Однако, знавшие близко митрополита глубоко убеждены в его чистой жизни и опровергают отрицательные замечания о нем светской литературы.

Но как ни была высока жизнь святителя, тем не менее его связь с Распутиным вызвала в народных сердцах в дни Февральской Революции нерасположение и ненависть к его личности.

В 1917 году, когда бич Божий карал приверженцев царской власти, к покоям, где находился митрополит Питирим, во множестве явились люди, которые вошли в дом, вытащили из него митрополита, затем посадили его на старую разбитую машину и под народный неистовый крик, требовавший мщения «распутинскому” приверженцу, повезли по городу, ругая и понося святителя, сидевшего в полном молчании. После долгих страданий и насмешек, он был снова возвращен в квартиру.

Через несколько дней после такого события он тайно удалился в Новочеркасск, где вошел в общение с Деникиным. Там он и скончался.

Духовный писатель. Сочинения его печатались во многих духовных журналах.

Труды:

«Слово в день Св.Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова». «Церк.Вестн.” 1895, № 37,стр.1183.

«Об имени Божием «ИЕГОВА».

«Религиозно-нравственное состояние церкви Солунской во время Апостола Павла и отношение ее к нашему времени».

«Христианство при свете разума и опыта».

«Архипастырский призыв к заботе о наших доблестных воинах».

«Приб. к «ЦВ» 1917, № 2, стр.21–24.

«Слово пред молебствием о даровании победы».

«Приб. к «ЦВ» 1916, №13, стр.353.

«Слово пред панихидой по погибшим на госпитальном судне «Португалия».

«Приб. к «ЦВ» 1916, № 14, стр.382.

«Речь, сказанная в Казанском соборе, пред приведением к присяге Петроградского дворянства, 29 янв.1917 г.»

«Приб. к «ЦВ» 1917, № 5, стр.95–97.

«Несколько слов и речей».

Литература:

«Церк.Вед.» 1894, № 29, стр.271.

-“- 1896, № 30, стр.308.

-“- -“-, № 45, стр.397.

-“- 1903, № 49, стр.388.

-“- 1904, № 26, стр.288.

-“- 1909, № 18–19, стр.121.

-“- 1911, № 42, стр.327.

-“- 1913, № 18–19, стр.181.

-“- 1914, № 2, стр.5.

-“- 1914, № 27, стр.323.

-“- 1915, № 11, стр.83.

-“- 1915, № 48, стр.532.

-“- 1916, № 50, стр.433–434.

-“- -“-, № 52, стр.453.

-“- 1917, № 9–15, стр.69.

«Приб. К «ЦВ” 1915, №48, стр.2387.

«Рус.Пал.» 1904, № 28, стр.490.

-“- 1911, № 40, стр.636.

-“- 1911, № 49, стр.784.

-“- 1912, № 26, стр.397.

-“- 1914, № 2, стр.31.

-“- 1914, № 30, стр.488.

-“- 1915, № 50, стр.799, 780.

-“- 1916, № 10, стр.156–158.

«Рус.Инок.» 1911, июль, вып.14, стр.55.

-“- 1911, авг., вып.40, стр.62.

-“- 1911, окт., вып.44, стр.76.

«Мисс.Календарь» 1907, стр.137.

«Тул.Еп.Вед” 1911, № 38.

«Прав.Собес.” 1909, июнь, стр.749.

«Новый Мир.» 1957, 2, стр. 196, 198.

«Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии

на 1917год», стр.26–27.·

«Списки архиереев Иерархии Всерос.»

~ СПБ, 1896, №549, стр.83–84.

«Церк.Вестн.» 1891, № стр.58.

«ЖМП» 1959, № II, стр. 39.

“Изв. Каз.Еп.” 1914, стр.123.

«Красп.Архив” 1928, т.26, стр.121, 123, 188.

-“- 1936, т.4(77), стр.200–204.

Булгаков,стр. 1395, 1404, 1415, 1417.

ЕЭС т.1, стб.519.

БЗС т.II, стб.1502–1503, 1811–1812, 2195.

ФАМII, № 70, стр.8.

R. Fülüp-Miller, Der Heilige Teufel (Berlin 1927) 276.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

Комментарии для сайта Cackle