Источник

Макарий (Троицкий Макарий Трифонович), еп. Калужский и Боровский

Родился в 1830 году в семье священника Орловской епархии, Севского уезда.

Среднее духовное образование получил в Орловской духовной семинарии.

В 1856 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

В октябре назначен преподавателем Орловской духовной семинарии.

8 ноября 1856 года рукоположен в сан иерея.

В 1865 году был законоучителем в Орловском Александровском институте благородных девиц.

В 1877 году возведен в сан протоиерея.

15 окт.1879 года пострижен в монашество, а 28 окт. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Трубчевского Спасо – Челнского монастыря Орловской епархии.

25 февр.1881 года переведен настоятелем Московского Знаменского монастыря.

23 июля 1882 года хиротонисан во епископа Острогожского, вик. Воронежекой епархии.

С 21 мая 1886 года – епископ Оренбургский и Уральский.

С 22 окт.1895 года – епископ Калужский и Боровский.

10 июля 1901 года уволен на покой в Киево-Печерскую Лавру.

В 1902 году назначен управляющим Белевским монастырем.

Скончался 3 июля 1906 года в Тульской епархии. Погребен в Белевском монастыре в Преображенском храме позади правого клироса.

Это была выдающаяся личность по своим душевным качествам и настроению. Он воплощал христианский дух правды и любви Божией всей своей личностью, самой жизнью оправдывая и подтверждая свое высокое служение и исповедание Христовой истины. Все его существо дышало верой и горячим религиозным воодушевлением. Оттого речь его была запечатлена непоколебимым убеждением в правоте и силе Евангельских принципов. Обладая замечательным проповедническим талантом, Преосвящ. Макарий не опускал почти ни одной службы без живого поучения.

Юношески воодушевленный, с устремленным как бы в потусторонний светлый мир взором, всходил он на церковный амвон, откуда затем лилась сильная и пламенная живая речь, иногда сопровождавшаяся слезами умиления, способная убедить и возбудить чувства покаяния, благодарности Богу, твердой надежды и чистой духовной радости.

Настроение архипастыря, которое можно назвать религиозно­учительным, не покидало его и вне храма. Он везде и всегда находил случай преподать пришедшему к нему по какому-либо делу духовное отеческое наставление. Воспользовавшись каким-нибудь незначительным поводом, он отвлекал внимание собеседника от ближайшего предмета разговора (если дело уже достаточно выяснено) и устремлял мысль его к предметам иного, высшего порядка. Беседа его отличалась особенной назидательностью.

Преосв. Макарий любил совершать богослужения. Его служба отличалась каким-то особенным умилением, простотой, и, будучи чужда искусственности, была исполнена замечательной торжественности. Архипастырь был усердный и горячий молитвенник. Во время богослужения нередко проливал слезы умиления пред престолом Божиим и имел в храме всегда серьезно-сосредоточенное выражение лица, внимательно слушая чтение и пение или же тихо произнося дрожащими старческими устами тайные молитвы.

При высоком молитвенном и пастырско-учительном настроении святитель стяжал от Бога особенный дар любви к пастве и ко всем, имевшим с ним какое-либо общение. Эта любовь запечатлевала все его отношения к подчиненным. Преосвященный был от природы чужд всякого формализма. Он видел в каждом, прежде всего человека, а в священнике – еще служителя Божия. Он обладал тем драгоценным качеством характера, которое свойственно далеко не многим, особенно в его возрасте и положении, именно – верой в человека, в лучшие стороны его души, в возможность исправления даже закоренелого во зле и огрубевшего сердца. Святитель знал и ценил силу христианской любви, она открывала ему тайну живого пастырского воздействия на души людей. Он почти никогда не прибегал к строгим мерам прещения и устрашения по отношению к неисправным, а старался влиять на них путем увещания и убеждения, пытаясь возбудить в виновном поворот к новым, лучшим мыслям и чувствам и укрепить немощную волю. И любовь часть, действительно, творила чудеса! Находились, конечно, люди, злоупотреблявшие добротой благостного владыки, но они не могли поколебать его настроения.

Отношения к пастырям и пастве всегда носили такой характер, что самые слова «подчиненный» и «начальник» звучат здесь как-то странно. Путешествия Преосвященного Макария по обзору церквей епархии были как бы апостольские путешествия с просветительной целью, сближавшие архипастыря с вверенными его духовному попечению народом и пастырями.

Перед началом путешествия преосвященный обычно созывал в губернский кафедральный собор все духовенство города Калуги, служил торжественно напутственный молебен и произносил вдохновенное и глубоко-прочувствованное слово о пастырско-апостольском долге благовествовать истину Христову и нести евангельские заветы мира и любви во все концы земли всем алчушим и жаждущим правды, труждающимся, скорбящим и обремененным грехами, или невзгодами жизни.

С неусыпной любовью и бодростью трудился маститый и обремененный годами ревностного служения Церкви святитель Божий, проводя более месяца (июнь и часть июля) в дороге, проповедуя в храмах и совершая благоговейные и продолжительные богослужения. В каждом селе он благословлял всех крестьян до единого, со многими вступал в беседу, особенное же внимание уделял детям – школьникам, испытывал их в знании молитв и священной истории и заставлял их нередко читать стихотворения религиозно-нравственного характера, им самим составленные. Преосвященный, обладая поэтической душой, оставил после себя несколько сборников своих стихов, проникнутых высоким чувством веры и искреннего одушевления. Слушая, как малютки произносили священные слова молитв или рассказывали трогательные и дорогие душе каждого верующего события Евангельской истории или притчи Христа Спасителя, архипастырь не мог сдерживать слез умиления, которые текли по его старческим ланитам.

Духовенство не только не тяготилось этими архиерейскими поездками, но, наоборот, радовалось им, принимая доброго архипастыря в своих скромных жилищах. В общении с ним, нерадивые как-то стыдились своего небрежного отношения к обязанностям и начинали невольно чувствовать высокую важность и ответственность духовно-пастырского служения. Для весьма многих пастырей архиерейская поездка ознаменовывалась поощрением и в виде награды набедренником или скуфьею. Простота и любовь архипастыря сказывались и в отношении его к низшим членам клира, которым он всегда указывал на высоту их служения при храме Божием, и к которым он был ласков и внимателен, ибо видел в них, прежде всего и исключительно людей и притом служителей Церкви Божией.

Таков был светлый облик Преосвященного Макария. Он весь был проникнут идеей своего высокого служения Церкви. Сугубо одаренный от Бога благодатными силами, он учил свою паству словом и примером и был поистине ярким светильником, стоявшим высоко на свещнице и освещавшем для всех путь христианской жизни.

Труды:

«Слова, беседы и поучения».

СПБ, 1881.

«Беседы о Божественной Литургии».

СПБ, 1881.

«Великопостные поучения».

Белев, 1904.

«Воззвание об открытии в г. Оренбурге миссионерского братства». ”Изв. Каз. Еп.” 1887, № 16, стр.378–379.

«Священна лира в уединении».

Вып.1, Киев, 1902.

Вып.II, Тула, 1903.

Вып.III, Белев, 1903.

Слово в соборной церкви в первый воскресный день после большого пожара в г. Оренбурге 10 августа 1888 года.

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 40, стр.1093.

Литература:

«Церк. Вед.» 1895, №43, стр.386.

-« – 1901, №28, стр.265.

«Приб. к «ЦВ» 1897, №4, стр.142.

-« – 1897, №6, стр.210.

-« – 1906, №41, стр.2736–2738.

«Прав. Благов.» 1915, №11, стр.5.

«Ворон. Еп. Вед.» 1886, №2.

«Калуж. Еп. Beд.» 1895, №21–24.

-« – 1895, №43, стр.386.

-« – 1896, №1–4.

-« – 1897, №4, стр.142.

-« – 1897, №6, стр.210.

-« – 1897, №8, стр.71.

-« – 1901, №13, 14.

-« – 1906, №14, 16.

«Изв. Каз. Еп.” 1885, №24, стр.916.

-« – 1886, №11, стр.263.

-« – 1887, №18, стр.462.

«Церк. Вестн.” 1891, №3, стр.45.

-« – 1891, №39, стр.617.

-« – 1895, №44, стр.1407.

«Самар. Еп. Вед.” 1886, №5, стр.108.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1906 год”,

стр.248–249.

«Списки архиереев Иерархии Всеросс.” СПБ, 1896, № 467, стр.69.

Булгаков, стр.1398, 1402, 1407.

БЭС т.II, стб.1164–1165, 1704–1705.

БЭЛ т.III, стб.850.

БЭЛ т.VIII, стб.114.

НЭС т.ХХV, стб.416, дополн. т.II, стр.122.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 4. Ионафан (Руднев) – Мстислав (Скрыпник). – 441 с.

Комментарии для сайта Cackle