Лаврентий (Некрасов Михаил Иванович), еп. Тульский и Белевский
Родился I ноября 1836 года в семье священника села Полбино, Брянского уезда, Орловской губернии.
Низшее образование получил во 2-м Орловском духовном училище, среднее – в Орловской духовной семинарии.
В 1861 году окончил Киевскую духовную академию со степенью магистра богословия.
В академии в числе его товарищей были: Ириней(Орда), епископ Орловский и Димитрий (Самбикин), архп. Казанский.
29 сент.1861 года назначен преподавателем Воронежской семинарии, где последовательно занимал кафедры словесности, Нравственного и Обличительного богословия и Гомилетики, одновременно с этим он исполнял еще обязанности библиотекаря и преподавателя французского языка.
Через три года 10 мая 1864 года он принял сан священника и, оставаясь при своей преподавательской должности, стал приходским пастырем при Спасской, а затем Пятницкой церквах города Воронежа, где выдвинулся, как умный и сердечный пастырь и талантливый проповедник.
Вскоре он был назначен законоучителем Воронежского кадетского корпуса («военной гимназии»), где прослужил почти 30 лет, до 1894 года.
Как законоучитель, он пользовался со стороны сослуживцев и молодежи искренней любовью и авторитетом. С ним делились и горем и радостью и часто обращались за духовным советом и утешением.
Он принимал самое живое участие и в делах епархиальных в качестве депутата, члена и председателя епархиального училищного совета.
На склоне дней своих, похоронивши свою жену и воспитав детей, он под влиянием настойчивых убеждений Московского митрополита Сергия, принял 27 июня 1894 года монашество с именем Лаврентия и назначен архимандритом-настоятелем Покровского миссионерского монастыря в Москве и благочинным Московских монастырей.
17 июля 1895 года назначен ректором Московской духовной академии.
Три года он нес тяжелое иго, принятое за послушание высокого начальствования, проходя его при самых неблагоприятных, морально тягостных условиях – сильного давления сверху и глухой, но постоянно дававшей себя чувствовать, оппозиции снизу.
Студентов академии привлекало в нем его всегда спокойно ровное, с оттенком благодушной иронии, настроение, открытый ласковый взор его умных, слегка смеющихся глаз, его удивительная находчивость и редкостное остроумие, его глубокое понимание запутанных жизненнопрактических отношений, его отеческое внимательное, хотя и чуждое сентиментальной слащавости, отношение к студентам, его искреннее сочувствие к действительному студенческому горю и посильная готовность ему помочь.
За его находчивость и остроумие в ответах на требования студентов его назвали «папашей” и «дедушкой».
22 марта 1898 года хиротонисан во епископа Курского и Белгородского.
17 июня 1904 года переведен епископом Тульским.
В феврале 1908 года уволен на покой, с назначением его настоятелем одного небольшого, захолустного монастыря Тульской епархии (Белевского).
Одной из причин его увольнения послужило то обстоятельство, что он решительно отклонил настойчивое предложение местного ректора, – молодого, властного инока с сильной поддержкой наверху, закрыть семинарию по случаю какого-то происшедшего в ней беспорядка, далеко не имеющего в себе ничего угрожающего.
Это увольнение сильно и больно отразилось на психологии и самочувствии владыки.
По его просьбе он был назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря и членом Московской Синодальной Конторы.
18 марта 1908 года он прибыл в Москву с легким нездоровьем (инфлуэнца), которое вскоре перешло в более серьезную болезнь (воспаление легких).
26 марта 1908 года, по принятии Св. Таин, в полном сознании, он тихо, почти безболезненно скончался на руках детей.
Погребен на кладбище Покровского монастыря в Москве.
Духовный писатель.
Это был умный, вдумчивый от природы архипастырь, опытно знакомый со всеми тонкостями косисторской волокиты. Он умел входить в действительные нужды своей паствы и содействовать возможному облегчению их.
Близко к сердцу принимал тяжелое материальное положение духовенства – обеспечение его вдов и сирот и воспитание духовного юношества обоего пола.
О своем увольнении он писал: «как и почему я попал в Белев об этом никто не знает, ниже те, кто подписывал указ о моем увольнении. Ибо у них, очевидно, по слову Евангелия, правая рука не знает, что творит левая; хотя левой-то и следовало знать, чего хотят правые, для того, чтобы исправиться».
Труды:
«По поводу приемных экзаменов». Что делать со многолюдством учеников в семинарии?
«Прав. Обозрен.» 1864, № I.
«По поводу преобразования духовно-учебных заведений». «Прав.Обозрен.» 1863, X, 64.
«Слова и речи». Изд. 1881 года.
«Добрый пастырь».
«Век апостольский».
«Жизнь св. Митрофана, первого епископа Воронежского».
«Жизнь Антония, архиепископа Воронежского».
«Св. Сорокодесятница». Указ. на лит. труд см.
«Богосл. Вестн.» 1908, апр., стр.801.
«Жизнь Божией Матери», поучение. M.1901.
«Первая седмица Великого поста». Курск, 1901.
«Светлая седмица». Курск, 1901.
«Страстная седмица». М. 1901.
«Великий пост». Курск, 1903.
«Слова и поучения на праздники Господни, Богородичные и дни святых».
Курск, 1904.
«Слова, поучения и речи на разные случаи».
Тула, 1905.·
«Дневник священнослужителя».
Тула, 1906, две части.
«Не советуйся с плотью и кровью».
«Русск.Инок», 1911, май, стр.13, 10-й вып.
Литература:
«Церк.Beд.” 1898, № II, стр.53.
-«- 1904, № 26, стр.288.
-»- 1908, № 9, стр.45.
«Приб. к «ЦВ» 1908, № 14, стр.710–711.
«Церк. Вестн.» 1895, № 31, стр.991.
«Прав. Собес.» 1908, май, стр.613.
«Мисс. Календ.» 1907, стр.134.
Булгаков, стр. 1404, 1415.
БЭС т.II, стр.1502–1503, 2195.
НЭС т.ХХIII, стр.854 и ДоП.Т.1-IIa, стр.50.
«Богосл. Вестн.” 1908, апрель, стр.794–801.
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на
1908 год”, стр.164–165.
«Преосвящ. Лаврентий, епископ Тульский и Белевский, настоятель В.Петровского монастыря».
М. 1908.
А.П. «Епископ Лаврентий” (Некролог).
In den Otzyvy Eparchial’nych Archiereev po voprosu о cerkovnoj reforme erwies er sich als konservativ, so lehnte er die Eparchialversammlung kategorisch ab, vgl. J. Cunningham,
A vanquished Hope 176f, passim.