Михаил (Семенов Павел), еп. Канадский (старообрядческий)
Родился в 1873 году в семье кантониста (из крещенных евреев) в Симбирской губернии. Первоначально окончил Симбирское духовное училище, потом духовную семинарию, по окончании которой в 1895 году поступил в Московскую духовную академию при ректорстве Антония Храповицкого, и с переходом последнего в Казанскую духовную академию переведен туда, которую окончил в 1899 году со степенью кандидата богословия. Кандидатская диссертация была написана на тему: «Законодательство Византийских императоров по делам церковным до Юстиниана включительно». Определением Совета Академии, он был оставлен при той же Академии на следующий 1899/190О уч/год в звании профессорского стипендиата для обработки магистерской диссертации на ту же тему: «Законодательство Византийских императоров по делам церковным до Юстиниана включительно"·
26 ноября 1899 года пострижен в монашество.
25 февраля 1900 года рукоположен во иеродиакона, а 26 февраля – во иеромонаха.
Для ознакомления с первоисточниками для магистерской диссертации, он в том же 1900 году I марта был командирован в Константинополь сроком на полгода (до 15 августа того же года). По возвращении из Заграничной командировки просил Совет Академии ходатайствовать пред Св.Прав.Синодом назначить его по учебному ведомству, причем писал: «Покорнейше прошу Совет Академии ходатайствовать пред Св.Синодом о назначении меня на службу по учебному ведомству. Наиболее желанное место службы для меня Казань или Петербург. В Петербурге мне необходимо для изучения рукописей Преосв.Порфирия (Успенского), хранящихся в Академии Наук. Если нельзя будет служить в одном из указанных городов, прошу ходатайствовать о назначении меня в один из городов вблизи библиотек какой-нибудь из четырех Академий».
Св.Синод отклонил его просьбу. С 26 августа 1900 года он назначается на должность преподавателя Основного, Догматического и Нравственного богословия в Воронежскую духовную семинарию.
26 апреля 1902 г· утвержден в степени магистра богословия·
Из рецензии проф.Бердникова на магистерскую диссертацию видно, что работа иеромонаха Михаила представляет весьма солидный труд, основанный на тщательном изучении подлинных источников и всестороннем знакомстве с ученой литературой предмета и составляет весьма ценный вклад в науку Церковного права. Поэтому она, вполне заслуживает студенческой премии Митрополита Макария.
Вскоре после получения звания магистра богословия иеромонах Михаил, благодаря своим связям в духовном мире, которые он наладил, еще будучи преподавателем Воронежской духовной семинарии, сумел перейти I сентября 1902 года в звании доцента в СПБ духовную академию.
20 марта 1905 года возведен в сан архимандрита, а 5 сентября назначен экстраординарным профессором. Академическое начальство предоставило ему преподавание Церковного права.
Но небольшой отрезок жизни его (1902–1906 гг.) в С.-Петербурге был широко обставлен внешней эффектностью его деятельности в новых тогда формах общения с верующими и русской богоискательной интеллигенцией. Обладая недюжинным ораторским талантом и способностью и даром убеждать своих слушателей, он непрерывно выступал в публичных лекциях, беседах, диспутах в разных храмах столицы и на Выборгской стороне в лекционных помещениях Сампсониевского собора и на Стремянной в зале «Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви» и в «Панинском Народном Доме» и др. помещениях столицы. Активно участвовал в числе «32» священников.
Он подкупал своих многочисленных слушателей мягким обращением, внимательностью к посылаемым ему на таких лекциях-диспутах запискам, запросам. Он задерживал допоздна слушателей увлекательными репликами и ответами на такого рода запросы и т.д. и по окончании его выступления никто не хотел расходиться из собрания и многие слушатели оставались в ожидании новых и новых интересных отповедей этого молодого талантливого проповедника и докладчика, просветителя и миссионера – несокрушимого апологета своей православной веры. Во многом помогала ему необычайная память, находчивость и широкая эрудиция. В убедительных и всесторонних ответах он побеждал оппонентов.
И в этом отношении во многом уступал ему известный в Ленинграде в те годы церковный оратор, лектор священник Григорий Петров.
Он вел обширную переписку. Письма его были увлекательны и также убедительны. Они был насыщены выдержками из древней святоотеческой литературы. Небольшую их часть в период 1903 – 1906 гг. он напечатал в небольших брошюрках.
Афиши об его лекциях, диспутах, беседах расклеивались по всему городу» и даже висели на витринах СПБ университета и студенты охотно посещали его выступления, и имя его было не менее популярно в среде студенчества университета и столицы, чем имя священника Григория Петрова.
1906 год был по официальным биографическим данным последним годом в этой области его церковно-общественной деятельности.
Зоркое око обер-прокурора Победоносцева и др. и группы высшего реакционного духовенства внимательно следили за его такой популярной деятельностью. Его судьба была решена и Св.Синодом. Революционная волна 1905 года ярко отражалась в его проповедях и выступлениях с трибуны. Имя его стало еще более близким и дорогим русской свободолюбивой интеллигенции. Но с 1906 года его имя и дела исчезают с горизонта церковной жизни столицы.
В 1906 году он был удален из профессуры и сослан в Задонский монастырь, откуда вернулся самовольно, за что он был осужден и сослан в Валаамский монастырь.
23 октября 1907 года старообрядческий епископ Иннокентий присоединил молодого архимандрита к своему расколу.
Синод лишил его сана архимандрита и права проживания в столицах. Он поселился в Белоострове (1908 г.).
В это время возникла у старообрядцев мысль возвести Михаила в сан епископа, благо к этому времени получена была просьба из Америки о посылке туда епископа.
Старообрядческий «Освященный Собор» решил собрать о Михаиле сведения и доложить архиепископу, но Иннокентий не дожидаясь, единолично поставил его во епископы с титулом Канадским. Архиепископ Иоанн созвал 4 февраля 1909 года «Освященный Собор» и наложил епитимию на Иннокентия – «воздержаться от всякого священнодействия до следующего собора, а еп. Михаилу воспрещает священнодействие до следующего очередного Собора». (Постановления Собора писаны собственноручно еп. Михаилом и по его личной настойчивой просьбе).
27 августа 1909 года Собор Преосвященных вновь обсуждал дело о рукоположении епископа Михаила, разрешил Иннокентия; а Михаила направил на ту кафедру, на которую поставлен, то есть в Канаду. «Если же не пойдет, то, согласно 36 Апостольскому правилу, воспрещается всякое священнослужение».
Михаил отправился в Америку, но за недостатком средств возвратился, не доехавши, и Собор 31 августа 1910 года запретил Михаилу священнослужение. Разрешение дано было по просьбе многих незадолго до его смерти, т.е. 27 октября 1916 года.
В 1912 году находился в Риме. Было предположение, что его пребывание там связано с католическо-старообрядческой унией.
Кандидатура его на Казанско-Вятскую епархию была отклонена т.к. он находился под запрещением и ввиду его заявления, что он не совсем еще проникся духом старообрядчества и в Казанско – Вятскую епархию не пойдет.
Жил он литературным трудом у сестры в Симбирске (ныне Ульяновск). Страдал нервным расстройством и сестра повезла его лечить 15 окт.1916 года в Москву. В ночь на 17 окт. провел в чайной по Домниковской улице. В ночь на 18 окт. его обокрали и в лохмотьях он зашел в дом извозчика по I-й Мещанской ул. № 138, где его приняли за жулика и избили (сломали четыре ребра и ключицу). Его положили в больницу Старо-Екатерининскую как неизвестного, а 26 октября родные розыскали его и перевезли на Рогожское кладбище, где в два часа дня 26 октября он и скончался (после таинства Елеосвящения). Торжественно по архиерейскому чину был похоронен на архиерейских местах на Рогожском кладбище, где могила и крест сохранились до настоящего времени.
В старообрядческом журнале того времени «Слово Церкви»
(в Москве) №№ 45, 46, 47, 48, 49, 50–52 в каждой статье и заметке извещалось об умершем, в том числе и перепечатка из газеты «Русское Слово» статья гр.Петрова «Смятая душа». В этом журнале за 1914, 1915 и 1916 гг. почти в каждом номере помещались статьи самого епископа Михаила.
Читатели этой биографии, быть может обвинят меня в излишних подробностях описания его деятельности в столице и удивятся тому, что я поместил еп. Михаила в каталог православных архиереев.
В оправдание свое могу сказать только одно, что ничего того, что сейчас мною написано, нигде не осталось отраженным. Быть может в последующие годы найдутся дневники, мемуары, воспоминания современных ему церковных людей, которые, быть может, отражали его церковную деятельность в столице в те годы, но все это «может быть», а в данный момент, чтобы и это не предалось забвению, мы позволили себе коснуться его общей характеристики, не погрешая против правды его биографии и не возвеличивая этого выдающегося церковно-общественного деятеля эпохи первой русской революции 1905 года.
Я пишу сейчас все это как воспоминание о нем. Именно в те годы моего студенчества в университете имя его было близко о мне, как его почитателя и невольно я знал от окружающих многое из его церковно-общественной жизни, отрывки воспоминаний которых отразились в данной ему характеристике по возможности беспристрастной, правдивой.
Когда не стало его, то молодежь столицы не напрасно говорила с негодованием, что его съели. Не стало человека, который на свои выступления собирал битком набитые помещения и храмы, не стало близкого им человека, встречи и проводы которого с любовью сопровождались восторженными возгласами и оглушительными аплодисментами, не стало человека глубокой принципиальности и порядочности, смело обличавшего современные ему болезни духовного одичания, черствости, умаления любви и человечности, искатели правды Божией и смело и твердо зажигавшего огни в потухающей совести русской интеллигенции...
Он молча ушел от нас навсегда. И это было самое тяжелое и непоправимое для всех знавших его.
Епископ Михаил был человек выдающихся способностей и необыкновенной усидчивости и трудоспособности. Он отлично владел древними и новыми языками, и это давало ему возможность пользоваться первоисточниками в своих научных работах, он обладал крупным научно-литературным талантом. Эти качества дали ему возможность издать такое громадное, сравнительно в небольшой срок, количество научно-литературных трудов. Кроме того, он обладал неутомимым упорством в достижении намеченной цели. Не имея возможности продолжать свои научные изыскания в рукописном фонде Академии Наук (Отдел собрания рукописей Преосв. епископа Порфирия Успенского), он с присущей ему энергией продолжал изыскания в других богословских системах и вопросах, как преподаватель-доцент духовной академии.
Труды:
«Законодательство византийских императоров по делам церковным до Юстиниана включительно».
Казань, 1902.
Отзывы проф.Бердникова И. и проф.Реверсова о сочинении см.
«Прав.Собес. » 1904, май, стр.1–13, 5 приложение и 1907 год, сентябрь, стр.55–58.
«Собрание церковных уставов Константинопольского Патриарха
1858–1899 гг. в русском переводе с историей их происхождения». Казань, 1902.
«О.Иоанн Кронштадский».
(Полная биография с иллюстрациями). Изд. СПБ, 1903.
Сборник 15-ти трудов:
Содержание:
1. Почему нам не верят.
2. Духовенство и общественные вопросы.
3. Не все правда.
4. Уста церкви молчат.
5. Из кого должен состоять Церковный Собор.
6. Представитель или первоприсутствующий.
7. Патриарх и Синод.
8. Областное управление в Церкви.
9. Епископ и епархиальные съезды.
10. Церковный суд и следствие.
11. В «Весеннем потоке».
12. Женщина в весеннем потоке.
13. Проклятый вопрос и Церковь.
14. Епископ и консистория.
15. Приложение: Христианский союз в Америке.
«Отцам и детям» (Вопросы воспитания).
«В университете » Гегидзе.
Без дороги.
Без Бога.
До школы.
В паутине. Арцыбашева.
Физическое «разложение» детей.
В тумане.
Что делать?
Детские книги.
Христианские союзы... (три публичные лекции).
О разном:
Господа и слуги.
Что разрушает жизнь. (По поводу новой кн.Л.Н.Толстого).
Разрушение ада.
Пасхальные письма:
Пасхальные колокола.
Вера и неверие.
Мироносцы.
Слепые.
Маленькая церковь:
По стопам Христа в сельском приходе.
О вопросах жизни в рамке повести.
Церковь и евангельские лилии:
Письмо одному догматисту.
Правда ли, будто «догма» убила лилию Евангелия.
Толстой и «новые христиане».
В борьбе против обряда и догмата.
Христос на Голгофе и Воскресший.
Пасхальная сказка.
Л.Н.Толстой – Мысли о Боге.
Где жизнь? СПБ, 1903.
«Жизненно или мертво церковное христианство?»
(Публичная лекция).
«Жизнь или смерть в толстовском понимании христианства?»
«О любви к людям в учении Толстого» (публичная лекция) в Кронштадте, 19·ΧII.1903 года и 19.X.
«Немые клавиши». Характер.
Новые и старые пути.
Лекции.
Письма: Два новых письма «К женщине».
Туда.
Л.Н.Удинцева. По дороге жизни.
(Эти труды были помещены в старом изд.1903 г.).
Новые и старые пути.
«Новый путь», его задачи и стремления.
Жива ли Церковь?
Новое христианство. Мережковского, нечто о смерти и памяти смертной.
Мироносицы.
Что делать?
Кровавой Пасхе.
Жизнь, как опьянение. – Горький и его проповедь живого идеала.
Евангелие как путь жизни. Изд.2-е дополненное и исправленное, СПБ, 1904.
В праведную землю.
В праведную землю.
Молитва.
Исповедь.
Огни Великого Четверга.
Истина Воскресения.
К светлому дню.
Мясопуст.
Прощенное воскресение.
Весна.
Пост.
Хлеба и зрелищ.
О счастье и мещанство.
«Две поэтессы народного горя» (Ада Негри и Мария Конопицкая).
«Женщина накануне ее освобождения».
СПБ, 1906.
«Короленко».
СПБ, 1904.
«Новая Церковь» (Священник и прихожане).
СПБ, 1905.
«Проклятые вопросы и христианство». СПБ, 1906.
«Любовь или ненависть, христианство или буддизм проповедует гр.Л.Толстой».
Указ. на лит. труд см. «Прав.Собес.» 1902, февраль, стр.18.
«На принцевы острова». Письмо второе.
«Прав.Собес.» 1900, июнь, стр.753–759.
«Устройство церковного управления в Константинопольском Патриархате».
«Прав.Собес.» 1900, июль-авг., стр.137–153.
«Письма из Константинополя». Письмо третье.
«Монастырь неусыпающих».
«Прав.Собес.» 1900, сент., стр.290–295.
«Письма с Афона».
«Прав.Собес.» 1901, март, стр.356–366.
«Четыре беседы о нищете духовной».
СПБ, 1904.
«К воде живой». СПБ, 1904.
«Дети». СПБ, 1904.
«В поисках лика Христова». СПБ, 1904.
«Дети лишние, брошенные, несчастные, преступные».
СПБ, 1904.
«Две русские подвижницы ХVI и XX веков: Св.Юлиания Лазаревская и сестра Варвара».
СПБ, 1904.
«Прощай брату твоему». СПБ, 1904.
«Обиженные дети». Казань, 1902.
«Счастье». «Русск.Паломн.» 1904, № I, стр.4–5.
«До Афона и на Афоне».
«Русск.Паломн.» 1905, № 2, стр.29.
-«- 1905, № 5, стр.62–63.
-»- 1905, № 7, стр.94–95
По поводу книг: Л.К, Толстого: «Разрушение ада и его восстановление».
«Русск.Паломн.» 1904, № 3, стр.36–39.
«Кто мешает распасться оковам «князям тьмы»?»
«Нечто о воспитании».
«Русск.Паломн.» 1904, № 5, стр.70–71.
Письма о войне. (В одну педелю). Москва, 1904.
Письма о войне. (Моральное положение России в настоящее время). «Русск.Паломн. » 1904, № 9, стр. 136–140.
«О результатах общественной трезвенности во дни войны».
«Русск.Паломн.» 1904, № 10, стр. 198.
Персидская поэма: «Рай и Пэри».
«Русск.Паломн.» 1904, № I, стр.175–176.
«По дороге жизни».
«Русск.Паломн.» 1904, № 13, стр.211–212.
«Мироносицы».
«Русск.Паломн.» 1904, № 15, стр.251–252.
«Ответ на недоумение».
«Русск.Паломн.» 1904, № 16, стр.276.
«Внимание к мелочам, как условие жизненного успеха».
«Русск.Паломн.» 1904, № 17, стр.282–284.
«Отклики на запросы и недоумения».
«Русск.Паломн.» 1904, № 20, стр.345–346.
«Японская Церковь, ее начало. Ап.«Николай».
-»- 1904, № 22, стр.372–373.
«Мелочи. Невинная ложь. Злая правда».
«Русск.Паломн. » 1904, № 24, стр.406–408.
и М. 1905.
«Еще о мелочах».
«Русск.Паломн. » 1904, № 26, стр.442–443 и
М.19O5.
«Жизнь и совесть». (Лекции, письма, беседы).
Москва, 1904.
«Как победить боль страдания».
«Русск.Паломн. » 1904, № 26, стр.474.
«Умершие детоубийцы. Слова Зосимы».
«Молитва за умерших».
«Русск.Паломн. » 1904, № 34, стр.579–560.
"На заре».
«Русск.Паломн.» 1905, № 37, стр.576–579.
«К 300-летию монастыря Св.Симеона Верхотурского».
«Русск.Паломн. » 1904, № 37, стр.620–627.
«Ответы на вопросы читателей».
«Русск.Паломн. » 1904, №26, стр.653.
«Близкий голод. – Ложь нашей благотворительности».
«Русск.Паломн.» 1905, №40, стр.624–626.
«Голод. Погашение жалости общей скорбью».
«Русск.Паломн.» 1905, №43, стр.675–676.
«Звезда зовет».
«Русск.Паломн.» 1905, № 52, стр.827.
«Церковь, литература и жизнь».
«Русск.Паломн.» 1904, №15, стр.264.
и отд. изд. М. 1905.
«Перед стеной». Москва, 1905.
«Старая и будущая школа». Отд. изд. М. 1905.
«И с этой стороны «перед стеной». (Об учительстве).
Отд.изд. М. 1905.
«Психология таинств» (Психологические этюды из области «тайного и великого»).
Отд. изд. М. 1905.
«Таинства: Священство, Крещение и Миропомазание, Причащение, Покаяние и брак».
«Отд. изд. М. 1905.
«Разлад между церковью и интеллигенцией».
Отд. изд.
«Л.Ы.Толстой и русское духовенство». Отд. изд.
«Л.Н.Толстой и Церковь». Отд. изд.
«О законоучительстве». Отд. изд.
«Зачем святые?» Отд. изд.
«Два таланта: I. Л.Андреев, 2-й С.Юшкевич».
«Будущие женщины». Отд. изд.
«На Вересаевскую тему». Отд. изд.
«Вересаев как летописец и тревожный искатель «сегодняшнего дня».
Москва, 1905.
«Граф Толстой и Православная Церковь».
Сборник статей.
«Церковь и тюремные больницы». Сборник статей СПБ.
Профессору М.М.Тарееву. «Отношение пессимизма к нравственной жизни человека».
«Вера и Разум» 1901, № 13, № 14.
Речь: «Типы ораторства».
«Христ.Чт.» 1905, окт., стр.456.
1905, нояб., стр.624.
«Имеет ли твердое каноническое основание содержащееся в 256 ст. Устава Духовной Консистории правило об осуждении на всегдашнее безбрачие лица, брак которого расторгается по нарушению им супружеской верности».
«Христ.Чтен.» 1904, май, стр.670.
«Сумашествие, как повод к разводу».
«Христ.Чт.» 1906, дек., стр.852.
«Активно или пассивно христианство?» (Публичное чтение). «Христ.Чт.» 1903, т.1, стр.423.
«О задачах церковного Права». (Вступительная лекция по Церковному Праву в СПБ духовной академии).
«Христ.Чтен.» т.II, стр.756.
Литература:
«Прав.Собес.» 1900, май, стр.610–616.
-«- 1900, июнь, стр.753–759.
-»- 1900, сент., стр.290–295.
-«- 1901, март, стр.358–366.
-»- 1902, янв., стр.26–27 (отчет).
-«- 1902 март, стр.69.
-»- 1902, апрель, стр.117, 125.
-«- 1905, июнь, стр.33, 46.
«Русск.Паломн.» 1904, № 23, стр.402.
-»- 1904, № 49, стр.856.
-«- 1905, № 14, стр.203 (примечание).
«Церк.Вести.» 1908, № 5, стр.138–141.
-»- 1910, № 6, стр.182.
«Приб. к «ЦВ» 1908, № 30, стр.1430–1434.
«Изв.Каз.Еп.» 1903, № 3, стр.24–25.
-«- 1912, № 40, стр.1214.
-»- 1913, № 29, стр.876.
«Старообряд.Календарь» 1959, стр.91–92.
Большой отрывной календарь «Святые минуты».
«Изв.Каз.Еп.» 1907, № 6, стр.179–182.
Werke:
Kak ja stai narodnym socialistom (Lieb Archiv, Hs 335).
Christos v vek mašin, St. Petersburg 1907.
Literatur:
M.M. Šeinman, Christianskij socializm, Moskau 1969, S. 137–139: Er hatte ein Programm für russische christliche Sozialisten aufgestellt. Er soll im Zustand geistiger Umnachtung Selbstmord begangen haben.
D. Pospielovsky, The Russian Church, 23, 47, 51, 69, 90.