Источник

Владимир (Богоявленский Василий), митр. Киевский и Галицкий

Родился I января 1848 года. День Ангела 15 июля. Сын священника села Малой Моршки, Моршанского уезда, Тамбовской губернии.

Среднее образование получил в Тамбовской духовной семинарии, а высшее в Киевской духовной академии, которую окончил 24 мая 1874 года со степенью кандидата богословия и с правом на магистра.

По окончании академии в том же году назначен был в Тамбовскую семинарию на должность преподавателя по Гомилетике, Литургике и Пастырскому богословию.

Через год перешел на кафедру Св. Писания: вместе с тем преподавал в семинарии немецкий язык и имел уроки по географии сначала в Епархиальном женском училище, а затем в женской гимназии. Но религиозное настроение влекло его к пастырству. Прослужив в Тамбове около восьми лет, он женился, оставил службу при семинарии и 31 января 1882 года был рукоположен во священника в Покровской соборной церкви г. Козлова.

В 1883 году перемещен на должность настоятеля Троицкой церкви г. Козлова и назначен благочинным местных городских церквей. Уже здесь он показал себя выдающимся проповедником и обратил особое внимание на вне богослужебные беседы, как лучшее средство религиозного просвещения. Но недолго подвизался о. Василий среди тихой и мирной жизни, ревностно трудясь на пользу Церкви. Промысл Божий скоро положил предел его скромному служению. Рано потеряв жену и единственного ребенка, о. Василий в своей скорби услышал голос, призывающий его «оставить мир и яже в мире» и всего себя отдать на служение Церкви.

8 февр.1886 года о. Василий принял иноческий постриг с именем Владимира в Тамбовском Казанском монастыре и на другой же день был возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Тамбовского Троицкого монастыря.

6 окт. того же года получил новое более ответственное назначение – настоятеля Новгородского Антонневого второклассного монастыря.

13 июня 1888 года хиротонисан митрополитом Исидором в Петербурге, в Александро-Невской Лавре, во епископа Старорусского, вик. Новгородской епархии с местопребыванием в г.Новгороде. Этот ныне заглохший, а в древности столь шумный город, сделался колыбелью славы молодого архиерея. В Новгороде, епископ Владимир живую архипастырскую деятельность соединял с простым и добрым отношением ко всем и редкой отзывчивостью к нуждам паствы и духовенства. Последнее ценило в нем доступного, участливого ко всем нуждам духовенства, архипастыря, умелого руководителя в деле пастырского служения.

Паству привлекало благоговейное и благолепное служение епископа и особенно его проповедничество, проникнутое твердой верой, любовью к служителям и пламенной ревностью по Бозе, и, вместе с тем, – простое и безыскусственное, всем доступное по своей форме. Он придавал большое значение церковному проповедничеству и его красноречивые проповеди всегда привлекали массу слушателей. Святому делу проповеди епископ Владимир оставался преданным навсегда. Памятником этого служат его «Беседы на семь слов Спасителя со креста».

Епископство в этом городе послужило для него прекрасной школой и подготовкой для самостоятельной деятельности в самом недалеком будущем.

19 янв.1891 года Преосв. Владимир назначен епископом Самарским. Здесь он, прежде всего, обратил внимание на религиозно­нравственное просвещение. Он ввел внебогослужебные собеседования по различным церквам и присутствовал на них. Для распространения духовного просвещения в народе, епископ Владимир основал в Самаре Алексеевское религиозно-просветительное братство, созывал любителей духовного просвещения на духовно-нравственные чтения в семинарии. Заботливое внимание обращал он и на духовно­учебные заведения и на развитие церковно-приходских школ мужских и женских. Зная, какую роль играет женщина в русской семье, преосвященный открывал женские церковные школы.

Служил часто и во всех даже самых маленьких храмах. Но особенно много сделал он в Самарской епархии во время неурожая и последовавшей затем холерной эпидемии. Под своим личным заведыванием еп. Владимир учредил епархиальный Комитет для пособия пострадавшим от неурожая. По уездным городам также были устроены епархиальные комитеты. Сам епископ и в печатных воззваниях и в поучениях старался расположить всех к помощи пострадавшим.

К этому делу были привлечены все настоятели церквей и монастырей.

Во время губительной эпидемии холеры, уносившей многие тысячи жертв, епископ Владимир стал устраивать на видных местах и площадях города общественные молебствия и обращался к тысячам народа со словами утешения и ободрения, указывая в то же время на меры предосторожности против заболевания.

18 окт.1892 года он был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии, с званием члена Святейшего Синода. В Грузии, как и в Самаре, владыка поставил себе первой задачей содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе Православной Русской Церкви. Он установил внебогослужебные собеседования и церковное учительство во время богослужений, привлекая к этому всеми мерами приходское духовенство и первый подавал к тому пример. При всем неудобстве путей сообщения на Кавказе, он очень часто предпринимал поездки по обширному краю, всюду входя в духовные и материальные нужды духовенства и паствы. Сектанты, раскольники и прочие все составляли предмет заботливой внимательности архипастыря, которому и удалось за время своего управления экзархатом, достигнуть сближения неправославных элементов с Православием.

За время служения Преосв. Владимира в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, изысканы средства на возобновление старинных церквей. Учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при Тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Достойно пройдя таким путем свое служение Кавказскому краю, Преосв. Владимир завещал и будущим пастырям ту же ревность в служении Церкви в крае.

В 1895 году награжден бриллиантовым крестом на клобуке.

В 1896 году получил панагию, украшенную драгоценными камнями.

С 1897 года состоял почетным членом Казанской Духовной Академии «во внимание к его благоплодным архипастырским и миссионерским трудам».

21 февр.1898 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским, а также священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

9 апр.1900 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

На Московской кафедре митр. Владимир пробыл почти пятнадцать лет.

Это была самая тяжелая и многосложная полоса в жизнедеятельности митр. Владимира, а вместе с тем она представляет самую блестящую страницу в его жизни, стяжавшую Московскому митрополиту славу просвещенного, ревностного стоятеля за славу и величие Православной Церкви.

Высокопреосвященный Владимир был в числе иерархов, подписавших в 1901 году постановление Синода об отлучении графа Л.Н.Толстого от Русской Церкви.

Подписал постановления Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского, св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского, а также принял ходатайство об открытии мощей патриарха Гермогена.

Рукотворным памятником деятельности митр. Владимира для будущих поколений является величественное здание Епархиального дома, где сосредоточены все епархиальные, духовные, народно­просветительные учреждения и тут же великолепный храм во имя св. князя Владимира. В залах Епархиального дома проводились лекции, чтения, беседы. Обширное помещение в доме отведено было для епархиальной библиотеки и читальни. Здесь же помещалась редакция духовных журналов.

В последние годы владыка обратил особое внимание на борьбу с народным пьянством. В 1911 году под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд.

26 авг.1912 года митрополит Владимир был награжден панагией, усыпанной драгоценными камнями.

23 ноября 1912 года назначен митрополитом С.-Петербургским и Ладожским, священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро- Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода.

21 февр.1913 года награжден крестом для предношения в священнослужении.

Несмотря на светлую, блестящую и плодотворную деятельность митр. Владимира, в литературе встречаются попытки охарактеризовать его как человека корыстного, держащегося за принадлежащую ему власть, а для этого не брезгующего никакими приемами.

Бывший иеромонах Илиодор (Сергей Турфанов) в своих записках о Распутине пишет, что митр. Владимир, в бытность свою митрополитом С.-Петербургским, не стал вместе с другими честными служителями Церкви Божией обличать Распутина, боясь попасть в немилость. Для него в данном случае критерием его деятельности явилось якобы собственное благополучение, а не справедливость и честность. Поэтому он соглашается с мнением Святейшего Синода на ссылку епископа Гермогена (Долганова) за то, что он открыто обличал «святого” старца. После высылки из столицы епископа Гермогена он был щедро награжден Распутиным.

По поводу этих обвинений необходимо сказать следующее:

Ссылка еп. Гермогена заключалась в том, что ему предложили выехать из столицы в свою епархию для ближайшего руководства епархиальными делами и особенно для наблюдения за деятельностью иеромонаха Илиодора, который намеревался выпустить в Царицыне два издания литературы, которому одному из них думал дать резко полемический характер и крикливое название «Гром и молния».

Еп. Гермоген распоряжение о выезде из столицы не выполнил, после чего его освободили от управления Саратовской епархией и назначили место пребывания в Жировицком монастыре. В С.-Петербурге он находился, будучи вызван туда для присутствия в Свящ. Синоде. Вызов в Синод и увольнение из присутствия в Синоде тогда производились царем, и вполне возможно, что влияние Распутина отразилось на судьбе епископа Гермогена. Однако кроме этой тайной предполагаемой причины были и другие, явные причины. Он восстановил против себя членов Синода резкой критикой их деятельности, и особенно тем, что свои разногласия с Синодом вынес на суд свободномыслящих, гонявшихся за сенсацией, журналистов.

Его полемика с Синодом касалась вопросов о диаконисах и о поминовении инославных умерших, т.е. вопросов чисто церковного характера, так что вмешательство враждебных церкви газетных работников в данном случае было совершенно неуместно, и все это послужило причиной того, что с епископом Гермогеном поступили необычайно строго.

Не будем подробно разбирать, кто был прав по существу этого столкновения между епископом Гермогеном с одной стороны и митрополитом Владимиром и остальными членами Синода с другой. Вернее всего, истина была посредине. Об епископе Гермогене тоже известно много хорошего, но если даже митрополит Владимир был и неправ, соглашаясь на его ссылку, это еще не дает оснований подозревать в митрополите Владимире какие-либо побуждения низменного порядка.

Личное мнение самого Илиодора по этому вопросу не имеет никакой ценности, поскольку он приобрел печальную известность как личность резко тенденциозная, склонная к преувеличению и даже искажению фактов. Вся предыдущая и последующая жизнь и деятельность митрополита Владимира является порукой в его пользу, а бесславный конец Илиодора покрывает позором этого автора резких отрицательных характеристик.

Что касается обвинения в попустительстве Распутину, то следует учесть, что избранный епископом Гермогеном метод далеко не единственно-возможный путь к ослаблению силы Распутина, и митрополит Владимир отнюдь не походил на пешку в его руках. Правда, награды он получал, но получал их вполне заслуженно.

Характерно, что ровно через три года после назначения митрополитом С.-Петербургским, первенствующим членом Синода, заслуженный архипастырь много потрудившийся и завоевавший всеобщую любовь и уважение, восемнадцать лет находившийся в сане митрополита, вдруг переводится в Киев, на младшую из трех митрополичьих кафедр, а на его место назначается только что возведенный в сан митрополита Питирим (Окнов).

С карьеристами, любимцами сильных века сего так не поступают.

В качестве обвинения митрополиту Владимиру приводится еще один случай, в свое время наделавший много шуму и давший повод к многим нареканиям на него, когда он был еще архиепископом, Экзархом Грузии.

Ректор Тифлисской семинарии архимандрит Серафим в присутствии воспитанников семинарии обозвал грузинское церковное пение «собачьим лаем». За этим последовал бурный взрыв негодования, распространившегося и на архиепископа Владимира.

Вместо того чтобы наказать провинившегося архимандрита должным образом и тем умиротворить взволнованный край, архиепископ Владимир почему-то взял ректора семинарии под свою защиту и тем самым вызвал большое недовольство грузинских националистов.

Этот случай не только умножил число его врагов, но и помог открыть еще одну черту его характера. Взяв под свою защиту архимандрита Серафима, архиепископ Владимир ставил под угрозу собственное благополучие и популярность, а может быть и безопасность. В это время Грузия кипела против всего русского особенной ненавистью, которая доходила до таких размеров, что через десять лет после описываемого события националисты убили бывшего там в то время архиепископа Никона. Для архиепископа Владимира было бы гораздо легче и спокойнее пожертвовать одним человеком, сгоряча сказавшим действительно очень грубую, пожалуй, возмутительную фразу. Но он понял, что это сказано именно сгоряча и не побоялся никаких громов и молний. При таких обстоятельствах этот поступок архиепископа Владимира требовал большого мужества и внутренней самостоятельности.

Перевод митрополита Владимира из С.-Петербурга в Киев состоялся 23 ноября 1915 года.

В этом же году митрополит Владимир удостоился степени доктора богословия.

Скончался мученически 24 января 1918 года. Был убит злоумышленниками около Киево-Печерской Лавры, где и погребен. Духовный писатель и проповедник. Его проповеди и беседы, продуманные и прочувствованные горячо верующей и любящей душой, переданные в живой, одушевленной речи образным, картинным языком, невольно подчиняли слушателей их обстоятельной силе и настроению проповедника.

Труды:

Слово на Новый год.

«Самар.Еп. Вед.» 1892, № I, стр.21.

Слово в 6-ю Неделю по Пятидесятницы.

«Самар.Еп. Вед.» 1892, № II, стр.614.

Речь при вручении жезла Преосв. Трифону I-го июля 1901 г.

«Приб. к «ЦВ» 1901, № 29, стр.1017–1019.

Слово, произнесенное пред началом нравственно-религиозных чтений для рабочих гор. Москвы.

«Приб. к «ЦВ» 1902, № 48, стр.1675–1679.

Слово в день Пятидесятницы.

«Приб. к «ЦВ» 1905, № 27, стр.1105–1108.

Беседы на семь слов Спасителя с креста. СПБ, 1899.

Письмо Владимыра епископа Самарского.

«Мисс. Обозр.» 1901, март, стр.217.

Против отрицающих почитание святых.

М.1902, отдельный оттиск из № 8 журнала «Вера и Церковь» за 1902 г.

Где истинное счастье: в вере или неверии. СПБ, 1905.

«Голос Церкви», 1914, январь-июнь.

«О труде и собственности». Москва, 1905.

«Голос Церкви» 1912, декабрь, стр. 5–18.

«К богатым и бедным». Москва, 1906.

«Социальная задача семьи». Москва, 1906.

«О рабочем вопросе». На основании Евангельской притчи о работниках и винограднике (Мф.20, 1–16).

Москва, 1907.

«Беседа Иисуса Христа с Никодимом».

Москва, 1908.

Речь при открытии монашеского съезда 5 июля 1909 г. в Троице- Сергиевой Лавре.

«Приб. к «ЦВ» 1909, № 32, стр.1457.

Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой. Москва, 1909.

«Голос Церкви» 1914, сентябрь, стр.7–18.

Речь при наречении архм. Владимира во епископа Старо-Русского 8 июня 1888 года.

«Приб. к «ЦВ» 1888, № 25, стр.678–680.

Труды:

Слово Высокопреосв. Владимира в день открытия Московского Епархиального Общества борьбы с пьянством.

«Приб. к «ЦВ» 1910, № 44, стр.1839.

Слово в день десятилетнего юбилея Русского Собрания, произнесенного 30 января 1911 года.

«Приб. к «ЦВ» 1910, № 44, стр.1839.

Архипастырский призыв духовенства и общества к борьбе с пьянством. СПБ, 1911.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 7, стр.257–271.

«Гол. Церкви» 1913, июнь-октябрь.

Слово в день Рождества Иоанна Крестителя.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 29, стр.1247.

Речь в собрании миссионерского общества «Всемирное призвание Церкви».

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 44, стр.1861.

Слово Высокопр. Митрополита, сказанное в Марфо-Мариинской обители милосердия 23 октября 1911 года.

«Приб. к «ЦВ» 1911, № 45, стр.1905.

Речь при встрече государя в Бородине 25 авг. 1912 г.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 37, стр.1469–1470.

Пастырские беседы с детьми. Изд.Ι-e. Москва, 1912.

Петроград, 1915.

О праве церковного отлучения или анафематствование.

Москва, 1912.

«Гол. Церкви» 1912, ноябрь, стр.3–35.

Евангелие детства, подарок детям. Москва, 1912.

«Гол. Церкви» 1912, май-август.

Наука и религия. Москва, 1912.

«Гол. Церкви» 1912, май, стр.58–81.

Доказательства бытия БОГА. Москва, 1912.

«Гол. Церкви» 1912, апрель, стр.33–54.

Слово на третий день Пасхи, произнесенное в Марфо-Мариинской обители милосердия. Москва, 1912, изд.2-е.

«Гол. Церкви» 1912, апрель, стр.311.

Слово на день Св. Пасхи. Москва, 1912.

«Гол. Церкви» 1912, март, стр.19–27.

Юношам (новогодние пожелания).

Москва, 1912.

«Два райских дара Божия в человечестве».

Москва, 1912.

Работа в свете материализма и христианства. Москва, 1909.

«Приб. к «ЦВ» 1912, № 40, стр.1597.

«Против социализма», слово, сказанное в собрании рабочих.

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 3, стр.121. Изд.1-е

«Гол. Церкви» 1913, январь, стр.18–27.

Слово против социализма. Москва, 1913. Изд. 2-е.

Слово об истинном счастье. Москва, 1913.

«Гол. Церкви» 1913, дек., стр.10.

Слово, сказанное 29 августа в день Всероссийского праздника трезвости.

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 38, стр.1701.

«Гол. Церкви» 1913, ноябрь, стр.3–14.

Речь, сказанная при первом посещении Александровской гимназии 15 сентября 1913 года.

«Приб. к «ЦВ» 1913 г., № 39, стр.1757.

Слово (В Неделю 18-ю по Пятидесятнице).

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 43, стр.1961.

Речь при освящении нового здания 3-й С.-Петербургской гимназии 27 октября 1913 года.

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 45, стр.2063.

«Гол. Церкви» 1913, декабрь, стр.16–21.

Речь при вручении жезла епископу Сергию, начальнику Урмийской миссии.

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 50, стр.2309.

«Гол. Церкви» 1914, март, стр.21–26.

Речь при вручении жезла Алексию, епископу Николаевскому 18 декабря 1913 года.

«Приб. к «ЦВ» 1913, № 51–52, стр.2357.

Слово на третий день Пасхи. Еванг. Лук.24, 13–35.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 16, стр.743.

«Гол. Церкви», 1914, июнь, стр.3–9.

Слово к чадам Святой Православной Церкви Христовой (17 августа 1914 года).

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 34, стр.1497.

«Гол. Церкви» 1914, сентябрь, стр.1–4.

Внебогослужебная беседа 1914 года, августа 15 дня о войне.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 35, стр.1545.

Пастырское утешение христианину в бедствиях войны.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 37, стр.1611.

«Гол. Церкви» 1914, ноябрь, стр.3–21.

Слово, сказанное митрополитом в Петропавловской церкви, Обуховского завода 21 сентября 1914 года.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 39, стр.1671.

Речь при вручении жезла Преосв. Севастиану, епископу Кинешемскому.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 39, стр.1675.

Речь, произнесенная на съезде духовенства Петроградской епархии 25 ноября 1914 года.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 50, стр.2063.

Слово в день Рождества Христова при раздаче детям рождественских подарков.

«Приб. к «ЦВ» 1915, № 2, стр.27.

«Гол. Церкви» 1915, декабрь, стр.3–9.

Слово в Неделю Мытаря и Фарисея.

«Приб к «ЦВ» 1915, № 4, стр.85.

«Голос Церкви» 1916, январь, стр.3–9.

Римский амфитеатр и христианские мученики. Петроград, 1915.

Слово при вступлении в последнюю седмицу св. Четыредесятницы.

«Приб. к «ЦВ» 1916, № 14, стр.379.

Слово на хиротонию Евдокима, еп. Волоколамского.

«Богосл. Вест.» 1904, март, стр.409.

Слово после четвертого Евангелия последования Страстей Христовых.

«Голос Церкви» 1912, март, стр.3–12.

Слово на молебне пред открытием в Москве противоалкогольного съезда 6 августа 1912 года.

«Гол. Церкви» 1912, октябрь, стр.1–9.

Слово в день Успения Божией Матери.

«Гол. Церкви» 1912, октябрь, стр.10–15.

Против ли нас (абстинентов) Библия

«Гол. Церкви» 1913, февраль-май.

О христианском подвиге.

«Гол. Церкви» 1913, ноябрь, стр.22–27.

Пастырский голос во время войны.

«Гол. Церкви» 1914, октябрь, стр.3–18.

Церковь пред запросами жизни.

«Гол. Церкви» 1915, январь, стр.3–10.

Воспитание детей.

«Гол. Церкви» 1915, март-ноябрь.

-«- 1916, февр.-август.

Мысли о современной прессе.

«Гол. Церкви» 1916, апр.-май, стр.3–20.

Речь при вручении жезла епископу Пимену, начальницу Урмийской миссии, 6 августа 1916 года.

«Гол. Церкви» 1916, октябрь, стр.3–9.

О почитании святых.

«Гол. Церкви» 1916, ноябрь, декабрь, стр.3–10.

Литература:

«Приб.к «ЦВ” 1888, №25, стр.678.

-»- 1891, №46, стр.1639.

-«- 1900, №52, стр.2180, 2181.

-»- 1909, №24, стр.1095.

-«- 1911, №6, стр.213.

-»- 1912, №47, стр.1893–1897.

-«- 1912, №50, стр.2005–2023.

-»- 1913, №23, стр.1098.

«Церк. Вестн.” 1891, №5, стр.74.

-«- 1891, №18, стр.275.

-»- 1895, №19, стр.595.

-«- 1908, №30, стр.936.

Самар. Еп. Вед. 1891, №4, стр.29.

-»- 1891, №5, стр.154.

-«- 1892, №1, стр.32–33.

-»- 1892, №3, стр.143–146.

-«- 1892, №4, стр.184.

-»- 1892, №22, стр.873,977.

-«- 1892, №23, стр.1072–1075.

-»- 1903, №5, стр.27.

-«- 1903, №14, стр.728.

-»- 1910, №21, стр.379.

«Русс. Инок” 1911, вып.5, стр.35.

«Рус. Паломн.” 1912, №49, стр. 773,774.

«Изв. Каз. Еп.” 1907, №31–32, стр.980.

-«- 1911, №9, стр.271.

-»- 1912, №16, стр.521–522.

-«- 1912, №41, стр.1242.

-»- 1912, №45, стр.1351, 1363–1367.

-«- 1913, №3, стр.108.

-»- 1913, №26, стр.773–779.

-«- 1913, №27–28, стр.835.

-»- 1913, №39, стр.1174.

-«- 1914, №5, стр.152.

-»- 1914, №6, стр.177.

-«- 1914, №11, стр.334.

«Красный архив” 1928, т.26, стр.120.

-»- 1930, т.40, стр.91, 112.

-«- 1930, т.39, стр.119, 121.

-»- 1936, т.1(74), стр.169.

-«- 1936, т.4(77), стр.201.

«Истор. Вестн.” 1908, май, стр.765.

-»- 1913, март, стр.10, 17, 19, 20, 22.

-«- 1913, июль, стр.375.

«Дух. Вестн.” 1896, №9; СПБ.

-»- 1898, №6, Груз. Экзархат.

«Прав. Собес.” 1899, №1, стр. 7.

«Рус. Архив” 1912, №3, стр. 399.

«Мисс. Обозр.” 1901, март, стр.297.

«Отдых Христ.” 1908, авг.-сент., стр.59.

«Нива” 1892, №47, стр. 1039–1040.

«Ж.М.П.” 1957, №12, стр. 38.

«Ж.П.Б.” т.III, стр.206,207.

«Свято-Отеч. Христоматия», стр.220.

Булгаков, стр.1399, 1405, 1411.

БЭС т.1, стб.530–532, 686.

БЭС т.II, стб. 1602, 1993.

БЭЛ т.III, стб. 578–586.

БЭЛ т.IV, стб.731.

НЗС т. Х, стб.937, 938.

Денисов, стр.527.

Илиодор, стр.104, 107, 148.

Рункевич С.Г. «Александро-Невская Лавра 1713–1913 гг.”

С.-Петербург, 1913, стр.985–991.

Поливанов A.A. «Из дневников и Воспоминаний». 1907–1916 гг.т.1. Москва, 1924, июнь, стр.104.

Титов Ф.Н. проф. – прот. «Митрополит Владимир». Киев, 1918.

«Мисс.Календарь» 1907–1908 гг., стр.130.

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1917 год», стр.4–5.

«Памяти. книжка Петрогр. Дух. Акад. на 1915–1916 гг.» стр.6.

Айвазов И. «Высокопр. Владимир, митрополит СПБ и Ладожский».

«Гол. Церкви» 1912, декабрь, стр.3–18.

«Список архиереев Иерархии Всерос.»

СПБ, 1896, № 513, стр.77.

Исправления и добавления A.A.

Erster Märtyrer der ROK in der Revolution.

M. Pol‘skij, Novye mučeniki 1,10–24; 11,172.

Nikodimov, J. Vospominanie о Kievo-Pečerskoj Lavre, München 1960, S. 97–106; 108–109.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte 1,117–120, passim; 11,72,74,89,194,219; 111,20.

Miller, Novye mučeniki rossijskie, in: Prav. Put‘ 1975,74–85.

Regel'son 228, 523.

Struve 33, 502.

N. Rklickij, Žizneopisanie IV,150, 214.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle