Источник

Владимир (Благоразумов Иосиф), еп. б. Приамурский и Благовещенский

Родился 3 апреля 1845 года в семье диакона Пензенской епархии.

По окончании среднего образования в Пензенской духовной семинарии 14 ноября 1866 года был возведен в сан иерея и назначен священником в уездный город Городище, Пензенской епархии.

В 1878 году овдовел. Желая получить высшее богословское образование, поступил в Казанскую духовную академию в том же году.

В 1882 году окончил курс академии с дипломом кандидата богословия и с правом получения степени магистра.

С 1882 года был смотрителем сначала во втором, а затем и в первом Пензенском Духовном училище.

1887 г. – преподаватель Волынской духовной семинарии.

14 авг.1888 года принял монашество и занял должность преподавателя Св. Писания и Волынской духовной семинарии. На Волыни иеромонах Владимир обратил на себя внимание своими внебогослужебными чтениями и собеседованиями, которые ввел в уездном городе Кременчуге. В скором времени он был избран председателем Совета Богоявленского Свято-Николаевского Братства и редактором «Почаевского Листка».

В 1891 г. был переведен в Кишеневскую духовную семинарию, где состоял преподавателем Св. Писания и одновременно был членом Кишиневского миссионерского общества и Трехсвятского Братства.

Будучи преподавателем, иеромонах Владимир защитил диссертацию на тему: «Св. Афанасий Александрийский, его жизнь, учено­литературная и полемико-догматическая деятельность». За это сочинение в 1896 году ему была присвоена степень магистра богословия. По отзыву профессора Л.Писарева магистерское сочинение иеромонаха Владимира послужило к изучению одного из важнейших периодов церковно-исторической жизни IV века, именно, периода борьбы св. Афанасия Александрийского с савелианством, арианством, аполлинарианством и духоборчеством, – словом с теми ересями, которые на протяжении IV-го века старались распространять в обществе ложное учение о Лице Сына Божия и Св.Духа. В данном случае автор ставит себе самую широкую задачу. Все русские биографы, касаясь жизни и деятельности св. Афанасия, обыкновенно не делали более или менее подробного обзора его литературной деятельности. Иеромонах Владимир со своей стороны восполнил этот пробел. В связи с тем или иными фактами жизни и деятельности св. Отца, он указывает и самые литературные произведения последнего. Он довольно обстоятельно, хотя и в сжатой форме, передает содержание их, отмечает особенности их догматико-полемического характера, устанавливает более или менее ясно и определенно вопрос о времени их написания и действительной принадлежности их св. Афанасию. В этом последнем отношении сочинение иеромонаха Владимира по справедливости может считаться заметной новинкой в нашей бедной патриотической литературе, хотя и не имеет самостоятельного характера.

В 1897 году в декабре иеромонах Владимир был переведен на должность старшего цензора С.-Петербургского Духовно-Цензурного Комитета с возведением в сан архимандрита.

4 февр.1901 года хиротонисан в Казанском соборе С.-Петербурга во епископа Сарапульского, первого викария Вятской епархии.

5 апр.1902 года назначен епископом Михайловским, вик.Рязанской епархии. На этой кафедре Преосв. Владимир пробыл до 3 ноября 1906 года, когда он был назначен епископом Приамурским и Благовещенским.

22 мая 1909 года по болезненному состоянию уволен от управления епархией на покой с правом управления Николаевской Теребенской пустынью Тверской епархии.

Был пожизненным членом Совета Казанской духовной академии.

В 1911 году был освобожден от управления Николаевской Теребенской пустынью с назначением ему местопребывания в Калязинском монастыре той же Тверской епархии.

Известен как духовный писатель. В течение своей многолетней сначала пастырской, а потом учено-педагогической деятельности Преосв. Владимир зарекомендовал себя многими учеными статьями и небольшими назидательными заметками (большей частью проповеднического содержания). Более видными и заметными работами оказываются статьи, посвященные истории и деятелям западнорусского края, например, «Иосиф Семашко, митрополит Литовский, главный деятель по воссоединению западнорусских униатов с Православной Церковью». «Краткий очерк жизни и деятельности преподобного Иова игумена Почаевского» и многие другие. Много статей издано отдельными брошюрами. Все эти статьи собраны автором в особую книгу, составившую объемистый том, как памятник 40-летних трудов его пастырства и архипастырства.

В 1914 году указан, как управляющий Нежинским Благовещенским монастырем.

Скончался в 1914 г. в г. Нежине.

Труды:

«Св. Афанасий Александрийский. Его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность»

Магистерская диссертация. Кишинев, 1895.

«Основы христианского воспитания детей». СПБ, 1900.

«Иосиф Семашко, митрополит Литовский, главный деятель по воссоединению западно-русских униатов с Православной Церковью». СПБ, 1900.

«Слова, поучения и речи по поводу событий 1876–1878 гг.»

СПБ, 1900.

Избранные проповеди и статьи религиозно-нравственного содержания. СПБ, 1901.

«Чудесные знамения Почаевской иконы Божией Матери».

Несколько мыслей по поводу воссоединения с Православной Церковью чехов на Волыни.

Краткий очерк жизни и деятельности преп. Иова, игумена Почаевского.

Вечерние духовно-назидательные чтения в Почаевской Лавре.

(Мысли и желания по этому поводу).

Пастырские труды за 35 лет служения Святой Церкви. (1866–1901).

«Религиозно-нравственные внебогослужебные чтения и собеседования при Волынской духовной семинарии.

Свои многочисленные произведения Преосв. Владимир печатал в следующих изданиях:

«Волын. Епарх.Ведом.»,

«Почаевский Листок»,

«Церковный Вестник» и «Церковные Ведомости».

Отзывы:

Проф. Попова А. и доцента Писарева Л. на сочинение преподавателя Кишиневской духовной семинарии иеромонаха Владимира, представленное на соискание степени магистра богословия на тему: «Св. Афанасий Александрийский, его жизнь, учено-литературная и полемико-догматическая деятельность».

«Прав. Собес.» 1898, ноябрь, стр.498.

Литература:

«Церк. Вед.» 1901, №4, стр.21.

-«- 1902, №15–16, стр.88.

-»- 1906, №46, стр.487.

-«- 1909, №22, стр.221.

«Приб. к «ЦВ» 1901, №6, стр.205–208.

-»- 1902, №15–16, стр.556.

-«- 1911, №40, стр.1694.

-»- 1911, №43, стр.1848.

«Церк. Вестн.» 1908, №31, стр.957.

-«- 1908, №45, стр.1405.

«Изв. Каз.еп.» 1914, №40, стр.1245.

«Прав. Собес.» 1897, декабрь, стр.22.

-»- 1900, март, стр.28.

-«- 1902, март, стр.151, отчет.

-»- 1905, сентябрь, стр.12.

-"- 1914, февраль, стр.4 отчет.

«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии

на 1903 г.”, стр.168.

на 1905 г., стр.146.

на 1906 г., стр.140.

на 1910 г., стр.292.

«Отдых Христиан.» 1908, авг.-сент., стр.58.

«Мисс календарь” 1907–1908 гг., стр.130.

Прот.зас.сов.Каз.Д.А за 1895 г., стр.161.

за 1896 г., стр.498–499.

за 1902 г., стр.35.

Булгаков, стр.1395, 1399, 1411.

БЭС т.I, стб.532–533.

БЭЛ т.III, стб.578–586, 1188.

НЭС т.Х, тб.937 и доп.т.1, стр.439.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle