Источник

Вениамин (Федченков Иван Афанасьевич), митр. Саратовский и Вольский

Родился 12 сентября 1880 года в Тамбовской губернии.

В 1903 году окончил Тамбовскую духовную семинарию.

В 1907 году окончил СПБ духовную академию со степенью кандидата богословия.

26 ноября 1907 г. пострижен в монашество, а 3 декабря рукоположен во иеродиакона и 10 декабря – во иеромонаха.

С 1907 по 1908 гг. был профессорским стипендиатом СПБ духовной академии по кафедре Библейской Истории.

С 1908–1910 гг. – личный секретарь при архиепископе Финляндском Сергии (впоследствии патриарх).

1910–1911 г. – и.д. доцента по кафедре Пастырского богословия, Гомилетики и аскетики в СПБ духовной академии.

15 ноября 1911 г. – инспектор СПБ духовной семинарии.

С 21 дек.1911 г. назначен ректором Таврической духовной семинарии, а 26 декабря возведен в сан архимандрита.

С 26 авг.1913 г. по 1917 г. ректор Тверской духовной семинарии.

В 1914 г. был участником открытия мощей Святителя Питирима.

1917–1918 гг. избран членом I-го Московского Собора от низших клириков.

Осенью того же года избран членом Херсонского Церковного Собора от учебных заведений, монастырей и как заместитель архиерея.

1917–1919 гг. – ректор Таврической духовной семинарии по выборам корпорации.

В 1919 г. читал лекции в Таврическом университете по кафедре Богословия.

10 февр.1919 г. хиротонисан во епископа Севастопольского, вик. Таврической епархии, по постановлению Св.Синода Украинской автономной церкви, с согласия Патриарха Тихона. Чин хиротонии совершали: архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе) и архиереи: Гавриил Челябинский, Варлаам (Ряшенцев), б. секретарь при Украинском Синоде, Нестор Камчатский (Анисимов) и другие.

1919–192O гг. – епископ армии и флота на юге России.

1919–1921 гг. – член Синода В.Ц.У.

В 1920 году назначен от Синода в Совет Министров при ген. Врангеле.

В 1920 году в ноябре эвакуировался за границу. Жил в Константинополе, Болгарии, Сербии и в других Западно-Европейских странах. Был председателем Предсоборного Совещания (или епархиальн. собр.) в Константинополе перед Карловацким Собором.

В 1921 году подготовил Карловацкий Собор. Был членом «Русск. Совета» при ген. Врангеле, продолжая быть епископом эмигрировавшей армии, рассеянной по разным странам.

В 1922 году от Вселенского Патриарха Мелетия привез мирное извещение о желании мира между Греческими и Болгарскими Церквами, о чем сообщил Синоду.

В этом же году, после указа Патриарха Тихона, вышел из состава Украинского Синода и поселился в монастыре, основанном им в Сербии в г.Шабаце в монастыре Петковице, где собрал около 25 человек русской братии.

С 1923 по 1924 гг. был епископом в Карпатской Руси, в качестве викарного архиерея от архиепископа Савватия (Чешского).

1924–1925 гг. возвратился в Сербию и назначен был законоучителем Русского Донского кадетского корпуса с местожительством в Петковицах.

1925–1927 гг. был вызван митрополитом Евлогием в Париж в качестве инспектора и преподавателя в Богословском институте во имя Преп. Сергия Радонежского.

Вследствие борьбы между иерархами (митр. Антонием и митр. Евлогием) после неудачной попытки выехать на Родину, возвратился в Сербию и был назначен законоучителем русского кадетского корпуса, настоятелем эмигрантской церкви и заведующим Пастырско – Богословскими курсами.

3 дек.1927 года включен в клир Московской Патриархии.

В 1929–1930 г. был вызван снова в Париж в институт, в виду того, что и мтр. Евлогий остался верным Матери Церкви.

Вследствие оклонения митрополита Евлогия от Русской Православной Церкви, епископ Вениамин, оставаясь верным сыном Матери Церкви, организовал в Париже и других городах за границей Патриаршую Православную Церковь 1930–1933 г.г.

1931 г. – настоятель Патриаршей Церкви в Париже.

19 апр.1932 года возведен в сан архиепископа.

В 1933 году был вызван на лекции в Америку и при отпуске получил от митрополита Сергия Патриаршего Местоблюстителя, указ выяснить «позицию» митрополита Платона в Америке и в случае его отделения от Православной Церкви остаться там управляющим, а потом и правящим архиереем (1933–1947 г.г.).

1933 г. – управляющий епархией в США.

22 ноября 1933 года – Экзарх Русской Православной Церкви в США – архиепископ Алеутский и Сев. Американский и награжден правом ношения креста на клобуке.

14 июля 1938 года получил сан митрополита.

Во время Великой Отечественной войны много работал в пользу помощи России.

В 1945 г. был вызван Патриархией на Поместный Собор в Москву для избрания патриарха.

30 июля 1946 года получил советское гражданство.

21 авг.1947 года был назначен на Рижскую епархию в Латвию.

С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви и соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:

а) Ватикан и Православная Церковь,

б) Экуменическое движение и Православная Церковь,

в) Об англиканской церковной иерархии,

г) О церковном календаре.

27 марта 1951 года назначен митрополитом Ростовским и Новочеркасским.

28 ноября 1955 года – митрополит Саратовский и Балашовский.

С 26 дек. 1957 года именуется Саратовским и Вольским.

февраля 1958 года уволен на покой с пребыванием в Псково­Печерском монастыре.

4 окт.1961 года скончался в Псково-Печерском монастыре.

Труды:

«На Северном Афоне». Странник, 1904 г.

«О крестном пути пастырства». Слово в день годовщины Академии.

«Христиан.Чтение» , 1911, стр.540.

Лекции по Пастырскому богословию с аскетикой.

(на гектографе). СПЕ, 1911.

«О св. Василии Великом». (Пробная лекция).

«Крымские Епарх. Вед.» 1912.

Материалы об искуплении. (Выдержки из творений св. отцов).

«О.Иоанн Кронштадский».

«Объяснение двунадесятых праздников».

«Вера, неверие и сомнение».

Саратов, 1956 (машинопись).

Письма профессора о вере.

«Объяснение молитвы Господней».

Беседы в вагоне.

«Из того мира», I и II части.

«Записки епископа», I-IV части. Саратов, 1955.

«На рубеже двух эпох».

«Из светских писателей».

«В поисках» (о советской жизни).

«Дневники» (об Америке, Канаде, Сербии, Франции и т.д.).

«О Евангелиях» (Заметки и беседы).

«Русско-Японская война и архиепископ Николай Японский.

Париж, 1932. Православное издательство.

«Божьи люди», (рукопись).

«Строй богослужения».

«Жития святых».

«Житие Оптинского старца с. Нектария».

«Житие Зосимов.старца о. Германа».

«Мои встречи со святыми».

Службы святым (мч. Вениамину. Еп. Иоасафу Белгородскому, акафисты и проч.).

«О самоубийстве» (два канона и статья).

Заметки о войне с немцами.

«О имени Божием».

Перевод на славянский язык из молитв св.Ефрема Сирина.

«Впечатления о войне с немцами».

«Еврейский вопрос».

«Письма к еврейке».

«Записки о Латвии».

«Житие преп. Серафима Саровского».

«Небо на земле» (Учение о. Иоанна Кронштадтского). СПБ.

Париж, 1932, Прав. Изд-во.

«Житие Божией Матери» (и учение св. отцов о Ней).

«Беседы преп. Серафима Саровского с Н.А.Мотовиловым».

Акафист трем святителям.

Послание ко всем русским людям в Америке. Призыв об объединении с Православной Церковью.

«Правда о религии в России». МП. 1942, стр.282–291.

«Духовный лик Польши».

«Воспоминания о Патриархе Сергии» (Личного секретаря).

«Мысли об м. Антонии (Храповицком)».

Записки о Сербских монастырях.

Дневник о посещении Англии и Англиканской Церкви.

Заметки о католической жизни.

Подготовительные материалы к Карловацкому Собору в Сербии.

1921 г.

Статьи в журнале «Православие» – «Суд в Париже и Америке».

Заметки против учения о. Булгакова о «Софии».

Объяснение Литургии.

«О римско-католической Церкви».

«ЖМП» 1945, № 4, стр.7–11.

«Об англиканстве». (Доклад на Совещании в 1948 г.) Деян. Совещ.глав и представителей автокефальных Православных Церквей. Т.II. Москва, 1949 год, стр.266–272.

«100-летний юбилей Рижской епархии».

«ЖМП» 1950, № 9, стр.56–57.

«Простые речи за мир».

«ЖМП» 1952, № 4, стр.26–28.

«Торжества в Псково-Печерском монастыре».

«ЖМП» 1958, № 10, стр.II.

Кроме перечисленных трудов писал много статей в журнале в Финляндской епархии, доклады на благочиннических съездах и проч.

Литература:

«Церк. Вед.” 1912, №4, стр. 32.

-«- 1913, №36, стр. 451.

«Приб. к «ЦВ”1918, №11–12, стр. 411.

ЖМП 1932, №11–12, стр. 4.

-»- 1933, №16–17, стр. 1.

-«- 1934, №18–19, стр. 3.

-»- 1943, №1, стр. 19.

-«- 1943, №3, стр. 12.

-»- 1944, №12, стр. 8–9.

-«- 1947, №11, стр. 6.

-»- 1948, №7, стр. 67.

-«- 1950, №7, стр. 71.

-»- 1951, №4, стр. 3.

-«- 1955, №3, стр. 72.

-»- 1956, №1, стр. 10.

-«- 1957, №3, стр. 7.

-»- 1957, №12, стр. 41,43.

-«- 1958, №3, стр. 5.

-»- 1961, №11, стр. 47–50 (некролог).

«Цреков. Вестн.” 1908, №4, стр. 123.

-«- 1908, №8, стр. 233–234.

-»- 1908, №9, стр. 285–286.

«Рус. Прав. Цер.” стр. 150.

-«- стр. 155.

-»- стр. 41.

«Журн. Засед. Св.

Синода” №23 от 27.12.1950.

-«- №2 от 27.3.1951.

-»- №13 от 26.12.1957.

-"- №3 от 20.2.1958.

«Правда о религии в России”. МП, 1942, стр. 12,13, 279–281.

Елевферий митр. «Соборность Церкви. Божие и Кесарево”

Париж. 1938, стр. 118, 222, 223, 244, 249.

ФПС I, № 81, стр.4.

ФПС II, стр.2.

ФПС IV, стр.3.

ФПС V, № 51.

Биография митрополита Вениамина от 20.XI.1941 г.

Автобиография митроп. Вениамина от 17.II.1947 г.

Дополнение к автобиографии от 26.1.1956 года.

«Именной список ректор, и инспектор. Дух.Акад. и семинар, на 1917 год», стр.142.

Regel’son 488.

Н. Fireside, Icon and Swastika, 186.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte I, 230; III, 104,113, 115, 116, 178, 183, 185, 188, 191.

Literatur:

D. Grigorieff, The Historical Background of Orthodoxy in America, in: St. Vladimir’s Theological Quarterly S (1961) 1/2, 29–31, 39.

Pamjati mitropolita Veniamina (Fedčenkova) , in: ŽMP 1981, 7,10–13.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle