Источник

Борис (Рукин), еп.б. Можайский, вик.Московской епархии

В 1904 году окончил Казанскую духовную академию. За сочинение на тему: «Церковно-библейское учение о пастырском призвании» удостоился степени кандидата богословия. После окончания академии был оставлен при академии на годичный срок профессорским стипендиатом при кафедре Пастырского Богословия. Ректор академии Преосв.Алексий дает отзыв на профессорского стипендиата Бориса Рукина, оставленного для ученых занятий при кафедре Пастырского Богословия: «Рукин с великой пользой провел время своего стипендиатства. Согласно данной ему инструкции он занимался разработкой вопроса о пастырском призвании, изучая не только св. Библию и подлежащие творения отеческой литературы, но и основательно ознакомился с учеными монографиями, как русскими, так и иностранными – относящимися к теме его ученых занятий, о чем свидетельствует весьма солидный перечень материала, прочитанного и использованного стипендиатом. Результатом занятий явилась работа в качестве диссертации на тему: «О пастырском призвании».

В 1905 году был назначен на должность преподавателя Священного Писания в параллельные классы Рязанской духовной семинарии. Затем был назначен Ставропольским Епархиальным наблюдателем церковно-приходских школ и до революции был в светском звании.

17 ноября 1923 года хиротонисан во епископа Можайского, вик Московской епархии.

Служил во многих храмах Москвы. После смерти Патриарха Тихона оставался Можайским викарием. Принимал деятельное участие в организации погребения Святейшего Патриарха Тихона.

В декабре 1925 года уклонился в григорианский раскол, но видной роли в ВВЦС не играл. Причина его перехода в ВВЦС была личная вражда с митр. Петром, которого он ценил очень низко.

В последующие годы был последовательно возводим в сан архиепископа и митрополита и состоял членом григорианского Свящ. Синода.

Своим отходом от Русской Православной Церкви он окончательно потерял свой авторитет в широких московских церковных кругах. Весной 1934 года в Москве он трагически покончил с собой.

Был блестящий проповедник. Он воскресил в своем лице память Московского Златоуста б. архим. Алипия из Иоанно-Златоустовского монастыря, впоследствии в 1911 году скончавшегося в Твери в сане епископа Старицкого. На его службы в Москве стекались любители и поклонники церковного красноречия. Проповеди его отмечались необычайной живостью, ясностью и убедительностью, (были апологетическим образом) и в отличие от многих московских проповедников отличались сравнительной краткостью изложения.

труды;

«Церковно-библейское учение о пастырском призвании».

(Кандидатская диссертация).

«Прав. Собес.» 1905, июль-август, стр.26.

«О современном положении Русской Православной Патриаршей Церкви». М. Изд.автора, 1927.

Литература:

«Прав.Церк.Календарь» 1927, стр.26 (григор.).

«Вестн.Св. Син.Пр.Р.Ц.» 1928, № 5, стр.3 (обновленч.).

«Прав. Собес.» 1905, июль-август, стр.52 (Протоколы).

«Известия ЦИК» от 7 янв. 1926 г., № 5 (2636), стр.5.

Прот.зас.сов.Каз.Д.А. за 1905 г., стр.63, 115.

«Церк. Вед.» 1905, № 28, стр.355.

Елевферий митр. «Неделя в Патриархии», Париж, 1933, стр.137.

ФАМ II, стр.4.

Заметки и дополнения Е.М. № 94.

Joh. Chrysostomus, Kirchengeschichte Bd. II, 14, 19, 92, 97, 104–108 , 116, 120, 127.

Regel’son 379 , 391 , 394.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 2. Боголеп (Анцух) – Гурий (Степанов). – 420 с.

Комментарии для сайта Cackle