Борис (Плотников Владимир Владимирович), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии
Сын столоначальника Красноярского Духовного Правления.
Родился в 1855 году.
По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии Преосвященный Борис в 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) Владимир Владимирович блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И.Бодуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований.
Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера”, который был им напечатан в «Филологических записках» (1879 г., вып.II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико – глоттологическое исследование средне-болгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках».
На третьем курсе темой для кандидатского сочинения Плотников избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».
В 1880 году по окончании Академии со степенью кандидата богословия, Плотников должен был перейти на кафедру словесности и истории литературы и работать в сфере науки, наиболее сродной его натуре, но неожиданное обстоятельство совершенно изменило его положение и увлекло далеко от родной Академии. В июне 1880 года, вскоре по окончании выпускных экзаменов в Академии, в Казань приехал начальник Японской миссии Преосв. Николай Касаткин. Его беседа, раскрывшая блестящую перспективу миссионерской деятельности в отдаленной Японии, произвела на Плотникова столь сильное впечатление, что он, забыв об обещании, данном Академии, сразу дал свое согласие на поступление в миссию, в надежде найти там более широкое поприще для применения своих богатых сил и дарований. Но этому желанию не суждено было осуществиться, т.к. поступить в Японскую миссию можно было не иначе, как только с принятием монашества, тогда как Плотников не был готов к такой перемене своего звания и наотрез отказался. Потеряв и приват-доцентуру в Академии, он вынужден был принять назначение на должность преподавателя словесности с историей русской литературы и логики в Томской семинарии. Служба в Сибири была для него временем тяжких испытаний и лишений.
Широко талантливая натура молодого преподавателя не могла ограничиваться рамками семинарской программы, а неутомимая жажда знаний и ученых работ не находили себе удовлетворения при сравнительной бедности семинарских библиотек. Все это создавало мрачное настроение и притупляло дарование. После четырех лет работы в Томской Семинарии, в 1884 году Академия вспомнила о своем питомце и извлекла его из суровых дебрей Сибири. Совет Казанской Духовной Академии избрал его на вакантную кафедру метафизики, освободившуюся за смертью профессора.
Так как устав Академии обязывал исполняющих должность доцента в течение двух лет представить магистерские диссертации, то молодой метафизик энергично взялся за работу и через год представил в Совет Академии диссертацию на тему: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Период первый от начала христианства до Константина Великого».
Одновременно с этой диссертацией он представил новую работу: «Вопрос о классиках» (Взгляд на его историю, его современное состояние и значение).
Пока эти его сочинения находились на рассмотрении рецензента, он успел продолжить свой труд и довел историю христианского просвещения до конца царствования Юстиниана. Сочинение удостоено похвального отзыва со стороны рецензента, указавшего в числе многих других достоинств автора «замечательную ясность и широту его взгляда, уменье разбираться в самых сложных и трудных вопросах, способность к синтезу, обобщение разнообразных мнений и суждений, необыкновенную ясность и отчетливость изложения». Плотников был удостоен степени магистра богословия и утвержден в должности доцента Академии.
К этому же времени у Плотникова вставал вопрос о жизни. Холостая одинокая жизнь тяготила его, страшно мучила тоска и неудовлетворенность жизнью, и он ухватился за мысль о монашестве.
29 марта 1886 года состоялось пострижение его с именем Бориса. Вскоре затем он был рукоположен во иеродиакона и ко дню Св. Пасхи – во иеромонаха.
В октябре того же года он был назначен инспектором Московской Духовной Академии с возведением в сан архимандрита. Одновременно с инспекторством ему была предназначена кафедра «Введения в круг богословских наук”.
Теперь он должен был расстаться навсегда с родной Академией и идти по пути земного поприща, открывавшего ему постепенно различные должности.
В 1888 году архимандрит Борис был переведен на должность ректора Киевской духовной семинарии. Вместе с этим он сделался редактором издаваемого при семинарии журнала «Руководство для сельских пастырей» и председателем Комитета по изданию журнала «Воскресное Чтение» с повременными выпусками «Киевских листков» религиозно-нравственного содержания.
В конце 1888 года был назначен председателем Киевского Епархиального Училищного Совета, а в августе 1892 года – старшим цензором С.-Петербургского Комитета Духовной Цензуры и членом Учебного Комитета при Святейшем Синоде, но занимал эти должности до момента назначения на пост ректора С.-Петербургской Духовной Академии. Призванный на трудный и ответственный пост ректора столичной Академии, архимандрит Борис целью своей деятельности поставил содействовать возможно большему преуспеянию и процветанию Академии.
«Академия, говорил он, должна стать рассадником общественных деятелей, сильных убеждением в высоте и святости того дела, которому они будут служить, устойчивых в борьбе со злом, проникнутых любовью к людям, способных быть не только учителями, но и действительными духовными врачами народа, для которых жизнь была бы поприщем неустанного труда, посвященного не достижению собственного только благополучия, а, главным образом, благу Церкви, общества и народа».
Разные служебные неприятности и огорчения, а также сырой климат северной столицы вредно отразились на слабом здоровье архимандрита Бориса, и он вынужден был просить место настоятеля миссии в Константинополе. Согласно прошению, с декабря 1893 г. он был назначен на эту должность, где пробыл до 1899 г.
17 февраля 1899 года снова был назначен ректором столичной С.-Петербургской Духовной Академии, на которой и состоял уже в сане епископа до 20 января 1901 года.
Наречение архимандрита Бориса во епископа состоялось в храме С.-Петербургской Духовной Академии.
9 мая 1899 года в Исаакиевском кафедральном соборе, совершена была хиротония архим. Бориса во епископа Ямбургского, викария С.-Петербургской епархии. Хиротонию совершали: митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний; архиепископ Новгородский и Старорусский Феогност; архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий и др. архиереи.
В 1901 году был назначен председателем училищного Совета при Свят. Синоде и членом Синода.
В сентябре – почетный член С.-Петербургской Духовной Академии. 18 ноября 1901 года епископ Борис скончался от острых приступов астмы в Крыму. Погребен в Симферополе.
Это был выдающийся человек. Глубокий знаток слова Божия, умевший своим красноречием привлекать к себе слушателей. Он обладал феноменальной памятью, даром слова убеждения. По жизни был аскет и молитвенник. Он был, по выражению современников его, «украшением Церкви».
Труды:
О сравнительной мифологии Макса Мюллера. Изложение и критика новейшей лингвистической теории мифов.
Воронеж, 1880.
Среднеболгарский Служебник 1532 года Палеографико-глоттологическое исследование.
Воронеж, 1880.
Из церковно-общественной жизни в Сибири. Сборник статей.
Томск, 1884.
Вопрос о классиках. Взгляд на его историю, его современное состояние и значение. Введение в историю христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Казань, 1884.
История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности. Первый период – От начала христианства до Константина Великого.
Казань, 1885.
См. «Прав. Собес."1886, июнь.
Период второй – От торжества христианства при Константине Великом до окончательного падения греко-римского язычества
при Юстиниане (313–529 гг.).
Казань, 1890.
Период третий – Византийский – от Юстиниана до падения Константинополя (529–1459 гг.).
Опыт объяснения XIX главы книги Бытия с обращением особого внимания на апологетическое ее значение.
Москва, 1888.
О значении и пользе образования. Речь к учащимся.
Киев, 1888.
Космология или метафизическое учение о мире.
Выпуск первый. О пространстве времени.
Москва, 1888.
Выпуск второй. О движении материи и силе.
Харьков, 1889
Основные принципы научной теории литературы. Методологическое исследование.
Воронеж, 1888.
Задачи метафизики. Введение в курс метафизики.
Харьков, 1889
В каких отношениях особенно важно для пастырей Церкви обладать научным знанием богословия?
Киев, 1889
Общее введение в круг богословских наук.
Киев, 1890.
Об изучении церковной истории.
Киев, 1890.
К учащимся. О побуждениях к усердным занятиям науками, по учению слова Божия.
Беседа, Изд.2-е, СПБ, 1893.
Об изучении истории просвещения вообще и истории литературы в особенности.
Воронеж, 1890.
Главные черты арийской доисторической культуры по данным сравнительного языкознания.
Воронеж, 1890.
О невозможности чисто-физиологического объяснения душевной жизни человека. Апологетическое исследование.
Харьков, 1890.
«О начале мира». Апологетическое исследование.
Киев, 1891
Записки по Пастырскому богословию. Вып. I-IV.
Киев, 1892.
Речь, напечатанная в «Церк. Вести.» №46, 1892.
«О свете духовном». Прощальная и напутственная беседа окончившим курс студентам СПБ Духовной Академии.
Изд. СПБ, 1893.
В чем искать счастья в жизни. Изд.2-е, СПБ, 1893.
Очерки по истории просвещения в период Византийский
Вып.1, Киев, 1893.
К учащимся. «О значении и пользе образования”. Беседа.
Изд. 2-е, СПБ, 1893.
Слово, сказанное в церкви С.-Петербургского клинического военного госпиталя.
СПБ, 1899.
”Об употреблении времени”. Речь студентам СПБ Духовной Академии пред молебствием в начале учебного года.
СПБ, 1900.
Прощальная речь профессорам и студентам СПБ Дух. Акад., сказанная перед последним служением в Академической церкви ΙΙ.II.1901 года.
СПБ.
Записки по Пастырскому Богословию, сделаны по английскому сочинению Hoppins'a ”Pastoral Theology”.
Свои статьи епископ Борис помещал в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, как-то:
«Томские Епархиальные Ведомости”
«Филологические записки».
«Руководство для сельских пастырей».
«Вера и Разум”.
«Прибавление к творениям св. отцов”.
«Православное Обозрение».
«Чтения Общ. Любит.Дух.Просвещ.»
«Православный собеседник».
«Труды Киевской Духовной Академии» и др.
Отзыв проф.Ф.А.Курганова на книгу ректора Киевской Духовной Семинарии архимандрита Бориса: «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности». Период второй.
«Прав. Собес.» 1912, ноябрь.
Литература:
«Церк. Ведом” 1899, №20, стр.183.
-«- 1901, №4, стр.21.
«Приб. к «ЦВ” 1899, №20, стр.786–789.
-»- 1901, №39, стр.1426–1430.
«Прав. Собес.”1897, декабрь, стр.22.
-«- 1899, январь, стр.26, отчет.
-»- 1900, февраль, стр.215.
-«- 1900, март, стр.28, отчет.
-»- 1901, ноябрь, стр.733–742.
«Церк. Вестн.”1892, №46.
-«- 1893, №50.
-»- 1891, №1, стр.11.
-«- 1899, №17.
-»- 1901, №7, и 8.
«Истор. Вестн.” 1890, сентябрь, стр.685.
«Мис. обозр.” 1901, март, стр.297.
«Изв. Каз. еп.” 1886, №18, стр.479.
«Христ. Чтение” 1900, март, стр.487, 497–498.
-«- 1901, апр.-июнь, 56, 97.
-»- 1902, март, стр.351–354.
«Красный Архив” 1930, т.40, стр.104–105.
Булгаков, стр.1412.
БЭС т.I, стб.390.
БЭС т.II, стб.1816.
БЭЛ т.II, стб.968–971.
Наречение и хиротония Преосвященного Бориса, епископа Ямбургского и первое архиерейское служение его преосвященства в Церкви СПБ Духовн.Академии.
СПБ, 1899
Бродович И. «Прощание ректора Киевской Духовной Академии, Преосвящ. Бориса, с Академией и духовенством в г. Киеве. Киев, 1902.
Венгеров С.А. Критич. – библиогр. словарь русских писателей и ученых. Т.V, стр.328–337.
Терновский. Историч. записка о состоянии Казанской духовной академии после ее преобразования (1870–1892 гг.), стр.358–361.
Булашев Г.О. «Десятилетие учено-литературной деятельности епископа Бориса».
Киев, 1890, авг., стр.39.
(Оттиск из «Рук. для сельских пастырей» 1890 г.).
«Состав Свят.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1901 г.» стр.212–213.