Гермоген (Кожин Василий), митр. Алеутский и Северо-Американский
Родился в 1880 году в станице Кумылженской нынешней Сталинградской области, в семье псаломщика.
Окончил Усть-Медведицкое Духовное училище, Донскую духовную семинарию и в 1916 году Казанскую духовную академию, со степенью кандидата богословия.
В 1907 г. рукоположен в сан диакона.
В 19O8 г. рукоположен в сан священника.
В 1917 г. защитил диссертацию на тему: «Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви» и получил ученую степень магистра богословия.
Преподавал в Новочеркасском Политехническом институте богословие и Закон Божий в мужской гимназии.
В 1917 году был избран членом Поместного Собора Русской Православной Церкви, а в 1918–1920 гг. состоял членом Донского Епархиального Совета.
После 1922 года уклонился в обновленческий раскол.
21 сент.1931 года, будучи в брачном состоянии хиротонисан во епископа Темрюковского5, вик. Кубанской епархии, затем был епископом Моздокским.
С 7 марта 1932 г. – епископ Кубанский.
13 апр.1932 года возведен в сан архиепископа.
С марта 1934 г. – архиепископ Терский, управлял СевероКавказской митрополией.
5 дек.1935 года возведен в сан митрополита Сев. Кавказского и Ставропольского.
По отзывам о нем в Каталоге обновленческих архиереев епископа Сергия Ларина, «был злейшим обновленцем». Писал тезисы, направленные против Русской Православной Церкви, боролся с монашеской идеологией и из своей епархии изгонял православное духовенство.
В 1943 году получил вторую панагию. Пребывал в обновленче=ском расколе до 1945 года. Принят чрез покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея.
Пострижен в монашество с именем Гермогена в 1945 году.
18 февраля 1946 года рукоположен православными архиереями во епископа Казанского и Чистопольского, с назначением врем. ректором Московской духовной академии и Московской духовной семинарии. Здесь он читал курс Истории Зап. исповеданий.
В 1948 году на Пасху возведен в сан архиепископа.
С 8 по 18 июля 1948 года был участником церковных торжеств по случаю 500-летия автокефалии Русской Православной Церкви. Соучаствовал в совещаниях патриархов и представителей автокефальных Православных Церквей по предложенным Московской Патриархией вопросам:
а) Ватикан и Православная Церковь,
б) Экуменическое движение и Православная Церковь,
в) Об англиканской церковной иерархии,
г) О Церковном календаре.
По совокупности трудов Преосв. Гермогена, Совет Московской духовной академии присудил ему в 1949 году ученую степень доктора богословия.
19 окт.1949 года перемещен на кафедру Краснодарскую и Кубанскую, на которой и пребывал до своей поездки в Америку.
За этот период служения своего он выполнил целый ряд ответственных поручений Московской Патриархии.
Так, в 195O году он в составе делегации Русской Православной Церкви ездил в Палестину. В следующем году мы видим его участником третьей Всесоюзной Конференции сторонников мира в Москве, а в 1953 году он сопровождал делегацию Антиохийской Православной Церкви в поездке по Советскому Союзу.
Последним этапом Церковного служения была его поездка в Соединенные Штаты Америки для устроения церковных дел Патриаршего Экзархата в связи с кончиной Экзарха митрополита Макария. Выполняя возложенное на него поручение, он принял участие во втором съезде духовенства и мирян Патриаршего Экзархата Северной и Южной Америки.
6 февраля 1954– года награжден правом ношения креста на клобуке.
19 мая 1954 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом Алеутским и Северо-Американским.
Скончался 3 августа 1954 года.
ТРУДЫ:
«Русская ультрамонтанская литература в защиту папской системы в сопоставлении с учением христианского откровения и голосом Вселенской Церкви».
Магистерская диссертация. 1917.
Очерки по истории Казанской епархии. «История распространения христианства среди татар».
«ЖМП» 1946, № 7, стр.46–57.
«Попытка Ватикана подчинить своему влиянию Православные Церкви южных славян на Балканах».
(Краткий исторический очерк).
«ЖМП» 1946, № 9, стр.65–73.
Очерки из истории Казанской епархии. «Зилантов Успенский монастырь и памятник убиенным при взятии Казани».
«ЖМП» 1947, № I, стр.34–39.
«Патриотическая деятельность духовенства Казанской епархии в отечественных войнах 1812 г. и 1941–1945 гг.»
«ЖМП» 1947, № 3, стр.44–46.
Речь 23 ноября 1947 года при вступлении его на должность ректора Московской духовной академии.
«ЖМП» 1947, № 12, стр.11–15.
«Папство и Православная Церковь».
«ЖМП» 1948, № 4, стр.29–37.
Речь, произнесенная перед началом 1948/1949 учебн.года в Московской духовной академии 15 окт.1948 г.
«ЖМП» 1948, № 12, стр.13–17.
«К вопросу об интригах Ватикана против Вселенского Православия в Польше, на Балканах, в Румынии, на Украине и на Кавказе за последние 40 лет (1908–1948).
«ЖМП» 1948, № 8, стр.71.
О книге B.C. «Россия и Вселенская Церковь».
«ЖМП» 1948, № 4, стр.38.
«Методы католической пропаганды в Грузии».
«ЖМП» 1948, № 9, стр.50.
«Восточная церковная политика Римских пап – Бенедикта ХV, Пия XI и Пия ХII».
«ЖМП» 1949, № 4, стр.48.
«О характеристике деятельности Ватикана за последние двадцать лет.”
«ЖМП» 1949, № 9, стр.43–51.
«Миссия дружбы”
«ЖМП» 1950, № 9, стр.43–44.
«К юбилею Халкидонского Собора». «ЖМП» 1951г., № 6, стр.32–35.
«Ватикан и крестовые походы».
«ЖМП» 1953, № 3, стр.56–64.
«Старокатолическое движение».
«ЖМП» 1953, № 9, стр.44–50.
Литература:
«ЖМП» 1946, № 3, стр.7.
-«- 1948, № 5, стр.18.
-»- 1948, № 8, стр.71–75.
-«- 1948, № 9, стр.40.
-»- 1948, № 12, стр.13–17.
-«- 1949, № 9, стр.6,43,51.
-»- 1949, № 11, стр.4.
-«- 1950, № 9, стр.43–44.
-»- 1951, № 6, стр.32–35.
-«- 1954, № 3, стр.6,7.
-»- 1955, № 3, стр.75.
«Церк. Обновл.» 1925, № 5,6,7, стр.54.
«Журнал Засед. Св. Син.” № 10, от 8.VII.1947.
-«- № 16, от 28.X.1947.
-»- № 4, от 24.II.1949.
-«- № 11, от 19.X.1949.
-»- № 2, от 8.II.1954.
«Русск. Прав. Церк.» стр.156.
Кат-АМ № 114.
Кат-ЯВ № 57, дело № 42, стр.30.
Кат-ЕС п/№9, стр.2.
* * *
в Кат-ЕС ошибочно указана дата хиротонии – 1926 год.