Антоний (Вадковский Александр Васильевич), митр.СПБ и Ладожский
Родился 3 авг.1846 года в с.Ширингуши, Спасского уезда, Тамбовской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тамбовском духовном училище, затем окончил Тамбовскую духовную семинарию и в 1870 г. – Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при Академии в качестве доцента по кафедре Пастырского богословия и Гомилетики. В то же время занимался описанием рукописей и старопечатных книг библиотеки Соловецкого монастыря.
В 1871 г. получил степень магистра богословия.
В 1874 – редактор академического журнала «Православный Собеседник»·
В 1879 овдовел, а в 1882 потерял двоих детей.
4 мар. 1883 пострижен в монашество архиепископом Палладием – впоследствии митрополит С.-Петербургский и Ладожский.
6 марта – рукоположен во иеромонаха, а 14 ноября 1883 г. возведен в сан архимандрита и назначен управляющим Казанским Иоанно-Предтеченским монастырем.
С 8 ноября 1884 – инспектор Казанской Духовной Академии.
В 1885 перемещен на ту же должность сначала в Московскую, а затем в СПБ Духовную Академию.
С 15 апр. 1887 – ректор СПБ Духовной Академии.
3 мая 1887 хиротонисан во еп. Выборгского, вик. СПб епархии.
24 окт. 1892 возведен в сан архиепископа и назначен Финляндским и Выборгским.
В 1895 удостоен научной степени доктора Церковной Истории.
С 1892 избран почетным членом Казанской, Московской и С.-Петербургской Академий.
14 мая 1896 года награжден панагией, украшенной драгоценными камнями.
25 дек.1898 года возведен в сан митрополита и назначен митрополитом СПБ и Ладожским и священно-архимандритом СвятоТроицкой Александро-Невской Лавры.
25 дек.1898 награжден белым клобуком и крестом из драгоценных камней.
С 1898 – постоянный член Св.Синода.
6 мая 1900 награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.
9 июня 1900 назначен первенствующим членом Свят. Синода.
22 апр.1906 избран членом Госуд.Совета.
Скончался 2-го ноября 1912 года и погребен в Александро-Невской Лавре на братском кладбище, согласно выраженному им желанию.
Архипастырь кроткий, терпеливый и непамятозлобивый. Широкая христианская любовь и благожелательность, доступность и евангельская простота, неизменное трудолюбие и вдумчивость были отличительными свойствами его души. В личной жизни был очень скромен и прост во всем. В праздники посещал тюрьмы. Духовный писатель. Ученый иерарх.
Здесь мы считаем нужным поместить полностью характеристику митрополита Антония (Вадковского) С.-Петербургского и Ладожского, данную обновленческим митрополитом Вениамином (Муратовским) Московским, председателем Св.Синода и православных церквей в СССР, на торжественном праздновании пятилетия обновленцев 15 мая 1927 года в докладе «как и почему я сделался обновленцем», отпечатанного в «Вестн.Св.Синода Православной Русской Церкви» за 1927 г., №№ 5–6, стр.15.·
«Перехожу к моему архиерейству. Я имел великое счастье быть викарием у светлой и блаженной памяти почившего Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония Вадковского. Да упокоит Господь его чистую душу! О нем я не буду распространяться: большинство присутствующих знают, что это был за архипастырь, христианин, человек! О нем имеется особая книжка, которую, вероятно, многие из вас читали. Он был в высшей степени скромный, ко всем доброжелательный, – особенно – к обездоленным, бессребренник в истинном смысле этого слова, деликатный, ровный со всеми в обращении, ласковый, но не теряя, однако, своего архиерейского достоинства, ко всем доступный, принимая не только днем, но даже вечером. В течение моего служения при нем я ни разу не видел, с кем бы он говорил повышенным тоном. Никогда его не видели раздраженным. Близкие к нему лица подметили, что если он чем-либо был взволнован, имел привычку крутить правый ус. Одевался он всегда в скромную, черного цвета, одежду, ездил в скромной карете, на колесах, окованных железом. Когда он вступил в управление епархией, то, по ознакомлению с последней, первым долгом почел он обойти все помещения Александро-Невской Лавры, начав с послушнических и кончая помещениями своих викариев. Заметив, что послушники живут скученно в неопрятных келиях, он распорядился последние расширить и отремонтировать заново. Весьма часто, в воскресные и праздничные дни, он имел обычай обедать со всеми монашествующими в братской трапезе. В великие праздники Св.Пасхи и Рождества Христова он имел благочестивый обычай посещать дома заключений, проводя в таковых по нескольку часов, обходя все помещения. Посетил он и, кажется, не однажды Шлиссельбургскую крепость. Из последней взял себе на поруки одного, кончившего курс в Духовной Академии, предоставив ему одну из своих комнат и полную свободу... Кроме того, он за неимением свободного времени, поручил посещать тюремные больницы одной своей попечительнице, имевшей возможность через эту близость облегчить участь заключенных. Сочувствуя обновленческому движению в Церкви, Владыка Антоний с симпатией относился ко всем своим подчиненным пастырям, тяготевшим к обновлению (32, свящ.Петров и др.). Он старался облегчить свободу учащейся молодежи, которая, за свое тяготение к либерализму, подвергалась репрессиям. Защитил б.ректора академии и студентов ее, отслуживших панихиду по Шмидте, вступив в пререкание со всесильным тогда Победоносцевым и членами Синода, относившимися враждебно к тогдашнему революционному движению. Долго он защищал и своего либерального викария, Преосв.Антонина, подвергшись из-за него опале при дворе и потерпевши разные клеветы, исходившие тогда из пресловутого салона не менее пресловутой гр.Игнатьевой, привлекшей в «союз» архп. Николая, архп. Антония Храповицкого, Серафима Чичагова, Гермогена и др. Последние однажды дошли даже до такой дерзости, что составили постановление о выдворении митр. Антония из Синода, но присутствовавший на этом «совете нечестивых» архп. Алексий, б.Экзарх Грузии, как ученик Владыки по Академии, предупредил его, и заговор не был приведен в исполнение. Потом выступил против него в печати с «открытым пасквильным» письмом пресловутый доктор Дубровин, – председатель «Союза русского народа». Чего только он в этом письме написал! Не подымается язык, повторить все клеветы. Весь клеветнический материал доставил Дубровину Антоний Храповицкий. В систему таковой привел прот. Восторгов, а подписался Дубровин.
Антоний Храповицкий всецело был спасен от посылки в монастырь, после ревизии Моск.духовной академии, произведенной Нечаевым, по желанию тогдашнего Московского митр. Сергия, Владыкой Антонием, который убедил членов Синода и Победоносцева перевести его ректором Казанской духовной академии. Когда Владыку Антония убеждали выступить с протестом против Дубровина, он отказался и по-христиански простил его. Тогда воспользовались досужие барыни, начавшие глумиться над ним, понятно, заочно, что раз он не опроверг письмо, – значит он виноват во всем, что написано в этом письме. Дубровин настолько обнаглел, что чрез придворную камарилью принудил, так сказать, Митр. Антония отказаться от покровительства еп. Антонину и принять вместо него из Костромы викария Никандра, близкого почему-то этому доктору. Носилась тогда молва, что Никандр был приставлен в качестве шпиона, чтобы следить за всеми его поступками. Доблестный Владыка Антоний своей кротостью и христианским всепрощением препобедил еп. Никандра. Последний, полюбив невинно оклеветанного архипастыря, сделался самым преданным ему помощником до конца жизни Владыки. Такого рода выступления против Владыки Антония, всегда сочувствовавшего обновленчеству и терпевшего за это большие неприятности, меня волновали до глубины души, и я всецело встал на его сторону, и, где можно, слабым своим голосом защищал его».
В 1893 митр. Антоний возглавил комиссию по старокатолическому вопросу. Вопрос о соединении церквей, в частности о соединении со старокатоликами, был воспринят им с полным сочувствием, но при строгом соблюдении принципа: Православная Церковь, как единственная хранительница Вселенского Православия, не может делать никаких уступок, которые бы содержали отступление от Вселенского Православия.
Труды :
Поучение в день св.Великомученика Феодора Тирона (17 февр.).
«Христ.Чтен.». 1889, т.I, стр.451.
«Описание рукописей Соловецкой библиотеки».
«Константин, еп.Болгарский и его «Учительное Евангелие».
Издание нескольких поучений Климента Словенского.
«Из истории христианской проповеди».
Очерки и исследования (СПБ, 1895 г.).
Речи, Слова и Поучения. (Изд. II.СПБ, 1902 г.)
(Изд. III.СПБ, 1912 г.)
Правила относительно наложения церковной эпитимии.
«Две одновременные кончины». СПБ, 1870.
«Поучения Фотия». Казань, 1875·
«Так называемые поучения Феодосия Печерского».
«Древнерусская проповедь в до Монгольский период».
«Смысл пастырства».
«Приб. к «ЦВ» 1890, № 25, стр.821–823.
Св.Василий Великий, – его жизнь и проповеднические труды.
«Прав.Собес.» 1872, май, стр.3–37·
-«- 1873, март, стр.390–4–30.
1873, окт., стр.121–141.
О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси.
«Прав.Собес.» 1875, март, стр.284–315·
-»- 1875, окт., стр.57–86.
Критическая заметка на книгу Ф.В.Ливанова «Жизнь сельского священника».
«Прав.Собес.» 1878, янв., стр.92–132.
Слово в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
«Прав.Собес.» 1883, окт., стр.131–138.
Слово на собор св.архистратига Михаила и прочих сил бесплотных.
«Прав.Собес.» 1883, нояб., стр.312–322.
Слово на Новый год.
«Прав.Собес.» 1884, янв., стр.11–16.
Памятник древне-болгарской проповеднической письменности.
Беседы епископа Константина.
«Прав.Собес.» 1885, март, стр.313–324.
Слово, сказанное на литургии пред погребением П.А.Милославского 20 марта 1884 г. (доцента академии).
«Прав.Собес.» 1884, март-апр., стр.421–425·
Ответ на письмо графини С.А.Толстой.
«Прав.Собес.» 1901, апр., стр. 377·
Литература:
«Церк.Вед.»
1888, № 4, стр.23.
-«-
1892, № 44, стр.436.
-»-
1896, № 19–20,стр·160–161
-«-
1899, № I, стр.I.
-»-
1900, № 19, стр.144.
-«-
1900, № 25, стр.237·
-»-
1904, № 33, стр.379·
-«-
1910, № 22, стр.240.
-»-
1911, № 21, стр.179·
-«-
1911, № 41, стр.325·
«Приб. К «ЦВ»
1889, № 17, стр.475·
-»-
1890, № 25, стр.821.
-«-
1890, № 44, стр.1503.
-»-
1893, № 24, стр.904, 907·
-«-
1894, № 10, стр.337·
-»-
1897, № 7, стр.257·
-«-
1897, № 9, стр.324.
-»-
1897, № 25, стр.865·
-«-
1901, № 27, стр.1345·
-»-
1908, № 51–52, стр.2027.
-«-
1910, № 6, стр.225·
-»-
1910, № 7, стр.279.
-«-
1910, № 15, стр.683.
-»-
1910, № 41, стр.1752.
-«-
1910, № 44, стр.1885·
-»-
1912, № 17, стр.725.
-«-
1912, № 18, стр.762.
-»-
1912, № 45,стр·1815–1821.
«Церк.Обнов.»
1924, № 17–18, стр.75·
Булгаков, стр.1412, 1416.
БЭС т.I, стб. 196, 197·
БЭС т.II, стб. 2108.
БЭЛ т.I, стб.893–904.
НЭС т.III, стб.66, 67 и доп. т.I, стр.128.
Р. Пр.Некр. I, стр.38.
«Прав.Собес.» 1883, март, стр.296–303.
-«- 1897, май, стр.147, 157–164.
-»- 1897, ноябр., стр.589·
-«- 1897, дек., стр.6 (отчет).
-»- 1898, май, стр.516.
-«- 1899, янв., стр.6, 25 (отчет).
«Правосл.Собес.» 1699, февр.,стр.133–137·
1900, нояб., стр.535·
1905, апр., стр.727·
1911, янв., стр.134.
1913, февр., стр.263.
1914, февр., стр.3 (отчет).
1916, февр., стр.338.
Сб. Моск.Дух.Академии. М. 1915,стр.750.
«Русск.Паломн.» 1909, №6, стр.96, 97, 98.
«Митр.СПБ и Ладожский Антоний. По поводу 25-летия служения его в епископском сане».
«Русск.Паломн.» 1912, № 22, стр.333–336.
-»- 1912, № 46, стр.727, 728.
«Погребение Высокопреосв.Антония, митр.СПБ и Ладожского».
Ст.Белкова Е.В.
«Русск.Паломн.» 1912, № 47, стр.744, 745·
«Памяти Архипастыря-гуманиста» (Фадеев А.)
«Русск.Паломн.» 1912, № 50, стр.788.
«Панихида на могиле митр.Антония, отслуженная последний раз его другом архп.Иннокентием Экзархом Грузии».
«Русск.Паломн.» 1905, №6, стр.74.
-«- 1913, № 40,стр.640.
-»- 1916, №26,стр.382–383..
-«- 1916, №27,стр.395–397.·
«Мисс.Календарь», 1907, стр.129·
Тарасов. «Памятные дни митр.СПБ и Ладожского Антония (Вадковского) в Ленинграде» (по поводу 100-летия со дня рождения).
«ЖМП» 1946, №9, стр.74.
«ЖМП» 1954, № 5, стр.49.
-»- 1954, № II, стр.56.
-«- 1958, № 9, стр.13.
-»- 1959, № II, стр.41,50.
-«- 1960, № I, стр.22.
-»- 1960, № 8, стр.II, 62, 64.
Венгеров. «Словарь» т.I, стр.638, 970–974.
«Русск.Инок» 1912, вып. 69–70, стр.I, 28–29·
«Церк.Голос» 1906, № II, стр.335, 342.
«Странник» 1907, февраль.
-"- 1912, ноябрь.
«Кормчий» 1912, № 46, стр.457·
«Отдых христианина» 1912, май.
Митр·Антоний· Галкин М. Изд. Журн. «Приходский священник». СПБ, 1913.
«Новое время» 1912, 6 ноября, статьи Розанова, Меньшикова, и Афанасьева.
«Высокопр. Антоний (Вадковский) митр.СПБ и Ладожский». СПБ, 1899·
«Десятилетие на кафедре СПБ митр.просветителя Русской Церкви», СПБ, 1909.
«Церк.Вестн.»
1891, № I, стр.10.
-«-
1891, № 8, стр.113.
-»-
1891, № 16, стр.225·
-«-
1891, № 19, стр.301.
-»-
1891, № 33, стр.523.
-«-
1908, № I, стр.3.
-»-
1908, № 9, стр.278, 285.
-«-
1908, № 30, стр.925, 936.
-»-
1908, № 31, стр.955·
-«-
1908, № 51–52, стр.1589.
-»-
1891, № 40, стр.639·
-«-
1891, № 42, стр.670.
-»-
1891, № 43, стр.687·
-«-
1891, № 48, стр.766–767
-»-
1895, № 33, стр.1050.
-«-
1895, № 44, стр.1414–1415.
«Изв.Казан.епар.»
1873, № 13, стр.400–413.
-»-
1881, № 21, стр.551.
-«-
1884, № I, стр.5·
-»-
1887, № 9, стр.208.
-«-
1887, № 10, стр.229
-»-
1903, № 9, стр.557–558.
-«-
1903, № 16, стр.18 отчет.
-»-
1907, № 40, стр.1245
-«-
1908, № 10, стр.290–291.
-»-
1911, № 9, стр.271.
-«-
1912, № 43, стр.1306–1307·
-»-
1912, № 42, стр.1256–1257, 1273, 1251
-«-
1912, № 41, стр.1242, 1243.
«Русск.Архив» 1916, кн.I-я стр. 133,151.
«Русск.Прав.Церк.» стр.194.
«Христ.Чтение» 1894, сент.-окт., стр.49–40;41,3;12–13.
-»- 1894, нояб.-дек., стр.85–87; 90;115–116;119; 95–96; 110–113;
132–135;157.
-«- 1901,апр.-июнь, стр.57, III·
-»- 1902,март, стр.89–90, 95, 363.
-«- 1902, май, стр.152, 153, 157–158.
-»- 1902, сент., стр.281–284, 286.
-«- 1902, нояб., стр.336, 342, 344.
«Мисс.Обозрен.» 1901, март, стр.297·
-»- 1901, июль-авг., стр.66.
Богородский Я.А. «В Казанский период его жизни и деятельности».
«Прав.Собесед.» 1913, февраль, стр.263–279.·
Рункевич. Александро-Невская Лавра 1713–1913 гг.
СПБ, 1913, стр.953, 965, 969, 981–983.
Рункевич. «Русская Церковь в 19 в.»
Рункевич. «Народная Академия». 1897, т.II, стр.3–11.
М.Б., «Антоний, митр.СПБ и Ладожский».
(Изд.0б-ва распространения рел.нравствен.просвещения в духе Православной Церкви).
СПБ, 1915, 200 стр.
Приложение: Письма митр.Антония. М. Бертенсон, 186 стр.
«Памяти Высокопр. Антония, митр.СПБ и Ладожского».
(Библиограф.обозрение книги М.Б. о митр.Антонии). Протоиерея Иоанна Королькова. Киев, 1916.
Поливанов A.A. «Из дневников и воспоминаний по должности военного Министра – 1907–1916 гг.»
Под редакц. и с предисловием Михаила Павловича, т.I,
1924, Воен. Изд-во, стр.85.·
Посещение митр.Антонием 13 ноября 1909 г. Председателя Совета Министров П.А.Столыпина по вопросу о министре воен.Сухомлинове.
Сергиевский С.П. «Митр.Антоний (Вадковский) и его значение в истории Русской Церкви».
(Кандидатское сочинение). Ленинград, 1951.
·
Бертенсон В.В. «За тридцать лет».
«Истор.Вестн.» 1913, т·СХХХIV, стр.914–921.
стр.924–932.
Родзянко М.В. «Крушение империи».
Изд. «Прибой» 1927, стр.21, 26, 33.
«В Бозе почивший митрополит Петербургский Антоний и его сношения по делам церковным с православным Востоком».
«Прав.Собес.» 1914, май, стр.920–931.
-"- 1914, апр., стр.597–606.
Анания (Сагайдаковский). «Высокопреосвященнейший Антоний (Вадковский), митрополит Санкт-Петербургский, как пастырь и учитель».
«Прав.Собес.» 1916, январь, стр.30.
«Богословский Вестн.» 1915, Χ-ΧΙ-ΧII, стр.881.
«Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк. Иерархии
на 1894 г., стр.44.
на 1903 г., стр.4.
на 1905 г., стр.3–4.
«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1906 г., стр.3–4. на 1910 г., стр.3, 4–5·
«Списки архиереев Иерархии Всерос.»
СПБ, 1896, № 501, стр.75·
Илиодор. «Святой черт», стр.104.
Талин В. «Антоний митр.С.-Петербургский и Ладожский».
«ЖМП» 1963, № 2, стр.65–72.·
В.Фигнер, «Запечатленный труд», М., 1964, т.2, стр.247–251.·
V. Bronskij, Pamjati mitropolita Antonija (Vadkovskogo) , in: ŽMP 1973,6,60–65.
Gerhard Simon, Antonij Vadkovskij, Metropolit von St. Petersburg (1846–1912), in: Kirche im Osten 12(1969)9–32.