Источник

Анатолий (Грисюк Андрей Григорьевич), митр.Одесский и Херсонский

Родился в Волынской губернии 20 августа 1880 года. До поступления в Академию обучался в Кременецком духовном училище и в Волынской духовной семинарии, которую окончил в 1900 году. По окончании семинарии поступил в Киевскую Духовную академию, окончил ее в 1904 году.

В 1903 г., будучи студентом 4-го курса Академии, пострижен в монашество Высокопреосв.Флавианом, митрополитом Киевским и Галицким и затем вскоре же был рукоположен во иеромонаха. Окончив в числе первых студентов Академию, иеромонах Анатолий был оставлен на один год профессорским стипендиатом для приготовления к занятию вакантной кафедры Общей Церковной Истории и по истечении срока 3 июня 1905 года он был избран на указанную кафедру в звании исполняющего должность доцента Киевской Духовной Академии.

В 1905–19O6 гг. был командирован в Константинополь для занятий в находящемся там археологическом институте. От природы одаренный большими способностями, прекрасно изучивший классические и некоторые восточные языки, всегда усердный и ревностный в исполнении всех своих обязанностей и на редкость трудолюбивый, иеромонах Анатолий скоро овладел предметом своей специальности и, благодаря своим лингвистическим познаниям, получил возможность работать в таких областях своего предмета, в каких редко приходится работать исследователям церковно-исторической науки, по крайней мере, у нас в России (изучение древнего христианского Востока). По любви к этой науке и к ее первоисточникам на древних классических и восточных языках, по неутомимому даже страстному стремлению докопаться до самой мудреной хронологической даты, а также и по другим свойствам своих ученых исследований, иеромонах Анатолий, по отзыву о нем Высокопреосвященного Антония (Храповицкого), напоминал покойного знаменитого историка С.-Петербургской Духовной Академии В.В.Болотова, воспроизводя в своих ученых трудах почти все научно-исследовательские приемы почившего профессора. В 1908 г. иеромонах Анатолий представил в Совет Академии сочинение под заглавием «Исторический очерк Сирийского монашества до половины 6-го века», за которое был удостоен степени магистра богословия. По отзывам рецензировавших, это сочинение лиц, труд иеромонаха Анатолия, касаясь темной и мало разработанной в церковно-исторической науке области, отличается высокими научными достоинствами. Чтобы собрать исторические сведения о разных подвижниках и киновиях Сирии на протяжении почти четырех веков, автор должен был употребить огромные усилия на изучение источников и литературы своего предмета. Осведомленность его была настолько широка, что всякий, кто захотел бы поработать после него по истории Сирийского монашества, мог бы довериться ему совершенно и сделать книгу его отправным для себя пунктом.

4 авг.1911 года он утвержден в степени магистра богословия и звании доцента Академии, а 29 авг. того же года возведен в сан архимандрита.

10 янв. 1912 г. архимандрит Анатолий назначен был экстраординарным профессором Киевской Духовной Академии и затем в том же году перемещен на должность инспектора и экстраординарного профессора Московской Духовной Академии.

Указом от 6 июня 1913 года инспектор Московской Духовной Академии архимандрит Анатолий был назначен епископом Чистопольским, вторым викарием Казанской епархии и ректором Казанской Духовной Академии. Хиротонисан был в Москве, в кафедральном храме Христа Спасителя митрополитом Московским и Коломенским Макарием, управляющим Донским монастырем, архиепископом Алексием, бывшим Тверским и Кашинским и целым рядом епископов, в день Правоверховных апостолов Петра и Павла 29 июня 1913 года. На другой день 30 июня он совершил первое архиерейское служение в Свято-Троицкой Лавре. Будучи ректором Казанской Духовной Академии, епископ Анатолий читал лекции по Истории Древней Церкви.

В июле месяце 1914 года епископ Анатолий переименован из второго викария Казанской епархии первым викарием, с сохранением титула Чистопольского.

По закрытии Академии был назначен в 1922 г. епископом Самарским и Ставропольским.

В сентябре 1923 года возведен в сан архиепископа.

С 1924 года по 1927 год включительно епархией не управлял. После 1927 года был назначен постоянным членом Временного при Заместителе Патриаршего Священного Синода.

В 1928 г. архиепископ Анатолий был назначен архиепископом Одесским.

21 окт.1932 г., ввиду исполнившегося пятилетия деятельности Священного Синода, все члены Синода, вошедшие в состав его с самого начала, в том числе и архиепископ Анатолий, имевшие сан архиепископа, возведены в сан митрополита, с предоставлением права ношения белого клобука и креста на митре.

С июля 1936 года епархией более не управлял.

Скончался 10 января 1938 года и был погребен в Одессе при кафедральном соборе.

Духовный писатель и прекрасный оратор (по содержанию проповедей) ·

По отзывам верующих и духовенства, был добрый и всем доступный человек.

По внешности был малого роста, щуплый, сутуловатый, всегда смотревший вниз, – производил впечатление человека, углубленного в себя и занятого своими мыслями.

Труды:

Речь при наречении его во епископа Чистопольского, вик.Казанской епархии.

«Прав.Собес.» 1913, июль-авг., стр. 1–8.

«Исторический очерк Сирийского монашества до половины 6 века». Киев, 1911, см.также Труды К.Д.А. 1910 г., март, 1911 г., янв.

«Знаменитый документ.»

«Прав.Собес.» 1913, сентябрь, стр.1–7·

Письма с Востока. Труды К.Д.А. 1906, февраль, стр.317·

«Дельфийская надпись и ее значение для хронологии Ап.Павла». Труды К.Д.A. 1913, январь, стр.49·

«Проф.Амфиан Степанович Лебедев».

Труды К.Д.A. 1910, март, стр.441.

«Памяти проф.В.В.Болотова».

Труды К.Д.A. 1910, апрель, стр.557·

Труды :

«Проф.Константин Дмитриевич Попов» (Некролог).

Труды К.Д.A. 1911, июль-август, стр. 541.

Слово, сказанное вместо запричастного стиха в день годичного поминовения основателей и благотворителей Киевской Духовной Академии и всех в ней учивших и учившихся.

Труды К.Д.A. 1905, февраль, стр.169·

Слово на Пассию в день Благовещения Пресвятой Богородицы 25 марта 1905 года.

Труды К.Д.А. 1905, апрель, стр.666.

Слово на четвертую Пассию. «О суде над миром сим».

Труды К.Д.A. 1909, апрель, стр.12.

Слово в день св.Ап. и Еванг.Иоанна Богослова.

Труды К.Д.А. 1909, ноябрь, стр.I.

Речь, сказанная при погребении проф.Терновского.

Киев, 1916.

Слово в честь и память Св.Иоанна Златоуста.

Киев, 1907, См.также Труды К.Д.А., декабрь, стр.I.

Правила о премии Высокопреосв.Стефана, архиепископа Курского и Обоянского.

«Прав.Собес.» 1914, март, стр.1–2.

Литература;

«Церк.Вед.»

1911, № 33, стр.278.

-«-

1912, № 3, стр.19.

-»-

1912, № 24, стр.254.

-«-_

1913, № 23, стр.321.

-»-

1914, № 29, стр.341.

«Приб. К «ЦВ»

1913, № 27, стр.1286.

«Церк.Вестн.»

1908,

стр.286.

«ЖМП»

1931, № I, стр.I.

-«-

1932, № 11–12, стр.1,2.

-»-

1932, № 7–8, стр.5.

-«-

1933, № 14–15, стр.4.

«Изв.Каз.еп.»

1913, № 22, стр.659.

-»-

1913, № 26, стр.757, 796

-"-

1914, № 30, стр.913.

ФПС I, № 52, стр.3.

ФПС 4, стр.I.

ФПС 5, № 19·

ФАМ I, № 20, стр.2.

Копия формулярного списка за № 67·

«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк. Иерархии на 1917 год», стр.27, 54–55·

«Именной список ректор, и инспектор.Дух.Академ, и семинар, на 1917 год.» стр.27·

Исправления и дополнения A.A.

Er wurde als einer der ersten verhaftet und von der GPU schwer mißhandelt, so daß er lange Zeit im Gefängniskrankenhaus liegen mußte. Kaum genesen, kam er in das Soloveckij- Lager.

Nach seiner Heimkehr aus der Verbannung wurde er EB.

In der Nacht zum 28. Juli 1936 wurde er erneut verhaftet und nach Kiev gebracht. Hier blieb er ein halbes Jahr, dann wurde er, obwohl krank, in den Hohen Norden verschleppt. Infolge der Strapazen des Fußmarsches bekam er kruppöse Lungenentzündung, Ende 1937 verlor er die Sehkraft.

Er starb am 10.2.1938.

Literatur :

M. Pol’skij, Novye mučeniki 1,153–156, 180; II,98.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle