Анастасий (Опоцкий Василий Александрович), еп.Олонецкий и Петрозаводский
Родился I12 марта 1830 года в семье протоиерея Псковской епархии.
С 1845 по 1851 год учился в Псковской семинарии.
В 1852 году по распоряжению семинарского начальства был послан для изучения сельского хозяйства в СПБ земледельческое училище, где пробыл до 1855 года. В этом же году 23 окт. был рукоположен во священника села Сторожки Новоторжского уезда Псковской губернии.
В 1857 о.Василий овдовел и поступил в СПБ Духовную Академию, которую окончил в 1861 году со степенью кандидата богословия, а затем удостоен звания магистра богословия. В этом же году 14 сент. пострижен в монашество.
7 мая 1862 г. был назначен инспектором Виленского Духовного училища.
9 окт.1865 г. был переведен на должность инспектора и учителя Минской духовной семинарии.
21 апр.1869 г. возведен в сан архимандрита.
В 1878 г. вызван в С.-Петербург на чреду богослужения.
С 20 июля 1881 г. исправлял должность ректора Литовской семинарии и настоятеля Виленского Свято-Троицкого монастыря.
15 мая 1885 г. хиротонисан во епископа Брестского, 2-го вик.Литовской епархии.
17 ноября 1891 г. назначен епископом Сарапульским, первым викарием Вятской епархии.
15 мая 1893 г. переведен на кафедру епископа Чебоксарского, вик.Казанской епархии. Будучи епископом Чебоксарским, в 1896 г. определением Святейшего Синода утвержден в должности председателя Казанского Епархиального Училищного Совета.
С 27 июня 1897 года – епископ Туркестанский и Ташкентский.
В этом же году «во внимание к его проповедническим трудам и просвещенному содействию богословской науке» был избран почетным членом Казанской Духовной Академии.
Будучи недолго епископом Туркестанским п Ташкентским, был участником 3-го Всероссийского миссионерского съезда в Казани.
9 ноября 1897 г. епископ Анастасий в виду крайне расстроенного здоровья был уволен от управления епархией на покой, но II июля 1898 г. был снова призван на служение и назначен епископом Балахнинским, вик.Нижегородской епархии.
20 янв. 1901 г. епископ Анастасий был перемещен на кафедру епископа Олонецкого и Петрозаводского, на которой послужил до самоей своей смерти, последовавшей 7 декабря 1905 года.
Большая часть деятельности Преосв.Анастасия падает на время его служения в Западном крае. Служба его здесь совпадает со временем, близким к совершившемуся воссоединению униатов, когда в особенности требовалось быть деятельным защитником и искренним исповедником православия.
Известность духовного писателя епископ Анастасий получил в бытность инспектором Минской духовной семинарии своими двадцатью тремя талантливыми проповедями, изданными в С.-Петербурге в 1880 г., где он нередко выступал публицистом. Например, темами его проповедей были: «Недостатки русского женского воспитания», «О популярности» и многие другие.
Епископ Анастасий горячо стоял за прогресс в деле женского образования, за науку, гуманность, за реформы 60-х годов и восставал против чиновнического «обрусения» северо-западного края, требуя терпимости, уважения к польским особенностям края и требовал от русских, желающих «передать другому народу свой дух, свою веру, свою цивилизацию» нравственного превосходства над этим народом.
Проповеди проникнуты духом «публицистической школы», представителем которой является Харьковский архиепископ Амвросий. Некоторые из проповедей епископа Анастасия переведены на английский язык.
Труды:
Взгляд на дело распространения и утверждения православия в Западном крае России (в память воссоединения униатов).
«Минские Епарх.Вед.» за 1871 год.
Труды :
«Слова и Речи», среди которых выделяется «Речь о Ломоносове».
«Жизнь Спасителя, как Высочайший образец и пример нравственной жизни».
Сергиев Посад, 1912.
23 проповеди: из них большая часть посвящена темам:
«О недостатке женского воспитания»;
«О русском обществе»;
«О служении русскому делу в Западном крае»;
«О популярности»;
«О законности в гражданской деятельности»;
«По случаю столетней годовщины смерти Ломоносова»; и три его выступления печатные:
«Служу идеи»;
«Служу чести ради»;
«Служу для куска хлеба».
Отзывы:
Отзыв Н.И.Барсова о проповедях епископа Анастасия Опоцкого.
«Церк.Вестн.» за 1880 год.
Литература:
«Церк.Вед.»
1891, № 48,
стр.364.
-«-
1893, № 23,
стр.197.
-»-
1896, № 38,
стр.352.
-«-
1897, № 46,
стр.413.
-»-
1898, № 31,
стр.298.
-«-
1901, № 4,
стр.21.
«Приб. К «ЦВ»
1905, №52,
стр.2312.
«Церк.Вестн.»
1891, №49,
стр.779·
«Прав.Собес.»
1897,
сент.
стр.218.
-»-
1897,
окт.,
стр.377, 378
-«-
1899,
янв.,
стр.8.
-»-
1901,
дек.,
стр.874.
-«-
1904,
дек.,
стр.1156.
-»-
1905,
апр.,
стр.727·
-«-
1907,
янв.,
стр.8.
«Изв.Каз.еп.»
1885, №24,
стр.918.
-»-
1885, № 10,
стр.231.
-«-
1894, № 8,
стр.236–246.
-»-
1894, № II,
стр.327–342.
-«-
1895, № 12,
стр.467·
-»-
1896, № II,
стр.293.
-«-
1893, № ,
стр.321, 387
-»-
1900, № ,
стр.531.
-"-
1903, № 16,
стр.34 отч.
Прот.зас.сов.Каз.Д.А. за 1896 г., стр.98. Булгаков, стр.1399, 1401, 1406, 1407, 1415. БЭС, т.II, стб. 1699, 1702, 2196.
Литература:
БЭЛ т.3, стб.1187·
БЭЮ т.I, стр.569·
НЭС т.2, стб.514, 515
НЭС т.22, стр.35·
Родосский А. «Словарь воспит.СПБ Дух.Акад.», стр.12, 13.
РБС т.I.
Барсов Н.И. «Отзыв о проповедях епископа Анастасия (Опоцкого)».
«Церк.Вести.» за 1880 год.
Венгеров. «О переводе нескольких проповедей на английский язык епископа Анастасия (Опоцкого)».
Словарь т.I, стр.533, 555, 953.
Извеков Н.Д. «Историч.очерк «Состояние Правосл.Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 гг.»
М., 1889, стр.22, 271, 397, 427
«б епископе Анастасий (Опоцком)».
«Родина» 1901, № 22.
«Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1904 г.» стр.90–91.
«Списки архиереев Иерархии Всерос.»
СПБ, 1896, № 487, стр.73.