Амфилоxий (Скворцов Александр), еп.б.Енисейский и Красноярский (День Ангела 23.XI)
Родился в 1885 году в семье псаломщика, села Норваш Цивильского уезда Казанской губернии.
Окончил Казанскую духовную семинарию и Казанскую Духовную академию. Поступил на миссионерское отделение по собственному избранию. Совет Академии постановил иметь его в виду для замещения кафедры истории и обличения ламайства и монгольского языка.
22.III.1907 пострижен в монашество.
В 1908 возведен в сан иеродиакона.
Будучи студентом III-го курса, в 1909 году был командирован на предстоящие летние каникулы в Астраханскую калмыцкую степь, для изучения калмыцкого языка и изучения деятельности Православной Миссии среди калмыков Астраханской степи.
В 1910 году за свое сочинение на тему: «Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык, как средства миссионерского воздействия», ему были присуждены две премии и был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.
В 191O-1911 учебном году слушал лекции на восточном факультете СПБ университета, чтобы изучить монгольский язык до свободного понимания священных рукописей ламаизма.
Назначен исполняющим обязанности доцента по кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма.
С 16 авг.1911 года утвержден в должности преподавателя названной академии по кафедре монгольского языка, истории и обличения ламаизма.
В 1912 году, по его личной просьбе, Совет Академии командировал его на один год в Монголию и Забайкалье с целью изучения тибетского языка и богословской литературы ламаизма.
В 1913 году срок командировки ему был продлен еще на один год.
Впоследствии упоминается в сане архимандрита.
В 1922 году хиротонисан во епископа Мелекесского, вик. Уфимской епархии.
С 1923 г. епархией не управлял, проживал в Красноярске.
В 1925 г. он в ответ на предложение обновленческого архиепископа образовать общую комиссию для примирения и совместного участия в Соборе 1925 г., послал ему резко отрицательное письмо, где заявил: «наше соединение с Вами возможно только тогда, когда Вы отречетесь от своих заблуждений и принесете всенародное покаяние». Такое же письмо было прислано и другим православным епископом Дмитрием. Оба они, и Амфилохий и Дмитрий, объявили собор неканоничным и самочинным, а обновленцев – не православными и от всякого участия в переговорах с ними отказались.
С апреля 1928 года – епископ Донской и Новочеркасский.
В 1929 году – епископ Енисейский и Красноярский.
В начале 1930 г. самовольно покинул Красноярскую епархию и, перейдя в Даниловскую оппозицию, удалился в тамошние леса тайги, где основал свой скит.
К епархиальной работе в последующие годы не возвращался, продолжая пребывать в оппозиции правого уклона (но не иосифлянского). Вел борьбу с раскольниками Сибири. Обратил в христианство троих китайцев.
Знавшие его и многочисленные почитатели отзывались о нем, как о благоговейном и мудром старце.
Других сведений о нем не сохранилось.
Скончался в 1946 году.
Труды :
Религиозно-нравственные переводы на калмыцкий язык, как средства миссионерского воздействия.
«Прав.Собес.» 1914, январь, стр.31.
«Отзыв его о сочинении студента Казанской Духовной Академии Александра (Углянского) на тему: «Филарет (Гумилевский) архиепископ Черниговский и Нежинский (1805–1866)».
«Прав.Собес.» 1915, май, стр.271–275·
Литература:
«Прав.Собес.» 1907, апр., стр.587–588.
1910, сент., стр.430.
-«- 1912, янв., стр.9–11·
«Церк.Вед.» 1911, № 23, стр.216.
«Изв.Каз.Епарх.» 1912, № 16, стр.525·
1914, № 48, стр.1555·
«Вест.Св.Син.Пр.Ц.» 1926, № 7, стр.7·
Отчет Каз.Д.А.за 1909–1910 уч.год, стр.23,24,46.
191O-1911 уч.год, стр.23.
1912–1913 уч.год, стр.18, 22.
Прот.зас.сов.за 1907, стр.98.
-»- 1908, стр.127.
-«- 1909, стр.63, 122.
-»- 1910, стр.136, 139, 165.
-«- 1911, стр.53, 147, 163, 165, 166.
-»- 1912, стр.5.
-"- 1913, стр.9–11.
«Именной список ректор, и инспектор.Дух.Академий и семинарий на 1917 год», стр.34.
Архим.Иоанн (Снычев) «Церковные расколы», стр.401, 403.