Амфилоxий (Сергиевский-Казанцев Павел Иванович), еп.Угличский, вик. Ярославской епархии
Родился в семье священника с.Любец Боровского уезда Калужской губернии 20 июня 1818 года.
Окончил Калужскую духовную семинарию и Московскую духовную академию.
14.XI.1842 на втором курсе академии постригся в монашество.
I.VIII.1844 был рукоположен во иеромонаха и I.VIII.1845 года по окончании академии назначен в Суздаль учителем и смотрителем Духовного училища.
В 1852 году получил назначение на должность настоятеля в Ростовский Борисоглебский монастырь, с возведением в сан архимандрита.
Как начальник о.Амфилохий отличался величайшим добродушием и полным отсутствием формализма.
28.VII.1858 назначен настоятелем Ставропигиального Воскресенского монастыря, именуемого «Новый Иерусалим», обладающего драгоценной библиотекой из старинных рукописей. Это назначение определило дальнейшую деятельность о.Амфилохий. Ранее в 1845 году он издал в Москве свое академическое сочинение о трех обетах монашества – девстве, настяжании и послушании, теперь же он занялся исключительно палеографическими трудами.
В 1860 году, после четырехлетнего управления Новоиерусалимским монастырем, он переселился в Москву и в течение I0 лет состоял в числе братии Московского Покровского миссионерского монастыря, предаваясь научным занятиям.
В 1863 году избран членом-корреспондентом Академии Наук по греческой и славянской палеографии.
30.ХII.1874 года назначен настоятелем Московского Данилова монастыря. За время пребывания в монастырях архимандрита Амфилохия, труды по палеографии потекли обильным потоком. Трудоспособность у о.архимандрита была необычайная. Труды приносили ему неоднократно ученые премии от Академии Наук (уваровскую, демидовскую, Ломоносовскую), сделали его ученое имя известным не только в России, но и за границей и принесли ему звание почетного члена многих ученых учреждений. Живя в Москве, он занимался изучением древнеславянских и греческих богослужебных рукописей, хранившихся в Румянцевской и Синодальной библиотеках. Все его сочинения по палеографии, изданные, конечно, не для широкого круга читателей, имеют неоспоримое значение для науки и многие содержащиеся в них данные, касающиеся древних рукописей и в особенности древнего церковного искусства, особенно по иллюстрировании книг, вошли уже в общенародный обиход.
I.V.1888 хиротонисан во епископа Угличского, вик. Ярославской епархии, с пребыванием в г.Ростове. Хиротония состоялась в Спасо-Яковлевском монастыре г.Ростова, совершал ее митрополит Московский Иоанникий с сослужащими ему святителями.
Епископ Амфилохий состоял действительным и почетным членом почти всех столичных и провинциальных исторических и археологических обществ. Оставил очень много работ по археологии, филологии и истории древней русской литературы; составил описание рукописей библиотеки Воскресенского монастыря; впервые списал многие древние рукописи. Весьма важны его труды по сравнению греческих и древнеславянских рукописей и по составлению словарей к древним памятникам.
В этом славном археологией городе преосвященный и скончался 20 июля 1893 года.
Труды :
«О трех обетах монашества (девстве, настяжании и послушании)». Издано в 1845 году.
«Краткая жизнь Ростовского Борисоглебского монастыря, что на Устье реке, чтеца Алексея Стефановича с его портретом.»
Москва, 1863.
«Снимки из кондакария ХII-ХIII вв.»
Москва, 1879· Изд.литографированное.
«Палеографическое описание греческих рукописей», с таблицами снимков. ·
М. 1879–1880. т.I – рукописи IX-X вв.
т.II – -«- ΧΙ-ΧII вв.
т.III.– -»- ХIII-ХIV вв.
т.IV- -"- ХV-ХVII вв.
«Описание Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки, с приложением снимков со всех пергаментных рукописей и некоторых писанных на бумаге»·
M.1875·
«Летописание и другие древние сказания о св.благоверном вел. кн.Данииле, сыне св.благоверного великого кн.Александра- Невского и о построенном им за Москвой-рекой Даниловом монастыре».
М.1875.
«Кондакарий в греческом подлиннике ХII-ХIII вв.» по рукописи Московской Синодальной библиотеки.
М.1879.
Словарь из Пандекта Антиоха XI века Воскресенской Новоиерусалимской библиотеки.
М.1860.
«Четвероевангелие Галичское 1147 г., сличенное с древнеславянскими рукописными Евангелиями ХI-ХVII вв. и печатными: Острожским 1576 г. и Киевским 1788 г. с греческим евангельским текстом 635 г., сличенным с греческими четвероевангелиями X и X-XI вв.графа Орлова-Давыдова и с разночтениями, выбранными Преосвященным Порфирием из Евангелий Публичной Библиотеки в С.-Петербурге и печатными 1757 г. издания Рейнекция и 1854 г. издания Тишендорфа». С гравированными изображениями евангелистов.
T.I-III, M.1882–1883.
«Древне-славянский карпиский апостол ХIII в. с греческим текстом 1072 года, сличенный по древним памятникам славянским ХII-ХVII вв. с разночтениями греческими, заимствованными из «Нового Завета», изданного Рейнекцием в 1747 г.
М.1885.
«Сборник изображения Спасителя, Божией Матери и святых угодников с X по ХV в., конечных украшений, заставок, заглавных букв с 835 по ХVII в.»
М.1885.
«Апокалипсис ХIV века Румянцевского музея, сличенный с древним памятником Алексия, помещенный в его Новом Завете, с греческим текстом V в. из кодекса св.Ефрема Сирина», изд.Тишендорфа 1072 г., где недоставало в кодексе V в.» в изобр.
М.1886.
«Апокалипсис ХIV в. исправленный преимущественно по Апокалипсису, исправленному и писанному св.Алексием митрополитом», с картинками.
М. 1887.
«О древнем переводе Апостола – об исправлении его. Дополнение к описанию рукописей Охридского и Слепченского Алостолов. Снимки с более замечательных рукописей. Новозаветный древне-славяно-греко-русский словарь, сравненный по древним памятникам».
М.1888.
Речь при наречении его во епископа Угличского, викария Ярославского.
Труды с неизвестными датами их издания
Стихи на страсти Господни. В «Ярославских Губерн.Ведомостях»·
Стихи на богачей. В «Моск.Церк.Ведомостях». Приблиз.1888 г.
Седмица крестных страданий Иисуса Христа, воскресение Его, вознесение и судьбы мира.
Тифлис. 1904.
Издал неизданные сочинения Дмитрия Митрополита Ростовского.
Литература:
«Церк.Вед.» 1888, № 16, стр.79·
-”- 1892, № 20, стр.177.
«Приб.к «ЦВ» 1888, № 19, стр.506.
«Прав.Собес.» 1897, № 12, стр.17·
«Церк.Вестн.» 1891, № 33, стр.523.
«Прав.Обозр.» 1888, май-июнь, стр.485·
Булгаков, стр.1418.
БЭЛ т.I, стб.638, 641.
НЭС т.II, стр.452, доп.т.I, стр.105.
«Сборн.ВДА» М. 1915, стр.284, 697·
Денисов, стр.924.
Поселянин Е. «Русская Церковь и русские подвижники ХVIII в.» СПБ, 1905, стр.328.
Ягич И.В. «Четыре критико-палеографические статьи».
СПБ, 1884.
«Краткое жизнеописание и ученые труды архимандрита Амфилохия, настоятеля Московского Данилова монастыря».
М.1887.
«Хроника моей жизни». Записки Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского».
1901, т.III, стр.123, 124, 578.
1911, т.IX, стр.379, 415.
Титов А. «Рукопись Преосв.Амфилохия еп.Угличского».
М. 1892.
Корсунский И.Н. «Преосвященный Амфилохий, еп.Костромской».
М.1898.
Венгеров. «Критико-биографический словарь», т.I, стр.953·
Титов А. «Памяти Амфилохия, епископа Угличского». «Русск.Арх.» 1903, кн.2-я, № 8, стр.593–599·
Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1893 г., стр.II.
«Списки архиереев Иерарха Всерос.»
СПБ, 1896, № 510, стр.77·
Труды К.Д.А. 1890, июль, стр.494·