Источник

Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич), архп. Владимирский и Суздальский

Родился 2.XI.1859 года в семье дьячка Екатеринославской епархии, Славяносербского уезда, села Успенского.

Среднее богословское образование получил в Екатеринославской Духовной семинарии, а высшее в Московской Духовной Академии, которую окончил в 1885 году со степенью кандидата богословия и с правом получения степени магистра без нового устного испытания.

В 1886 году был назначен на должность учителя в Херсонское Духовное училище и вместе с тем с июня 1890 года состоял противоштундистским миссионером г.Херсона.

В 1890 г. о.Анемподист представил в Совет Московской Академии на соискание степени магистра богословия сочинение: «Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». После защиты диссертации в 1891 году утвержден Св.Синодом в ученой степени магистра богословия.

В 1892 году о.Анемподист Дородницын получил назначение на должность помощника смотрителя Бахмутского Духовного училища, а с сентября 1894 года был перемещен на должность епархиального миссионера Екатеринославской епархии.

В сентябре 1901 года о.Анемподист занял место преподавателя по Обличительному богословию, истории и обличению раскола и местных сект в Черниговской Духовной семинарии.

В марте 1902 года пострижен в монашество с именем Алексия и в том же году был посвящен во иеромонаха.

В августе этого же года назначен инспектором Ставропольской духовной семинарии.

В сентябре 1903 года получил назначение на должность ректора Литовской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

30 мая 1904 года в Харьковском кафедральном соборе была совершена хиротония архимандрита Алексия во епископа Сумского, вик.Харьковской епархии. Хиротонию совершали: Преосвященный Арсений (Брянцев), архп.Харьковский и Преосвященный Николай (Зиоров), епископ Таврический; Симеон (Покровский), епископ Екатеринославский и другие. На хиротонии присутствовало множество народа, желавшего видеть, вообще редкое, а для Харькова в первый раз совершающееся торжество.

В июле 1905 года Преосвященный Алексий был перемещен на кафедру епископа Елизаветградского, вик.Херсонской епархии, а в августе этого же года перемещен на кафедру епископа Чистопольского, первого викария Казанской епархии. Одновременно был назначен ректором Казанской Духовной Академии.

В марте 1910 года по ходатайству Совета Казанской Духовной Академии, Преосв.Алексий утвержден Св.Синодом в степени доктора Церковной истории за работу на тему: «Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине Х1Х-го столетия», с приложением к нему тома: «Материалов для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XlX-гo столетия».

В январе 1911 года исполнилось 25-летие службы Преосв.Алексия, которое было торжественно отмечено Казанской Духовной Академией.

С января 1912 года Преосв.Алексий был назначен епископом Саратовским и Царицынским. В этом же году епископу Алексию было присвоено звание почетного члена общества вспомоществования недостаточных студентов Казанской Духовной Академии.

С осени 1913 года вошел в состав вновь учрежденной особой междуведомственной комиссии по вопросу о преобразовании духовных учебных заведений.

В июле 1914 года Преосв.Алексий был назначен на Владимирскую кафедру и одновременно возведен в сан архиепископа.

Заботясь о призрении вдов и сирот духовенства, преподал о.о.настоятелям церквей Владимирской епархии ряд указаний по этому вопросу.

Архиепископом Владимирским и Суздальским он пробыл до весны 1917 года.

В 1917 году съездом духовенства снят с Владимирской епархии за «деспотическое» управление и дерзкое обращение с духовенством.

В 1918 году уехал в Екатеринославскую епархию, где организовал группу против митрополита Киевского Владимира, за церковные происки и интриги, после смерти митрополита Киевског был запрещен.

Имел попытку захватить церковную власть на Украине и объявить автокефалию, но интрига эта не удалась и Зкзархом Украины был избран митрополит Антоний (Храповицкий) Харьковский.

Скончался в 1919 году в Новосибирске, приобщенный Св.Таин и примиренный с Матерью нашей Православной Церковью. Отпевал митр.Евлогий.

Литературная деятельность Преосвященного Алексия, начавшаяся еще со студенческой скамьи, выразилась во многих литературных произведениях. Кроме магистерской и докторской диссертаций ему принадлежит большое количество статей, слов и речей.

Труды :

«Церковно-законодательная деятельность Карла Великого». (Магистерская диссертация) М., 1889·

«Опыт противоштундистского катехизиса».

Екатеринослав, 1889·

«Жалопутская община». М., 1891·

«Южно-русский необаптизм, известный под именем «штунды». Ставрополь, 1903.

«Византийские церковные мистики Х1У века. Препод.Григорий Палама, Николай Кавасила и преп.Григорий Синаит».

Казань, 1906, «Правосл.Собес.»

«Женщина, что ты плачешь?»

«Правосл.Собес.» 1907, январь, стр.3–16.

«Секта шалопутов». «Прав.Собес.» 1907, февраль, стр.ХVII.

«Отличительный характер чудес Господа нашего Иисуса Христа». «Правосл.Собес.» 1907, март, стр.305–320.

«О необходимости изучения в Духовной Академии русского сектантства» ·

«Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.437–445·

Речь к поступившим в Казанскую Академию.

«Правосл.Собес.» 1907, сентябрь, стр.384–388.

«Внутренняя организация общин южно-русских необаптистов». «Правосл.Собес.» 1908, январь, стр.86–123.

«История секты баптистов».

«Правосл.Собес.» 1908, апрель, стр.457–480.

«Секта баптистов». «Прав.Собес.» 1908, ноябрь, стр.34·.

Речь к новопостриженному иноку Евсевию Рождественскому.

«Прав.Собес.» 1908, декабрь, стр.780.

Материал для истории религиозно-рационалистического движения на юге России во второй половине XIX столетия.

Казань, 1909.

Письма о штундистах. Казань, 1909·

«Религиозно-рационалистическое движение на юге России во второй половине XIX-XX столетия».

Казань, 1909·

Отзывы проф.Казанской Академии см. «Прав.Собес.» 1912, сентябрь, стр.437–467.·

«Христианство и коммунизм». Казань, 1909·

«Современное движение в среде русских мусульман».

«Прав.Собес.» 1910, апрель, стр.419–455·

Слово на молебне пред началом учебных занятий в Казанской Духовной Академии в 191O-1911 уч.году.

«Приб.к «ЦБ» 1910, № 39, стр.1635·

«Попытки протестантов к соединению с греко-восточной Церковью в ХVI веке».

Казань, 1911.

«Аскетическое богословие». Казань, 1911.

«О хранении идеалов».

«Прав.Собес.» 1911, июль-август, стр.225–230.

Речь к поступившим в число студентов Казанской Духовной Академии в 1911–1912 учебном году.

«Приб. к «Церк.Вед.» 1911, № 39, стр. 1593.

«О таинстве причащения». Опыт противоштундистского катехизиса. СПБ, 1912.

Послание к Саратовской пастве.

«Приб. к «ЦБ» 1912, № 12–13, стр.487.

Слово к Саратовской пастве при вступлении на Саратовскую архиерейскую касЬедру 29 января.

«Приб. к «ЦБ» 1912, № 7, стр.231.

Речь при вручении жезла Преосвященному Дионисию, епископу Петровскому.

«Приб. к «ЦБ» 1912, № 33, стр.1308.

Речь, сказанная ученикам I-го Саратовского реального училища на экзамене по Закону Божию 17 мая 1913 года.

«Приб. к «Церк.Вед.» 1913, № 24, стр.1135·

«Мораль Талмуда». «Приб.к «ЦВ» 1913, № 44, стр.2025·

«Голос Церкви» 1913, декабрь, стр.48–57·

Полное собрание сочинений. Том I. Статьи богословско-философского и церковно-исторического содержания.

Саратов, 1913.

«Крест Христов».

«Приб. к «ЦБ» 1914, №8, стр.422–429·

-“- 1914,№9, стр.476–483.

-“- 1914,№10, стр.531.

Слово пред отпеванием старшего секретаря Святейшего Синода Г.И.Житецкого. «Приб. к «ЦБ» 1913, № 9, стр.470–472.

«Две морали»(Солидарность и Милосердие).·

«Приб. к «ЦБ» 1914, № 21, стр.940–947· и № 22, стр.978·

Речь преосв. епископа Саратовского к православным воинам в день 22 июля.

«Приб. к «ЦБ» 1914, № 31, стр. 1357

Речь, произнесенная во время патриотической манифестации жителей г.Саратова 23 августа 1914 года.

«Приб. к «ЦБ» 1914, № 33, стр. 14–51.

Речь, произнесенная 30 июля после молебна в напутствие отправляющимся на театр военных действий сестрам милосердия.

«Приб. к «ЦБ» 1914, № 33, стр. 14–52.

Послание к Владимирской пастве архиеп.Владимирского и Суздальского.

«Приб.к «ЦВ» 1914, № 39, стр. 177·

О безблагодатности таинств у еретиков и раскольников.

«Приб. к «ЦВ» 1914, № 45, стр.1874.

-«- 1914, № 46, стр.1906.

-»- 1914, № 47, стр. 1943.

-«- 1914, № 48, стр. 1987.

См. также «Голос Церкви» 1915, январь, стр.42–52.

«Немецкие миссионеры баптизма на юге России во второй половине XIX столетия».

«Приб. к «ЦВ» 1915, № 6, стр.165·

-»- 1915, № 7, стр.203.

-«- 1915, № 8, стр.237.

-»- 1915, № 9, стр.277.

Воззвание к Владимирской пастве о помощи семьям запасных в деле обсеменения их полей.

«Приб. к «ЦВ» 1915, № 15, стр.474.

Речь в собрании городских и земских деятелей по поводу устройства приюта.

«Приб. к «ЦВ» 1915, № 46, стр.2319.

Речь, сказанная при вручении жезла епископу Суздальскому Павлу.

«Приб. к «ЦВ» 1916, № 18–19, стр.465.

Речь присоединившимся к православию военно-пленным чехам.

«Приб. к «ЦВ» 1916, № 20, стр.476.

Речь при освящении инвалидного дома в гор.Иваново-Вознесенске, пооизнесенная 12.XI-1916 года.

«Приб. к «ЦБ» 1916, № 48, стр.1145.

«Антихрист». «Голос Церкви» 1914, март, стр.27–53. и отд.изд. М., 1914.

Отзывы:

На сочинение В.Верюжского на тему: «Афанасий, архиепископ Холмогорский, его жизнь и труды в связи с историей Холмогорской епархии за первые 20 лет ее существования»·

«Прав.Собес.» 1910, декабрь, стр.41.

Слово пред панихидой в Казанском Дворянском Собрании по П.А.Столыпине, 8 сентября 1911 года.

«Прав.Собес.» 1911, октябрь, стр.459–462.

«Воинствующий ислам». «Голос Церкви», сентябрь, стр.27–43.·

Влияние немцев-колонистов на юге России во второй половине XIX столетия.

«Голос Церкви», март-июнь.

О возрождении крещением. Губ.гор.Владимир, 1916 г.

Отзыв о труде. См. «Приб. к «ЦВ» 1917, № 2, стр.40–42.

Слово на Введение во храм Пресвятыя Богородицы.

«Изв.Казан.епарх.» 1905, № 43, стр.1283–1286.

Слово на праздник Рождества Христова. (Христианство – религия мира и радости).

«Изв.Казан.епарх.» 1905, № 48, стр.1466–1469·

Слово по освящении храма, сооруженного Казанским обществом трезвости во имя Милостивого Спаса. Произнесено 27.IV.1908 г.

«Изв.Казан.епарх.» 1908, № 18, стр.543–546·

Обличение лжеучения баптистов о почитании св.икон, св.Креста Господня, мощей св.угодников, о крещении младенцев и Таинст­ва Евхаристии. (Составлено студентами Академии под руководством ректора, епископа Алексия).

Литература:

«Церк. Вед.»

1904,...., № 21, стр.257

-«-_

1905, № 31, стр.383.

1905, № 37, стр.439·

-»-_

1912, № 3, стр.15

1914, № 32, стр.377·

-«-

1916, № 15–16, стр.106.

«Приб. к «ЦВ»

1904, № 21, стр.785·

-»-_

1904., № 24, стр.878, 877

1910, № 5, стр.203, 204.

-«-_

1913, № 44, стр.2026.

-»-

1914, № 21, стр.940–947·

-«-_

1914, № 22, стр.978.

«Церк. Вестн.»

1910, № 24, стб.746.

__-»-_

1891, № 10, стб.155·

«Прав.Собес.»

Ι9ΙΙ,

октябрь,стр.I-16.

«Мисс.Календарь»

1907

стр.128.

«Изв.Казан.епарх.» 1911, № 17, стр.506–523.

«Состав Св.Прав.Веер.Син· м Рос.Церк.Иерархии на

1905, стр.40.

1906, стр.52.

191O, стр.66.

1916, стр.134.

1917, стр.138–139.

Булгаков, стр.1401, 1416.

БЭС т.I, стб.121, 122.

БЭС т.II, стб.2004.

БЭЛ т.VII,стб.726.

НЭС т.II, стб. 10 и т.доп.I, стр.79·

«Изб.Казан.епарх» 1905, № 30, стр.681.

-«- 1905, № 36, стр.1069·

-»- 1905, № 37, стр.1101.

-«- 1905, прилож.к№№ 43 и 44, стр.I

-»- 1907, №40, стр.1246.

-«- 1907, № 42, стр.1322.

-»- 1907, № 44, стр.3 приложение.

-«- 1908, отчет п-ва 1907, стр.4.

-»- 1906, личный состав, стр.3.

-«- 1912, № 4, стр.91.

-»- 1912, № 5, стр.127·

-«- 1912, № 6, стр.175–182.

-»- 1912, № 7, стр.224–226.

-«- 1912, № 37, стр.116.

-»- 1913, № 39, стр.1174.

1914, № II, стр.334.

-«- 1914, № 19–20, стр.625·

-»- 1914, № 46, стр.1466.

Сб.М.Моск.Дух.Акад. M.1915, стр.659·

В.Г(линский), стр.54.

«Воспоминания митрополита Евлогия», стр.355–356.

Заметки и дополнения Е.М. № 14.

Исправления и дополнения A.A.

Er war Leiter der «Vseukrainskaja Cerkovnaja Rada».

Literatur:

M. Pol‘skij, Novye mučeniki II,277.

Nikon (Rklickij), Žizneopisanie IV,214.


Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог] / Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966. / Часть 1. Аввакум (Боровков) – Афанасий (Сахаров). 1979. – 431 с.

Комментарии для сайта Cackle