Симон, святитель, епископ Владимирский и Суздальский

† 1226, память 10/23 мая. 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов1

По предположению академика П.Г. Буткова (1775–1857), святитель Симон родился около 1166 года. Круг источников, из которых можно почерпнуть сведения о святителе Симоне, видном церковном деятеле и незаурядном писателе, невелик: это сочинения Симона и Поликарпа, составившие ядро Киево-Печерского патерика, а также свидетельства русских летописей. Из них известно, что Симон с молодых лет жил в Киево-Печерской лавре, где и принял пострижение в монашество.

С 1206 года – игумен монастыря в честь Рождества Пресвятой Богородицы во Владимире. Был духовником великой княгини, супруги Всеволода Юрьевича (Большое Гнездо).

В 1215 году по повелению великого князя Юрия Всеволодовича, желавшего иметь в своей столице городе Владимире самостоятельного епископа, поставлен первым епископом Владимирским и Суздальским.

Во время княжеских усобиц, когда после поражения в Липецкой битве (1216) князь Юрий Всеволодович был вынужден уступить владимирский стол старшему брату Константину, епископ Симон следует за княжеской семьёй в городец Радилов, оставляя епископию.

В 1217 году он сопровождает Юрия Всеволодовича в его поездке во Владимир для примирения с Константином, а затем переезжает с княжеским двором в Суздаль, доставшийся Юрию в удел.

Епископ Симон возвращается на епископию только в 1219 году после смерти Константина и утверждения на владимирском столе Юрия Всеволодовича.

Скончался 22 мая 1226 года, незадолго до смерти приняв схиму.

Епископ Симон был погребён во Владимирском Успенском соборе. После канонизации в XVII веке его мощи были перенесены в Киево-Печерскую лавру. Летопись называет Симона «учительным», книжным, хорошо образованным для своего времени. Его идеал – смирение, простота и затворничество. Пастырь, нёсший апостольский подвиг просвещения восточной Руси светом христианства. Целые толпы народа сходились послушать благодатное слово святителя, научаясь от него истинам святой веры.

Духовный писатель. Один из авторов Киево-Печерского Патерика. Составил жизнеописание Киево-Печерских подвижников, вошедшее впоследствии в состав первоначального Патерика Печерского.

Находясь во Владимире, продолжал тосковать о Киеве. В послании к своему другу, монаху Киево-Печерской обители Поликарпу, писал: «Я бы рад оставить епископство и служить игумену (печерскому), но знаешь, что удерживает меня. И кто не знает меня, грешного епископа Симона, и этой соборной церкви владимирской, красоты города, и другой, суздальской церкви, которую я создал? Сколько они имеют городов и сёл? И десятину собирают по всей земли той, и всем тем владеет наша худость. Но пред Богом скажу тебе: всю сию славу и власть я за уметы вменил бы, если бы мне колом торчать за воротами или сором валяться в Печерском монастыре и быть попираему людьми. День один в дому Божией Матери лучше тысячи лет временной чести, и я гораздо охотнее согласился бы пребывать в нём, нежели жить в селениях грешничих».

Труды:

Послание смиренного епископа Симона Владимирского к Поликарпу, черноризцу Печерскому // Калайдович К.Ф. Памятники российской словесности XII в. М. 1821, стр. 249–257.

Сказания Симона, епископа Владимирского и Суздальского о святых черноризцах печерских. Слово о создании церкви Печерской.

Литература:

Бутков П. Ответ на новый вопрос о Несторе, летописце русском. СПб., 1850, стр. 10.

Едлинский М.Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю святорусскую от начала христианства на Руси до позднейших времён. Изд. 1. СПб., 1895, стр. 112–117.

Протопопов Д.И. Жития святых, чтимых православною российской церковью...: в 12 т. М. 1884–1885, май, стр. 165.

Владимиров П.В. Древняя русская литература киевского периода XI–XIII веков. Киев. 1900, стр. 142, 193, 202.

Хойнацкий А.Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Почаево-Волынский. М. 1888, стр. 45, 257, 267.

Толстой М.В. Рассказы из Истории Русской Церкви. М. 1901, стр. 47, 76.

Нарбеков В.А. Третий Областной историко-археологический съезд во Владимире 1906 г. 2026 июня. Чит. на заседаниях Церковного историко-археологического общества Казанской епархии 20 и 27 февраля, 13 и 20 марта 1907 года. Казань. 1907, стр. 27.

Германов С. На Афон и Святую Землю. М. 1912, ч. 1, стр. 24.

Соловьёв С.М. История России с древнейших времен: в 6 кн. Изд. 3. СПб., 1911. Кн. 1, стр. 728, 731, 750, 751, 752.

Голубинский Е.Е. История Русской Церкви. М. 1880, т. 1, 1-я половина, стр. 628, 749, 778.

Протопопов Н. Очерки по истории древнерусской письменности от начала письменности до XVIII в. 1902, стр. 64–73.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. Изд. 5. М. 1888, пер. 1, стр. 48, 86, 183.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Жития святых, чтимых Православной Церковью, со сведениями о праздниках Господских и Богородичных. Изд. 3. СПб., 1900, май, стр. 278, 426.

Титов А.А. Суздальская иерархия, (материалы для истории Русской Церкви). М. 1892.

Иоасаф (Гапонов), иеромонах. Церковно-историческое описание владимирских достопамятностей. – Владимир, 1857.

Калайдович К.Ф. Памятники русской словесности XII века. 1821, стр. 241.

Галахов А. История русской словесности, древней и новой. СПб., 1863, т. 1, стр. 301.

Пыпин А.Н. История русской литературы: в 3 т. СПб., 1898–1899, т. 1, стр. 140.

Игнатий (Малышев Иван Васильевич), архимандрит. Краткие жизнеописания русских святых: в 2 т. СПб., 1875, т. 1.

Полевой П.Н. История русской словесности с древнейших времён до наших дней: в 3 т. СПб., 1900, т. 1, стр. 82, 107–108.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 т. М. 1807–1815, т. 1, стр. 240.

Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковью или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. Вып. 9, ч. 2, май, стр. 121.

Мезиер А.В. Русская словесность с XI по XIX столетия включительно. Библиографический указатель: в 2 ч. СПб., 1899, 1902, ч. 1 (XI–XVIII).

Сопиков В.С. Опыт российской библиографии. М. 1824. (№ 814–16).

Яковлев В.А. Древне-киевские религиозные сказания. – Варшава, 1875, стр. 26, 30.

Межов В.И. Русская историческая библиография с 1865–76 годы: в 8 т. СПб., 1882–1890, т. 2, № 14564; т. 3, № 26355, 26955, 27725.

Барсуков Н.П. Источники русской агиографии. СПб., 1882, стр. 529.

Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877, стр. 653, 661.

Иконников В.С. Опыт русской историографии: в 2 т. Киев. 1891–1908, т. 1, кн. 1, стр. 620.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Киев. 1913, стр. 1395.

Порфирьев И.Я. История русской словесности: в 2 т. Казань. 1870–1891, т. 1, стр. 414–418.

Шевырев С.П. История русской словесности, преимущественно древней: в 4 ч. М. 1845–1860, ч. 3, стр. 16.

Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. М. 1903, стр. 16.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, № 659.

История Владимирского кафедрального Успенского собора. – Владимир, 1877, стр. 40.

Описание Федоровского Городецкого монастыря. СПб., 1913, стр. 26, 28, 29.

Историческое описание Федоровского монастыря. Н.Новгород, 1900, стр. 12, 13, 14.

Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссией. СПб., 1841–1921, т. 1, стр. 185; т. 7, стр. 119.

Каратаев И.П. Хронологическая роспись славянских книг, напечатанных кирилловскими буквами 1491–1730 годов. СПб., 1861, № 123, 703, 841, 1190, 1191.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. СПб., 1864–1886, стр. 36–37, 59, 181–201.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 76.

Кубарев А.М. О Патерике Печерском и описание харатейного списка Печерского Патерика // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1847. Кн. 9.

Кубарев А.М. О редакциях Патерика Печерского вообще // Чтения в Обществе истории и древностей российских. М. 1858. Кн. 3.

Петров Н.И. О происхождении и составе славяно-русского печатного пролога. Киев. 1875.

Строев П.М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы / Под ред. Бычкова. СПб., 1882, стр. 214, 238, 258, 279, 370–377.

Арсений, иеромонах. Описание славянских рукописей библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой лавры: в 3 ч. М. 1878–1879; 1879, ч. 3, стр. 676, 712–714, 767–768, 800.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д.А. Эристов, М.Л. Яковлев. СПб., 1862, стр. 221.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 42–44.

Православный собеседник. Казань. 1907, июль-август, стр. 206.

Исторический вестник. СПб., 1900, январь, стр. 384.

Журнал Московской Патриархии. М. 1945, № 4, стр. 70.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 3, стр. 589.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 1, стр. 521; т. 2, стр. 2062.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 29 (кн. 58), стр. 936.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 18, стр. 491–493.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 34.

H. Д[урново]. Иерархия Всероссийской Церкви от начала христианства в России и до настоящего времени: в 3 ч. М. 1892–1898, ч. 1, стр. 74.

Ольшевская Л.А. Симон // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. Вып. 1, стр. 392–396.

Минея май, М. 1987, ч. 1, стр. 393.

Макарий (Булгаков), митрополит, История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 2, стр. 24, 133, 137, 140, 193, 194, 232, 297, 300, 303–305, 312, 342, 369, 372–380, 387, 398, 403, 459, 462–465,468–470, 475, 480–483, 490, 492, 494, 499–501, 503, 515, 517.

* * *

1

Изображения и подписи к рисункам сделаны электронной редакцией.

Комментарии для сайта Cackle