Филарет, святитель, митрополит Киевский и Галицкий (Амфитеатров Фёдор Георгиевич) (в схиме Феодосий)

1857; в день памяти Всех святых, в земле Российской просиявших и 10/23 июня в Соборе Сибирских святых

Родился 17 апреля 1779 года в селе Высокое Кромского уезда Орловской губернии в семье священника Георгия Амфитеатрова. Детей в семье отца Георгия было восемь, Фёдор во младенчестве был слабеньким, что сильно огорчало родителей. Дед Никита, который также был священником в этом селе, сам нянчился с Фёдором и выходил его.

Первоначальную грамотность Фёдор получил дома. В детские годы, читая жития святых, Фёдор особенно восхищался житием праведного Филарета Милостивого (память 1/14 декабря), душевные свойства которого – кротость, довольство малым для себя и безграничную щедрость для других – имел и сам Фёдор. Эти свойства он сохранил с детства до конца дней своих. Отец говорил о Феде: «Добрый он, мой сыночек, Феденька то! Вот уж добрый то! Дай Бог всякому православному иметь такую утеху в жизни семейной». А сам Филарет впоследствии говорил: «Успехам моим в науках в училище и в семинарии я обязан был именно тому, что сбережён был дома родителями моими с детства от неблагоприятных для нравственности и успехов сообществ».

В 1789 году Фёдор был принят сразу во второй класс Орловского духовного училища.

В 1795 году, как лучший ученик училища, он был переведён в богословский класс Севской духовной семинарии. Во время обучения в училище и семинарии Фёдор испытывал крайнюю бедность, он до самого философского класса ходил в лаптях, а иногда и босиком.

В 1797 году Фёдор блестяще окончил курс.

Овдовевший в это время отец Георгий хотел было сдать своему сыну место, и даже возил его на показ к разным невестам. Но сын хитрил и расстраивал смотрины. Сердце юного Фёдора, горя любовью к Богу, стремилось не к брачной семейной жизни, а к девственной иноческой, и он упросил доброго родителя не неволить его к браку.

В 1798 году Фёдор Георгиевич Амфитеаторов был определён учителем поэзии и греческого языка в Севскую духовную семинарию. В том же году он принял монашество с именем любимого им святого Филарета Милостивого и был посвящён в иеромонахи, а через два года определён в собор. Вскоре молодой соборный иеромонах был назначен ректором родной семинарии и настоятелем Севского монастыря, с возведением в сан игумена, а ещё через два года (в 25 лет) он стал уже архимандритом.

Обе должности отнимали у отца Филарета очень много времени. Как преподаватель богословия, он чувствовал необходимость своего усовершенствования в богословских науках. В то же время его весьма беспокоило то обстоятельство, что Севская духовная семинария находилась в нездоровой местности, где свирепствовали болезни, уносившие немало детей в могилу. Молодой ректор решил хлопотать о переводе семинарии в Орёл и рискнул разрешить этот вопрос в высших духовных инстанциях, минуя правящего архиерея, епископа Орловского Досифея (Ильина; † 1827). Епископ Досифей так был оскорблён поступком Филарета, что велел запереть его в одну из башен архиерейского дома и в 1804 году добился перевода его в Уфу с назначением настоятелем беднейшего Успенского монастыря.

Печальный вид представляла в то время эта епархия.

Архимандрит Филарет был назначен здесь ректором Оренбургской духовной семинарии, которая только что была основана. Тяжёлые испытания и скорби постигли в Уфе архимандрита Филарета.

Первые полтора года, когда во главе епархии стоял епископ Амвросий (Келембет; † 1825), с которым у Филарета сложились добрые отношения, все было хорошо. Но с назначением на Уфимскую кафедру преосвященного Августина (Сахарова; † 1842), которому архимандрит Филарет был охарактеризован Орловским епископом Досифеем с отрицательной стороны, положение его резко изменилось. Епископ Августин невзлюбил молодого ректора. По малейшему поводу он преследовал архимандрита Филарета, писал на него жалобы в Святейший Синод. Такое притеснение продолжалось в течение всего уфимского периода жизни архимандрита Филарета. Он терпеливо сносил все обиды и унижения, но, в конце концов, у него появилась мысль оставить всё, удалиться в какой-нибудь отдалённый монастырь и, скрыв свой сан, начать жизнь самого последнего инока. Но Господь не оставил своего избранника. Однажды после пламенной слёзной молитвы коленопреклоненный Филарет, находясь в полусонном состоянии, увидел руку, писавшую на стене: «Не бойся! Судьбы архимандрита Филарета в руках Божиих!» С этого времени его жизнь совершенно изменилась. По ходатайству церковного композитора, протоиерея Петра Турчанинова (1856), пользовавшегося любовью митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Амвросия (Подобедова; † 1818), архимандрит Филарет по Указу Святейшего Синода от

10 ноября 1810 года был переведён ректором семинарии в Тобольск. Управлявший Тобольской епархией епископ Амвросий (Келембет), который и ранее знал Филарета, в первом же своём донесении митрополиту Амвросию писал: «Вы, Ваше Высокопреосвященство, прислали мне на испытание не человека, а ангела во плоти».

В Тобольске архимандрит Филарет пробыл три года.

2 декабря 1813 года, благодаря положительным отзывам, архимандрит Филарет был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповедования слова Божия и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. Этот вызов в Санкт Петербург означал признание заслуг и достоинств его. По предложению ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Филарета (Дроздова; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), впоследствии известного митрополита Московского,

15 февраля 1814 года архимандрит Филарет был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. Служение архимандрита Филарета в должности инспектора продолжалось всего полгода, но имело для него очень важное значение.

В 1814 году он был удостоен степени доктора богословия.

В 1814 году архимандрит Филарет был переведён в должности инспектора во вновь открывавшуюся Московскую духовную академию. Это назначение также состоялось по указанию ректора Санкт-Петербургской духовной академии Филарета (Дроздова).

Прибывший на новое место назначения архимандрит Филарет занялся благоустройством открывавшейся академии. 1 октября 1814 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, состоялось торжественное открытие Московской духовной академии.

В 1816 году архимандрит Филарет был назначен ректором Московской духовной академии. Он был и наставником и преподавателем, и настоящим отцом для своих воспитанников. Его лекции по догматическому богословию отличались краткостью, ясностью и доступностью и посещались студентами с большим желанием. По словам самих слушателей, в его лекциях они слышали не только материал научных знаний, а что-то вроде благовествования, потому и слушали его не только со вниманием, но и с благоговением. Впоследствии догматическое богословие читалось по конспектам лекций архимандрита Филарета.

Отношения ректора со студентами были дружески-братские. Он имел подход к каждому, воспитывал своих питомцев не наказаниями, а внушением и примером личного поведения. Его воспитанники так впоследствии отзывались о своём ректоре: «Управление его в академии было истинно отеческое, мы были для него дети родные».

В период ректорства архимандрита Филарета дважды проводились ревизии Московской духовной академии ректором Санкт-Петербургской духовной академии архимандритом Филаретом (Дроздовым). Результаты этих ревизий наглядно выразились в следующем факте: после второй ревизии в 1818 году ректор Санкт-Петербургской духовной академии Филарет, тогда уже епископ Ревельский, снял с себя панагию и подарил её ректору Московской академии в знак особого уважения и признания его заслуг. О высокой оценке ректорской деятельности архимандрита Филарета свидетельствовал и тот факт, что за четыре года ректорства он шесть раз был удостоен различных наград и поощрений.

28 июля 1817 года архимандрит Филарет был назначен настоятелем первоклассного Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

1 июня 1819 года он был хиротонисан во епископа Калужского и Боровского. Хиротонию совершали митрополит Московский Серафим (Глаголевский; † 1843) с преосвященными: архиепископом Телавским Досифеем (Пицхелаури; † 1830), епископом Тамбовским Ионой (Василевским; † 1849) и епископом Дмитровским Лаврентием (Бакшевским; † 1837). В течение шести лет преосвященный Филарет управлял Калужской епархией. Не было дня, когда он не присутствовал бы за богослужением, – так любил он службу церковную. Его воскресные беседы отличались ясностью и простотой изложения и служили образцом духовного красноречия, Впоследствии эти беседы толкования Евангелия от Матфея были напечатаны отдельным изданием. Калужский архипастырь уделял внимание и строительству, обновлению и благоустройству церквей, причём требовал, чтобы деревянные храмы заменялись каменными. За период его епископства в Калужской епархии было построено 25 каменных церквей.

Не забывал он и о духовенстве своей епархии, стараясь принимать все возможные и зависящие от него меры по улучшению материального состояния духовенства. Часто оказывал помощь нуждающимся духовным лицам из своих собственных средств. Особым вниманием преосвященного Филарета пользовались вдовы и сироты духовного сословия. Защищал он духовенство от притеснений помещиков и гражданских властей, а в случае виновности лиц духовного звания он был к ним отечески строг и требователен.

Его любовь к иноческому житию и инокам проявлялась в неустанной заботе о монастырях вверенной ему епархии. Все настоятели монастырей находились с ним в деятельном и постоянном общении. Он интересовался состоянием обителей и всеми доступными ему способами поддерживал в монашествующих молитвенный дух, благочестие и добрые деяния. При нём был вновь создан монастырь под названием «Добрый», а в Оптиной пустыне был устроен в 1820 году Иоанно-Предтеченский скит, в котором епископ Филарет имел свою келью и часто посещал его. Не забывал владыка Филарет и об улучшении материального положения существовавших в епархии монастырей.

Ревнуя о духовном просвещении своей паствы, преосвященный Филарет открыл в Калуге отделение Библейского общества для распространения в народе книг Священного Писания и особенно Евангелия, которое советовал иметь как настольную книгу. Предметом постоянных забот епископа Филарета была Калужская духовная семинария. Много забот прилагал преосвященный Филарет для образования пастырей, стараясь развивать в семинаристах молитвенный дух, любовь и навык к церковному богослужению. «Пусть семинаристы будут иметь недостатки в познании, только бы были истинные христиане», – поучал он. Отношение его к вверенному ему духовенству было настолько внимательным, что всяческие нравственные недостатки священнослужителей он принимал близко к сердцу и старался приводить виновных к раскаянию и исправлению более сокрушением сердца о их вине, нежели страхом наказания, а если дело и доходило до наказания, то убеждал приближенных, чтобы «строгость» его наказания не перешла в «жестокость».

В краткой архивной записи приводится следующая характеристика калужского периода жизни преосвященного Филарета: «...по благочестию своему, благости отеческой, кротости и смиренномудрию, благоразумию и дальновидности, по сердолюбию и искреннему участию к бедным и по всему вообще архипастырскому служению был незабвенным для Калужской епархии святитель».

12 января 1825 года владыка Филарет был переведён в Рязань. Калужане устроили любимому архипастырю торжественные проводы. В прощальном слове преосвященный Филарет говорил: «Вы, служители алтаря Господня, воссылайте день и ночь тёплые молитвы к Отцу милосердия и щедрот, с ревностью поучайте стадо Христово разумению слова Божия, утверждайте слабых, с кротостью и долготерпением обличайте противящихся истине, будьте примером для всех в благочестивой и добродетельной жизни. Судии людей! храните правосудие, которое есть твёрдая основа тишины и благоденствия народа. Мужие и жены! сохраняйте в чистоте и святыне честное и великое таинство брака, да рождаете чад света, сынов Царствия Божия. Все православные чада Христовой Церкви! Сохраните таинство веры в чистоте совести вашей!» Впоследствии владыка Филарет дважды посетил Калужскую епархию. Особенно памятным было для калужан его посещение в 1842 году, когда по его молитвам во время литургии и молебна на землю пролился обильный, благотворный дождь и оросил почерневшие от долговременной засухи поля.

1 марта 1825 года преосвященный Филарет прибыл в Рязань. Служение его на Рязанской кафедре было непродолжительным – всего три года, причём из этого времени он больше года находился в Санкт-Петербурге, присутствуя в Святейшем Синоде. Как и в Калуге, он заботился о нравственном состоянии духовенства, заботился о благолепии храмов, был милостив к вдовам и сиротам. Но и за этот короткий период рязанская паства успела полюбить своего архипастыря.

22 августа 1826 года епископ Филарет был возведён в сан архиепископа и назначен членом Комиссии духовных училищ. В дни своей молодости Филарет полностью одобрял принципы реформы духовного просвещения 1808–1814 годов, но спустя десятилетие относился к ним скептически. Политика обер-прокурора графа Н.А. Протасова резко обострила недовольство состоянием духовного просвещения и системой воспитания в духовных учебных заведениях. «На духовные училища смотрю я как на прекрасное растение, которое, благодатию Божией и милостию монаршею, было согреваемо и поливаемо, начинало только расцветать и обещало обильный плод, но вдруг – засуха. Бог весть, откуда повеял засушительный ветр, и когда он перестанет, и что будет с сим растением», – писал он с грустью митрополиту Филарету (Дроздову). Около двадцати пяти лет это «прекрасное растение», насаждённое и опекавшееся Комиссией духовных училищ, медленно умирая, сопротивлялось этому «засуши тельному ветру».

25 февраля 1828 года архиепископ Филарет был назначен в Казань. Из Санкт-Петербурга он вынужден был срочно выехать на новое место назначения. В Казанской епархии было много иноверцев.

Приведение их к вере Христовой составляло главную заботу нового архиепископа. Этим апостольским делом он занимался особенно ревностно, совершая ежегодные поездки по селениям, беседуя с народом по целым дням под открытым небом, во множестве обращая ко Христу язычников и созидая для них храмы. Для миссионеров своей епархии владыка Филарет написал «Правила для вразумления и укрепления новокрещенов в вере», где подчёркивал, что не так важно количество крещёных, как их основательная подготовка к крещению. Он рекомендовал исходить из богослужения и, опираясь на него, объяснять догматы. Однако главное, по его словам, это постоянное окормление крещёных. Массовое отпадение старо и новокрещёных инородцев от христианства и указ императора 1827 года побудили Святейший Синод 24 декабря 1828 года потребовать от архиепископа Филарета и Тобольского епископа Евгения (Казанцева; † 1871) проектов специальных учреждений для подготовки миссионеров. После получения отчётов от этих архиереев Святейший Синод решил создавать особые миссии для отдельных иноязычных народов. Упомянутый отчёт владыки Филарета был представлен Святейшим Синодом императору. Высокопреосвященный Филарет предлагал, прежде всего, перевести краткий катехизис и богослужебные тексты на все местные языки и заняться основательной языковой подготовкой духовенства, причём татарский, чувашский и черемисский языки были поставлены на первый план. Император утвердил план владыки Филарета, и затем Святейший Синод сделал эти языки учебными предметами в семинариях, послав к инородцам Казанской епархии хорошо образованных миссионеров. Однако от учреждения специальной миссионерской школы из-за недостатка средств отказались, а систематическую переводческую работу так и не наладили. Во время предстоятельства архиепископа Филарета были крещены 4.348 чувашей, 235 татар и лишь 8 вотяков (удмуртов). Миссионеров среди чувашей было много, они знали их язык и использовали в работе хорошие переводы богослужебных книг и молитвенников, а вот для татар имелся только крайне неудачный перевод катехизиса 1832 года.

В 1836 году, в разгар своей деятельности, владыка Филарет был перемещён Святейшим Синодом в другую епархию.

Во время голода, охватившего Казанскую область в 1830 году, архиепископ Филарет собственноручно раздавал подаяния, особенно детям и старикам. Раздав весь свой запас денег, Филарет взял вперёд своё жалованье; потратив и это, он приказал собрать всё скопленное при архиерейском доме его предшественниками серебро и заложить его с тем, чтобы раздобыть денег для прокормления голодающих. Среди национальностей владыка Филарет не делал различий, он видел в них единую семью.

Известный русский писатель Н.С. Лесков писал, что «добротолюбие» Филарета входило «органически» во все его деяния. Он родился со своею добротою, «как фиалка со своим запахом, и она была его природою». Во все трудные периоды жизни он всегда был среди паствы. Так, во время страшного бедствия, холеры, архиепископ Филарет ежедневно сам совершал Божественную литургию в течение сорока дней и составил в этот период специальное молебное пение.

В деле воспитания паствы в духе благочестия основным мероприятием святитель считал строительство храмов и чтение проповедей. При обзорах епархии сам архиепископ почти везде говорил проповеди, причём проповедовал без всякой подготовки. Признавая важность проповеди в деле духовного воспитания паствы, архиепископ Филарет сам лично, с особым вниманием, рассматривал проповеди воспитанников семинарии.

С отеческой заботой и вниманием следил святитель за состоянием духовных учебных заведений епархии. За время его пребывания на Казанской кафедре в учебных заведениях произошло много положительных перемен, облегчивших жизнь их воспитанников. Владыка сам вносил большие пожертвования в пользу учебных заведений и располагал к этому других. Помимо существовавших до него учебных заведений, архиепископ Филарет открыл уездные и приходские училища в городах Чистополе и Свияжске в 1829 году и в 1833 году – в Сызрани и Самаре. В учебные заведения он старался подбирать преподавательский состав достойного поведения, знающий своё дело.

В 1836 году архиепископ Филарет был вызван в Санкт-Петербург и назначен членом Святейшего Синода. Будучи членом Святейшего Синода, митрополит Филарет выезжал в столицу каждый раз, когда созывался Синод. Здесь он принимал живое участие в обсуждении всех вопросов, в том числе и волновавшего тогда не только духовный, но и светский мир, вопроса о переводе Библии на русский язык. Митрополит Филарет был решительным противником перевода и считал это делом вредным. Своему мнению он оставался верен до конца своих дней.

С 02 ноября 1836 года архиепископ Филарет был включён в состав особого Секретного комитета по униатским делам. По указанию Святейшего Синода, он был организатором и главным участником торжества, происходившего в Витебске в 1839 году по случаю воссоединения униатов.

По пути в Санкт-Петербург архиепископ Филарет посетил Воронеж и содействовал архиепископу Антонию (Смирницкому; † 1846; причислен к лику местно чтимых святых 23 мая 2003 года) в устройстве мужского монастыря при Благовещенском соборе в связи с открытием мощей святителя Митрофана Воронежского († 1703; память 7/20 августа). Архиепископ Антоний предсказал владыке Филарету скорое назначение в Киев.

19 сентября 1836 года архиепископ Филарет, согласно указу Святейшего Синода, был определён на Ярославскую кафедру, но ещё до выезда в Ярославль он получил новое назначение.

18 апреля 1837 года он был назначен митрополитом Киевским и Галицким. Киевская паства с необычайной радостью встретила владыку Филарета, о котором ещё прежде слышала и пастырские подвиги которого были известны всей России. Двадцать лет продолжалось служение митрополита Филарета на Киевской кафедре. За этот период времени с новой силой раскрылись замечательные черты его как доброго пастыря и мудрого наставника, заботливого воспитателя молодежи, отзывчивого помощника бедным и сиротам, и особенно усердного молитвенника за всех.

В первые годы по вступлении на Киевскую кафедру митрополиту Филарету встретилось много трудностей. Это было время воссоединения униатов. Не желавшие воссоединения лица старались всячески вредить укреплению Православия и различными ложными слухами стремились посеять среди народа недоверие к духовенству православных церквей. Во избежание подобных явлений митрополит Филарет старался назначать в приходы, где население состояло из католиков, священнослужителей достойных и опытных. Он выступил в защиту духовенства перед лицом гражданской власти, с полным знанием дела изложил создавшееся положение и указал источники распространения ложных доносов на духовенство. В это же время митрополит Филарет активно участвовал в обсуждении вопроса о материальном обеспечении сельского духовенства, защищал положение 1842 года, по которому сельское духовенство обеспечивалось землями, домами и единовременным пособием от прихожан.

Значительное место, как и прежде, в деятельности митрополита Филарета занимали духовные учебные заведения епархии как с точки зрения воспитания в них достойных пастырей Церкви, так и со стороны материального обеспечения воспитанников.

По ходатайству архипастыря в Киеве было открыто Киево-Софийское духовное училище, в распоряжение которого высокопреосвященный Филарет передал трёхэтажный митрополичий дом и на свои средства содержал сорок учеников этого училища из ста десяти принятых. Этому училищу он уделял наибольшее внимание из всех учебных заведений епархии. Он интересовался всеми сторонами жизни воспитанников: учебно-воспитательной, материальной, бытовой и культурной. Так, он требовал еженедельных рапортов о всех нуждах Киево-Софийского училища и каждый раз спрашивал: «Сыты ли дети, обуты ли, одеты ли, бывает ли для них баня?» и прочее. И при недостатках того или другого тут же давал распоряжение немедленно удовлетворить все нужды. Эта истинно отеческая забота, особенно ярко проявившаяся о Киево-Софийском училище, составляла вообще отличительную черту характера владыки Филарета по отношению ко всем учебным заведениям, не только духовным, но и светским, и в прежних местах его служения. Такие заботы оправдали себя. Из стен училища вышли сотни достойных служителей Церкви, оно подготовило большое количество воспитанников для поступления в Киевскую духовную семинарию, где они показали себя лучшими среди других учащихся.

По отношению к Киевской духовной семинарии заботы митрополита Филарета состояли главным образом в обеспечении религиозно-нравственного воспитания будущих служителей Церкви и усовершенствовании учебного процесса. Он передал семинарии свою личную библиотеку и распорядился о передаче ей же библиотеки Киевского Николаевского монастыря. При нём значительно увеличилось число воспитанников семинарии. При вступлении его на епархию из 1.213 священников было только 377 окончивших семинарию, а к концу его святительства – 887.

Под непосредственным руководством митрополита Филарета инспектором Киевской духовной семинарии архимандритом Антонием (Амфитеатровым; † 1879; племянником высокопреосвященного Филарета, будущим архиепископом Казанским) было написано и вышло в свет в 1848 году учебное пособие по догматическому богословию. Этот труд получил всеобщую положительную оценку.

«Имя Филарета не славилось известностью как мужа особенно учёного, как труженика и жреца науки, несмотря на то, что он был доктором богословия», – писал его биограф архимандрит Сергий (Василевский). Далее он пишет, что время двадцатилетнего протекторства Филарета над Киевской духовной академией «займёт одно из самых видных мест как период особенного процветания её и в делах науки, и в деле духовно-нравственного преуспеяния». Историк М.П. Погодин в своём приветствии Киевской духовной академии отмечал, что академия успешно утверждала «окончательно русское начало во всех здешних и соседних странах», и в этом имеется немалая заслуга Филарета (слава Киевской академии простиралась до Франции, Германии, Сербии, Молдавии).

Особенное внимание митрополит Филарет обращал на преподавательский состав академии, на характер и содержание лекций. На ректорскую и другие руководящие должности он старался назначать людей, хорошо знавших особенности и привычки местного края. Достойную смену преподавателей он стремился подготовить из числа воспитанников самой академии.

Высокопреосвященный Филарет был известен всей стране как деятельный покровитель развития просвещения. Многие учебные заведения России считали для себя большой честью находиться под его покровительством. Высокопреосвященный Филарет был почётным членом Российской Академии Наук, Московского общества истории и древностей российских, почётным членом Киевской, Санкт-Петербургской, Московской и Казанской духовных академий, а также Киевского, Московского и Казанского университетов. Он был не просто формально почётным членом, но и активно интересовался и участвовал, в частности, в жизни Киевского университета. И другие светские и военные учебные заведения Киева не оставались без его внимания.

Придавая большое значение учебному материалу, митрополит Филарет находил время и силы для участия в издательских делах. Многие издания академии выходили под его руководством. Он очень хотел, чтобы в стенах семинарии, училища или академии ученики вырастали до подлинных носителей христианства, ревностных проповедников слова Божия. Владыка Филарет говорил: «Плох и ненадёжен тот улей пчёл, в котором роятся пчелы, но не выводятся из них свои родные матки».

Не менее важным предметом забот митрополита Филарета было благоустройство и благосостояние Киево-Печерской лавры, которая стала излюбленным местом его пребывания с первых же дней приезда в Киев. При лавре он устроил прекрасную гостиницу, странноприимницу и при ней лечебницу. Вокруг лавры была сооружена каменная стена. Поселившись в лавре, митрополит Филарет занялся устройством внутренней жизни лаврской обители по правилам монашеского жития, установленного основателями лавры – преподобными Антонием и Феодосием Печерскими. Он запретил отвлекать братию монастыря на полевые работы, строго следил за нравственным состоянием монашества, интересовался и материальным обеспечением братии, постоянно наставлял братию своими добрыми и мудрыми поучениями. Вскоре и братия стала относиться к своему архипастырю с благоговейным почитанием и любовью. Современники говорили о нём: «Мы знали его как доблестнейшего подвижника, умевшего притом и воспитывать подвижников».

Пример, достойный подражания, представляла личная подвижническая жизнь митрополита Филарета. Это был великий молитвенник, тайно принявший 13 августа 1841 года иноческую схиму с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского. Совмещение схимы с архипастырской деятельностью – явление «если не беспримерное, то одно из самых редчайших в истории церковной», писал архимандрит Сергий (Василевский). При точном и ревностном исполнении обязанностей, возлагаемых званием и долгом общественного служения, высокопреосвященный Филарет с особой строгостью исполнял все уставы и правила иноческого жития. Стремясь к уединению, летом он большую часть времени проводил в Свято Покровской Голосеевской пустыни, которая находилась недалеко от Киева. Здесь он вёл себя как самый простой инок. На средства владыки Филарета в этой пустыни была устроена каменная церковь. Отличительными чертами личности митрополита Филарета было глубочайшее смирение и нестяжательность. С раннего детства он привык довольствоваться малым, и так продолжалось всю жизнь. Он не делал сбережений, а всё, что имел, раздавал неимущим, сам оставаясь без копейки. Так было во время посвящения его во епископа, когда он, получив назначение на епархию, не мог выехать из-за отсутствия средств и вынужден был занять деньги на дорогу у своего студента. А смирение его было таково, что даже келейник мог отругать его за расточительность, которая заключалась в бесконечной милостыне нищим и помощи всем нуждавшимся, Нищие были постоянными посетителями его дома, так что даже келейники смущались этим перед знатными личностями, посещавшими митрополита.

По-прежнему большое внимание уделял митрополит Филарет и делу строительства, благоустройства и обновления храмов, преодолевая при этом все преграды со стороны лиц, недовольных его деятельностью. Большую помощь в этом деле оказывали благотворители, вносившие значительные суммы на обновление храмов.

В 1842 году из-за расхождений с обер-прокурором графом Н.А. Протасовым он покинул Святейший Синод и удалился в свою епархию. Прошение митрополита Филарета от 25 марта 1842 года было самовольно, без ведома императора, удовлетворено графом Протасовым. Такого рода увольнения из-за разногласий с обер-прокурором происходили впоследствии не раз. Это же случилось и с митрополитом Филаретом (Дроздовым), который 8 мая 1842 года покинул Святейший Синод, чтобы никогда более туда не возвращаться.

Киевский митрополит Филарет пользовался известностью не только в России, но и за границей. Он вёл переписку с патриархами Иерусалимским, Константинопольским, Александрийским.

До самых последних дней своей жизни Киевский архипастырь был неутомим как в трудах святительского служения, так и в подвигах иноческой жизни, и переносил эти труды и подвиги с удивительной бодростью, укрепляемый помощью свыше.

С 1855 года после перенесённой тяжёлой болезни он стал часто подвергаться различным недугам, которые встречал как предвестники близкой кончины, но переносил их с терпением и благодушием, радуясь приближению переселения в жизнь вечную. Он часто говорил: «Я вижу, Господь скоро позовёт меня к Себе». Такая уверенность архипастыря не обманула его.

1857 год он встретил на одре болезни. Болезнь временами отпускала его, но ненадолго. «Храмина тела моего разрушается», – говорил он. Последнюю литургию митрополит совершил 6 декабря 1857 года. С этого времени он находился только в своих покоях, каждый день слушал Божественную литургию в домовой церкви и причащался Святых Христовых Тайн. До самого момента кончины сознание не оставляло митрополита. И он, находясь в очень тяжёлом состоянии, приказал пускать к нему всех приходящих без исключения, продолжал интересоваться делами и общественной жизнью, давал советы и указания.

21 декабря 1857 года в девятом часу вечера высокопреосвященный митрополит Филарет скончался. Митрополита Филарета похоронили в полном архиерейском облачении с возложением поверх малого омофора схимнической мантии.

29 декабря 1857 года, по его завещанию, он был погребён в надпещерной Крестовоздвиженской церкви, против входа в Ближние пещеры.

Всё своё скромное наследство митрополит Филарет завещал Церкви и академии, а немногочисленные сбережения просил раздать бедным. Пастырям и священнослужителям Церкви Христовой он завещал «проповедовать ревностно слово Божие», а всем верующим «первее всего и паче всего хранить твёрдо и непоколебимо святую Православную веру, яко камень краеугольный, на котором зиждется благоденствие и вечное спасение наше, яко неоценённое наследие отцов наших и священный залог наследия Царствия Небесного».

В заключение можно сказать, что святитель Филарет был образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1Тим. 4:12). Истый монахолюбец, пламенный ревнитель святого подвижничества, творец Иисусовой молитвы, постник в строжайшем смысле, обладал даром духовного ведения и исцеления, даром чудотворения, даром замечательной памяти и дерзновенной молитвы, удостоился многих благодатных откровений и видений. Его нищелюбие вошло в пословицу, и его называли не иначе, как «Филаретом Милостивым».

Труды:

Слова, беседы и речи. Киев. 1883.

Литература:

Сергий (Василевский), архимандрит. Высокопреосвященный Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митрополит Киевский и Галицкий и его время: в 3 т. Казань. 1888.

Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. Калуга, 1876, стр. 196, 203.

Благовещенский И.А., протоиерей. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк): в 2 ч. М. 1875, стр. 50–51.

Бочаров Н. Две могилы в Покровском миссионерском монастыре. М. 1889, стр. 16 и 17 и прим.

Геронтий (Кургановский), архимандрит. Волоколамский Иосифов второклассный мужской монастырь и его современное состояние. СПб., 1903, стр. 115.

Захарченко М.М. Киев теперь и прежде [988–1888]. Киев. 1888, стр. 100, 106, 112, 118, 194, 210, 287.

Никанор (Каменский), архиепископ. Казанский сборник статей архиепископа Никанора (Каменского). Казань. Церковное историческое общество, 1909, стр. 483, 484, 516–517.

Орлов Г. Филарет Амфитеатров, митрополит Киевский, как проповедник. М. 1918.

Чернавский Н.М. Оренбургская епархия в прошлом её и настоящем: Исследование Николая Чернавского: в 2 т. Оренбург. 1900–1903 // Труды Оренбургской учёной архивной комиссии. Оренбург. 1903, вып. 10, стр. 133–135.

Поселянин Е. Русские подвижники XIX века: Историко-биографические очерки Е. Поселянина. Изд. 3, доп. СПб., 1910, стр. 207, 208, 226; СПб., 1900.

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. СПб., 1916, стр. 470.

Погожев Е.Н. (Поселянин Е.). Идеалы христианской жизни. СПб., 1913, стр. 202.

Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. Сергиев Посад. 1897–1911. – T. 3: 1902, т. 4; 1906, т. 6; 1911, т. 9.

Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. СПб., 1907, стр. 20.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук, М. 1832–1891; 1882, стр. 135.

Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. Изд. 2. М. 1903, стр. 578.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871). М. 1872, № 233.

Булгаков С.В. Настольная книга для священно- церковнослужителей. Киев. 1913, стр. 1401, 1403, 1411, 1418.

Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. М. 1908, стр. 292, 307, 474, 633.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896, № 233.

Записки Трубецкого С. П. СПб., 1906, стр. 210 и прим. 97, 101.

Житие Филарета, митрополита Киевского. Киев. 1858.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. М. 1914, стр. VII, 1, 4, 5, 233–251, 527, 606, 607, 696.

Письма митрополита Филарета Московского к высочайшим особам и разным другим лицам, собранные и изданные Саввою, архиепископом Тверским и Кашинским. Тверь, 1888, стр. 15–18, 132, прим. 3; ч. 2, стр. 57, прим. 1.

Юбилейный сборник: Речи, слова и беседы Иоанникия, митрополита Киевского и Галицкого. СПб., 1899.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. СПб., 1899, стр. 827.

Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским, Ярославль, 1881, стр. 82.

Калужские епархиальные ведомости. 1884, № 6–11, 14, 17–19.

Владимирские епархиальные ведомости. 1865, № 18 и 24.

Древняя и Новая Россия. СПб., 1876, т. 2.

Киевлянин, 1884, № 185.

Духовная беседа. СПб., 1858, т. 2, № 16.

Северная пчела. СПб., 1858, № 71.

Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1907, № 50, стр. 2215–2221.

Душеполезные размышления. M., 1878–1887; 1884, стр. 366–367.

Душеполезные размышления. M., 1885, стр. 321.

Душеполезные размышления. M., 1898, стр. 304.

Воскресное чтение. 1857–1858, ч. 21, 42, 45, 50, 52.

Душеполезное чтение. M., 1863. Кн. 10.

Душеполезное чтение. M., 1895, ч. 3. –С. 518.

Душеполезный собеседник. М. 1898. Вып. 10, стр. 304.

Исторический вестник. СПб., 1883, сентябрь, стр. 542, 544, 547, 552, 554–555.

Исторический вестник. СПб., 1892, сентябрь, стр. 654.

Исторический вестник. СПб., 1895, февраль, стр. 639.

Исторический вестник. СПб., 1896, апрель, стр. 182.

Исторический вестник. СПб., 1900, сентябрь, стр. 365368.

Исторический вестник. СПб., 1906, январь, стр. 326; апрель, стр. 265.

Православный собеседник. Казань. 1867, январь, стр. 64.

Православный собеседник. Казань. 1876, июль, стр. 124.

Православный собеседник. Казань. 1879, февраль, стр. 83–110.

Православный собеседник. Казань. 1897, декабрь, стр. 118.

Православный собеседник. Казань. 1899, июнь, стр. 354.

Православный собеседник. Казань. 1907, сентябрь, стр. 40, прил.

Православный собеседник. Казань. 1908, май, стр. 622.

Православный собеседник. Казань. 1909, март.

Православный собеседник. Казань. 1915, октябрь.

Известия по Казанской епархии. 1876, №11, стр. 342–344.

Известия по Казанской епархии. 1878, № 8, стр. 198.

Известия по Казанской епархии. 1879, № 20, стр. 588.

Известия по Казанской епархии. 1883, № 6, стр. 188.

Известия по Казанской епархии. 1885. № 22, стр. 822–823.

Известия по Казанской епархии. 1888, № 23, стр. 536.

Известия по Казанской епархии. 1897, № 1, стр. 32.

Известия по Казанской епархии. 1907, № 44, стр. 1366; № 47, стр. 1482–1492.

Известия по Казанской епархии. 1908, № 6, стр. 186–189, 216–223.

Православное обозрение. М. 1868, декабрь, стр. 371.

Русский инок. 1912, вып. 59, стр. 37–38.

Русская старина. СПб., 1873, январь, стр. 111.

Русская старина. СПб., 1876, май, стр. 157–158.

Русская старина. СПб., Русская старина. СПб., 1880, май, стр. 117; июль, стр. 609.

Русская старина. СПб., 1880, ноябрь, стр. 581.

Русская старина. СПб., 1882, август, стр. 295; февраль, стр. 336.

Русская старина. СПб., 1885. Октябрь, стр. 159.

Русская старина. СПб., 1886, июнь, стр. 710.

Русская старина. СПб., 1904, февраль С. 276; сентябрь, стр. 661.

Христианское чтение. СПб., 1872, май, стр. 71–150; июнь, стр. 183–229; ноябрь, стр. 377–419.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1860–1917; 1884. май, стр. 69–102.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1885. июль, стр. 439.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1890, август, стр. 610, 615.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1901, № 12, стр. 418–419.

Труды Киевской духовной академии. Киев. 1908, № 21, стр. 866.

Вестник Европы. СПб., 1873, т. 6, стр. 252.

Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. М. 1887. Кн. 2, стр. 485.

К истории православия в Прибалтийском крае // Русский архив. М. 1887. Кн. 3, стр. 288. Из писем А.Н. Муравьева к С.Д. Нечаеву // Русский архив. М. 1893. Кн. 2, стр. 149.

Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. – M.. 1898. Кн. 1, стр. 304.

Дневник М.С. Ребелинского // Русский архив, М. 1898. Кн. 3, стр. 58.

Памятные записки игуменьи Евгении Озеровой // Русский архив. М. 1898. Кн. 3, стр. 85.

Русский архив. М. 1895. Кн. 2, № 6, стр. 142; № 7, стр. 277–278.

Русский архив. М. 1899. Кн. 1, № 3, стр. 417; № 4, стр. 669; кн. 2, № 6, стр. 204–208, 212, 215.

Русский архив. М. 1900. Кн. 3. № 10, стр. 26, 236.

Русский архив. М. 1903. Кн. 1. № 3, стр. 378.

Русский архив. М. 1904. Кн. 1, № 4, стр. 648–649.

Русский архив. М. 1910. Кн. 3. № 12, стр. 589.

Журнал Московской Патриархии. М. 1945, № 12, стр. 44–45.

Иванов А., доцент Московской духовной академии. Новый перевод на русский язык Евангелия от Матфея // Журнал Московской Патриархии. 1954, № 4, стр. 47.

Попов Н., кандидат богословия. Высокопреосвященный Филарет, митрополит Киевский: К 100-летию со дня кончины // Журнал Московской Патриархии. 1958, № 2, стр. 52–56.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. М. 1903–1912, т. 1, стр. 212: т. 2, стр. 149, 221, 223, 229–231; доп. том 2, стр. 370–387; т. 4 – С. 296; т. 7, стр. 37–46, 51; т. 11, стр. 97–110, 509: доп. 1, стр. 596–600; т. 12, стр. 519–520, 576–822; доп. 2, стр. 551–553.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А.П. Лопухина и Н.Н. Глубоковского. СПб., 1900–1911, т. 7, стр. 716–717; т. 8, стр. 3; т. 10, стр. 608–609.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П.П. Сойкина. СПб., б. г, т. 2, стр. 1139, 1164, 1330, 1973, 2233, 2404.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. СПб., 1890–1907, т. 35, стр. 737–738.

Русский биографический словарь: в 25 т. СПб.; М. 1896–1913, т. 21, стр. 77–79.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. М. 1888, стр. 16, 24, 36, 50, 69.

Минея май. М. 1987, ч. 3, стр. 360.

Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. М. 1994–1997, т. 8, ч. 1, стр. 133, 163, 220–222, 224, 310, 423, 433, 450, 452, 562, 591; ч. 2, стр. 10, 12, 41, 202, 205, 231–233, 338, 340, 343, 382, 392, 450.

Комментарии для сайта Cackle