Иона, святитель, митрополит Московский и всея Руси (титуловался – Киевский и всея Руси) (Одноушев) († 1461; память 31 марта/апреля, 27 мая/9 июня, 15/28 июня, 23 июня/6 июля в Соборе Владимирских святых, 23 января/5 февраля в Соборе Костромских святых и 5/18 октября)
Родился в 90-х годах XIV века в селе Одноушове близ города Солигалича в семье служилого землевладельца Федора Одноуша.
Двенадцатилетним мальчиком он поступил в Галичский монастырь, где принял монашество, а через несколько лет перешел в Московский Симонов монастырь. В монастыре он исполнял послушание пекаря. Однажды, утомленный работой, он уснул в пекарне. А в это время монастырь посетил святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси († 1431; память 27 мая/9 июня и 2/15 июля). Он обошел все монастырские постройки и заглянул в пекарню. Увидев спящего инока Иону, он предсказал, что «сей юноша будет великим святителем земли русской».
Выдающаяся ревность будущего святителя к монашеским подвигам, глубокий ум, строгое и непорочное житие выдвинули его из среды других иноков.
В 1430 году (около 40 лет от роду) митрополитом Фотием он был хиротонисан в сан епископа Рязанского и Муромского, а вскоре ему уже самому пришлось возглавить управление Русской Церковью.
2 июля 1431 года митрополит Фотий скончался; преемником ему был наречен епископ Иона.
Первым шагом в деятельности нареченного митрополита было прославление и причисление к лику святых митрополита Алексия.
Для утверждения в сане митрополита Иона должен был поехать в Константинополь, но в связи со сложившейся напряженной обстановкой из-за княжеских междоусобиц нареченный митрополит Иона выехал в Константинополь только в 1435 году. Когда в начале 1436 года Иона прибыл в Царь-град, там уже был поставлен на Московскую митрополию свой кандидат-митрополит Исидор, сторонник намечавшегося соединения Церквей.
Чуждый и тени властолюбия, кроткий Иона смиренно возвратился в Россию вместе с митрополитом Исидором. Когда новый митрополит, побывав на Флорентийском Соборе6, начал вводить в Москве различные латинские новшества, был созван Собор под председательством епископа Ионы. Митрополиту Исидору было предложено отказаться от всех нововведений и покаяться. Исидор отказался это сделать и был взят под стражу, но 15 сентября 1441 года бежал из-под стражи сначала в Литву, а затем в Рим. С этого времени епископ Иона снова вступил в управление митрополией, а 15 декабря 1448 года Освященный Собор русских иерархов самостоятельно, без Константинопольского патриарха, поставил Иону митрополитом Московским.
Первоиерарх Русской Церкви прославился и как великий святитель, и как известный политический деятель своего времени. Он активно участвовал в государственной жизни Московского княжества, содействуя князю Василию в объединении разрозненных русских княжеств в единое государство. Причем слово святителя имело большую силу, и его авторитет для князя Василия был непререкаем. Надо сказать, что, имея такое влияние на князя, митрополит Иона старался не слишком часто посещать княжеские покои, но если видели, что старец-митрополит отправился к князю, то было понятно, что стране грозит какая-то внутренняя или внешняя опасность.
В спокойное же время святитель любил предаваться уединению и молитве. Это был великий подвижник, кроткий и незлобивый. Он прославился даром прозорливости и чудес. Святитель исцелял больных, он всегда заступался за обиженных и помогал неимущим, ревностно насаждал благочестие и искоренял дурные привычки и обычаи.
Большую заботу проявлял святитель в отношении западнорусских епархий, старался своими посланиями и грамотами оградить в них Православие от влияния униатства.
Вся жизнь святителя была целенаправленной и напряженной. Тридцать лет святитель Иона управлял Русской Церковью, охраняя ее независимость.
31 марта 1461 года митрополит Иона скончался. В год кончины владыки ему была уже написана служба известным агиографом Пахомием Логофетом.
В 1472 году (через 11 лет) в Успенском соборе были открыты мощи святителя и установилось местное почитание и празднование ему.
В 1547 году митрополит Иона был причислен к лику святых и ему было установлено торжественное общецерковное празднование 31 марта/13 апреля (в день кончины) и 27 мая/9 июня (день перенесения его мощей).
В 1596 году патриарх Иов установил празднование святителю Ионе в Соборе Московских святителей – 5/18 октября.
Церковное предание свидетельствует, что во время Отечественной войны 1812 года страшное видение ужаснуло французов у гробницы святителя Ионы: чудотворец предстал пред нею с поднятою, как бы грозящею рукой. Поэтому его серебряная рака и при ней подсвечник остались нетронутыми.
Архиепископ Августин (Виноградский, † 1819) через несколько дней после бегства французов из Москвы с робостью вошел в Успенский собор, опасаясь взрыва. И первое, что открылось его взору посреди общего запустения, была уцелевшая рака с почивающим в ней святителем Ионою. Около стен собора стояли горны для плавки металлов; вместо огромного серебряного паникадила спускались со свода храма огромные весы; ободранные иконы были разбросаны по полу... И посреди ужасов святотатства серебряная рака святителя Ионы и подсвечник остались невредимыми! «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его!» – воскликнул архиепископ Августин и со слезами припал к чудотворным мощам святителя Ионы. Это событие явилось знамением, что и по преставлении к Богу святитель Иона ограждает град Москву и всю страну от посягательств врагов.
Труды:
Окружное послание Литовским епископам, о соблюдении православной веры и несообщения с Исидоровым учеником Григорием // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 81.
Послание к литовским боярам и панам, о твердом стоянии за православную веру и Церковь // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 80.
Послание Полоцкому епископу Симеону с выговором за неуважение к нему // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 78.
Послание в Вятку с обличениями народных пороков // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 77.
Послание к Верейскому князю Михаилу Андреевичу с жалобою на Вышегородских соборных попов и горожан, об обиде митрополичьего десятника // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 70.
Послание Киевскому князю Александру Владимировичу о поставлении своем в сан митрополита, с убеждением охранять в Литве Православие и с просьбою содействовать воссоединению Киевской митрополии с Московской // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 66.
Послание в Псков о соблюдении православной веры во всей чистоте и о верности вел. князю // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 90.
Послание одному из Литовских епископов похвальное за охранение Православия в Литве // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 89.
Грамота, адресованная: 1) Смоленскому епископу Мисаилу и 2) Черниговскому епископу Евфимию – о непризнании митрополитом ученика Исидорова Григория // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1. № 88.
Послание литовским епископам о незаконном Киевском митрополите Григории // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 87.
Послание к Новгородскому архиепископу Ионе об охранении паствы от наветов Киевского митрополита Григория // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 86.
Послание литовским князьям и панам о непоколебимом пребывании в православной вере и о непризнании митрополитом Исидорова ученика Григория // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 85.
Послание в Боголюбов монастырь о послушании братии игумену и о соблюдении иноческих обетов // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 75.
Послание 1) Вятским воеводам и всем вятчанам, с убеждением их покориться в. князю, прекратить грабежи и разбои и возвратить полон; 2) Вятскому духовенству с предписанием наставлять мирян в христианских обязанностях // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 73.
Послание к польскому королю Казимиру // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 68.
Послания в Новгород: 1) архиепископу Евфимию и 2) гражданам – о прекращении междоусобиц.
Послание нареченного на митрополию епископа Ионы в Нижегородский Печерский монастырь о соблюдении иноческих обетов и с известием о поставлении иером. Павла в архимандриты // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1, № 61.
Литература:
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 107; т. 6. – С. 7–45.
Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. – М., 1871.
Карпов Г. Ф. Очерки из истории Российской Церковной иерархии XIV–XV столетий // Чтения Московского общества истории и древности. – М., 1864.
Дьяконов М. А. Власть Московских государей: Очерки из истории политических идей Древней Руси до конца XVI века. – СПб., 1889.
Терновский С. А., профессор. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху // Архив Юго-Западной России: в 37 т. – Киев, 1859–1914; 1872. – Т. 5. ч. 1.
Барсуков Н. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 226–272.
Васильев В. История канонизации русских святых. – М., 1893.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 1069, 1070, 1076, 1078, 1080, 1086, 1088, 1106–1107, 1153, 1259–1260, 1261–1265, 1272, 1278, 1279.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 211, 223–225, 231, прим. 13; 233–240, 244–245.
Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность: в 2 ч. – СПб., 1895. – С. 57, 58.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 54, 152.
Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1899. – Т. 2. – С. 94–101.
Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 46.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 9, ч. 2. – С. 167–168.
Успенский А. И. Житие святителя Ионы, митрополита. Переводы с иконы 1644 г., писанной Яковом Тарасовым. – М., 1905.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 79.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402, 1410.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 96.
Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1882 году // Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 5, 413.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 121–122.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 537, 540, 546.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 519.
Крыжановский О. Святитель Иона, митрополит Московский // Русский паломник. – 1895, № 21. – С. 321–323.
Калистов Н. Архиепископ Иона // Русский паломник. – 1907, № 44. – С. 700–701.
Православный собеседник. – Казань, 1867, март. – С. 200; июнь. – С. 91.
Исторический вестник. – СПб., 1881, апрель. – С. 769.
–»– 1882, май. – С. 368.
–»– 1885, декабрь. – С. 34, 36.
–»– 1893, май. – С. 467.
–»– 1894, июнь. – С. 707.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1880, июнь. – С. 224.
Духовный вестник. – Харьков, 1862. – Т. 1, кн. 4.
Русский инок. – 1911, март, вып. 5. – С. 64.
Русский архив. – М., 1895. – Кн. 1, № 4. – С. 546; кн. 3, № 11. – С. 407.
–»– 1904. – Кн. 2, № 5. – С. 47.
–»– 1912, № 6. – С. 214.
Журнал Московской Патриархии. – М., 1944, № 9. – С. 13.
–»– 1945, № 4. – С. 11–18.
–»– 1946, № 8. – С. 32–37; № 10. – С. 52–56.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907– 1908. – Т. 1. – С. 513.
Троицкий патерик. – Сергиев Посад, 1896. – С. 174–190.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13, 35.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 278–283.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1109; т. 2. – С. 1574.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 313–314.
Минея март. – М., 1984. – Ч. 2. – С. 370–372.
Лурье Я. С. Иона // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988. – Вып. 2, ч. 1. – С. 420–426.
* * *
Заседания Ферраро-Флорентийского Собора проходили в 1438–1445 годах с участием византийских иерархов и митрополита Киевского и всея Руси Исидора. В 1439 году Собором принята уния с Западной Церковью.