Иоасаф, святитель, епископ Белгородский и Обоянский (Горленко Иоаким Андреевич) († 1754; память 4/17 сентября, 10/23 декабря, 6/19 июля в Соборе Радонежских святых)
Родился в городе Прилуках Полтавской губернии в семье полковника 8 сентября 1705 года на праздник Рождества Пресвятой Богородицы.
Образование получил в Киево-Братском училище.
Родители мечтали, что сын их пойдет по стопам отца и будет военным. Но Господь готовил ему другой путь. Когда мальчику исполнилось всего 8 лет, отцу его было видение: при заходе солнца на воздухе увидел он Богоматерь, а пред Нею сына своего Иоакима, в молитвенном положении припадающего к Ее стопам. «Довлеет мне молитва твоя», – говорила ему Богоматерь, и в это время слетел с горней высоты Ангел и одел святительской мантией коленопреклоненного отрока. Из этого видения отец понял, что его сыну готовится поприще воина духовного. Очень рано юный Иоаким возгорелся любовью к иночеству. На 18-м году жизни он уже был пострижен в рясофор с именем Илариона, а 21 ноября 1727 года в Киево-Братском монастыре принял монашество с именем Иоасафа.
8 января 1728 года рукоположен во иеродиакона и определен учителем Киево-Братского училища.
8 ноября 1734 года Иоасаф был рукоположен во иеромонаха и переведен в Киево-Софийский архиерейский дом. Одновременно назначен членом Киевской духовной консистории.
24 июня 1737 года иеромонах Иоасаф возведен в сан игумена Дубенского Мгарского Спасо-Преображенского монастыря.
С чувством глубокой ответственности вступил он в управление обителью и много сделал для ее благоустройства.
14 сентября 1744 года Иоасаф был возведен в сан архимандрита.
24 января 1745 года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры, оставаясь настоятелем Мгарского монастыря.
2 июня 1748 года, в Неделю Всех святых, архимандрит Иоасаф в соборной церкви Петропавловской крепости Санкт-Петербурга был хиротонисан во епископа Белгородского.
Белгородская епархия была очень обширная, в ней насчитывалось до 1060 церквей.
В первый же год святительства епископ Иоасаф предпринял поездку по епархии и затем ежегодно совершал такие поездки. Состояние храмов Божиих, совершение богослужений в них, нравственность пастырей и пасомых – все было предметом внимания и заботы архипастыря.
Духовенство епархии еще далеко не отвечало своему званию и иногда служило соблазном для пасомых. Поэтому святитель Иоасаф очень строго взыскивал за всякого рода проступки, допускаемые священно- и церковнослужителями. Его строгость (вынужденная – по обстоятельствам того времени) доходила до применения телесных наказаний к духовенству. Поссорившимся между собой священнослужителям он запрещал приступать к совершению Божественной литургии до примирения.
Строгость архипастыря сочеталась с пастырской любовью, с заботливостью о нуждах духовенства, с горячим желанием защищать его от произвола различных светских лиц. Любовь святителя простиралась не только на духовенство. Он с великим милосердием относился ко всем страждущим, притесняемым и нищим. Они имели свободный доступ к святителю и могли в любое время приходить к нему и находить в нем отца, заступника и благодетеля. Все доходы с вотчин архиерейского дома святитель употреблял на помощь неимущим. Милостыню он любил творить втайне. Делалось это так. Перед церковными праздниками он посылал своего преданного келейника в жилища бедных с подаянием деньгами и одеждою. Этому келейнику он давал указание положить дар у окна или порога, три раза стукнуть в стену для привлечения внимания хозяев, самому же поспешно удалиться. Предание уверяет, что святитель сам под покровом ночи любил разносить подаяние бедным. Сострадательный и милосердный к другим, святитель был очень строг к себе – в келейной своей жизни он сохранил нищету инока. Он был настолько нестяжателен в жизни, что по его кончине у него было найдено лишь несколько медных монет, и погребение, по разрешению Святейшего Синода, пришлось совершить на запасные суммы архиерейского дома.
Непрестанное памятование о Боге и постоянная молитва – вот что украшало святителя. Он был ревностным молитвенником пред Богом, с горячими слезами совершал Божественную литургию. И рано утром, и поздно вечером келейник святителя всегда заставал его на молитве. Однажды этот келейник (впоследствии соборный протоиерей города Изюма) видел в сонном видении святителя Иоасафа молящимся в некоем чудном храме, исполненном благоухания, причем святитель преподал ему наставление: «Непрестанно молитеся»
Этот призыв к непрестанной молитве выразился у него в написании ежечасной молитвы, которую он каждый час читал сам и советовал другим: «Буди благословен день и час, воньже Господь мой Иисус Христос мене ради родися, распятие претерпе и смертию пострада. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти моея приими раба Твоего, в странствии суща, молитвами Пречистыя Твоей Матере и всех святых Твоих, яко благословен еси во веки веков. Аминь».
Усиленные подвиги в юности надломили здоровье святителя. Как он сам говорил на одре болезни, «излишняя святость в начале не дает мне ныне веку дожить».
Чувствуя приближение кончины, святитель испросил разрешение Святейшего Синода навестить своих родителей.
29 мая 1754 года он отслужил в Белгороде последнюю литургию, просил у всех прощения и сам всех простил и разрешил от епитимий и наказаний. Он ясно говорил, что Белгорода он уже более не увидит. Перед отъездом святитель дал указание, чтобы для него готовили место вечного упокоения, причем просил, чтобы все постарались сделать к осени.
Побыв у родителей до осени, святитель отправился в свою епархию. По дороге он заехал в село Грайворон – вотчину архиерейского дома. Здесь он заболел и продолжать поездку не мог. Болезнь его продолжалась более двух месяцев. Во время этой болезни он предсказал своим келейникам всю их будущую жизнь.
Перед самой кончиной святитель принял таинство елеосвящения, причастился Святых Христовых Таин и 10 декабря 1754 года мирно отошел ко Господу. О кончине святителя было извещено свыше игумену Знаменского Хотмыжского монастыря Исаии и отцу святителя.
Тело святителя Иоасафа в декабре было привезено в Белгород и оставалось непогребенным до середины февраля 1755 года, так как назначенный на погребение святителя епископ Переяславский и Бориспольский Иоанн (Козлович, † 1757) задержался в пути из-за разлива рек. За это время тело почившего святителя не потеряло обычного своего цвета и вида.
23 февраля 1755 года было совершено погребение епископа Иоасафа.
Через два года его тело и одежды были найдены нетленными, несмотря на сырость в склепе. С этого времени началось благоговейное почитание епископа Иоасафа. Все притекавшие к его гробу получали по вере своей исцеления.
По ходатайству епископа Курского и Обоянского Питирима (Окнова, † 1919) через 156 лет после кончины святитель Иоасаф был причислен к лику святых.
Прославление святителя состоялось 4 сентября 1911 года.
Труды:
Путешествие в мире грешника Иоасафа Горленко.
Краткая автобиография.
Фамильные записки.
Брань 9 добродетелей с 7 грехами (стихотворный диалог).
(Все произведения изданы в 1892 году в Киеве В. Горленко.)
Литература:
Лебедев А. С. Белгородские архиереи и среда архипастырской деятельности. – Харьков. 1902. – С. 79–115.
Квитка Г. Ф. Краткое описание жизни преосвященного Иоасафа Горленко.
Платонов И., протоиерей. Кафедральный собор, как священный памятник молитв святителя Иоасафа (Горленко). Белгородского чудотворца. – Курск. 1911.
Большаков Н. И. Житие и чудеса святителя Иоасафа. епископа Белгородского. – СПб., 1909.
Борисов В. А., священник. Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. Его жизнь и деятельность. – Сергиев Посад. 1911.
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. – СПб., 1905. – С. 86–101.
Поселянин Е. Святитель Иоасаф Белгородский // Русский паломник. – 1909. № 18. – 280–282: № 19. – С. 297–299.
Никодим (Кононов), епископ. Иоасаф святитель и чудотворец епископ Белгородский (его жизнь, прославление и чудеса). – Курск, 1914.
Жевахов Н. Д., князь. Памяти нового чудотворца. – Киев. 1907–1911.
Борис (Плотников), архимандрит. Прощальная речь профессорам и студентам Санкт-Петербургской духовной академии, сказанная при последнем служении в академической церкви (11/11–1901 г.). – СПб.
Булгаков Г. И. Облачения святителя Иоасафа Горленко, епископа Белгородского и Обоянского. – Курск. 1910.
Булгаков Г. И. Об иконном изображении святителя Иоасафа. Белгородского чудотворца. – Курск. 1911.
Булгаков С. Благодатная личность святителя-молитвенника Иоасафа и назидательное значение ее для нашего времени. – Курск, 1913.
Булгаков С. Д. Святитель Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский. – Курск. 1911.
Булгаков С. Д. Святитель Иоасаф (Горленко), епископ Белгородский и Обоянский и его отношения к виновному духовенству. – Курск. 1911.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. № 81.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 299.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1404.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 633, 929.
Голубинский Е. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 328.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 57.
А. А. Н. Сказание о песчанской чудотворной иконе Богоматери. – Харьков, 1883. – С. 10–12.
Святой Иоасаф Горленко, епископ Белгородский и Обоянский (1705–1754) (материалы Кулжинского Г. И.). – Киев, 1907 и 1908.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 716.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 81.
Церковный вестник. – СПб., 1891, № 33. – С. 517.
Русский инок. – 1911, март. вып. 5. – С. 31–33: июль, вып. 14. – С. 54.
Душеполезное чтение. – М., 1869. – Т. 3. – С. 303–337.
Странник. – СПб., 1865. – Т. 3. – С. 45. 63,87.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1905, № 5. – С. 186–192.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1904, октябрь. – С. 120, 121.
Журнал Московской Патриархии. – 1954, № 6. – С. 42.
Русский паломник. – 1911, № 11. – С. 160–163; № 21. – С. 334–335; № 29. – С. 464; № 30. – С. 479–480; № 34. – С. 544; № 35. – С. 552–554, 559; № 36. – С. 565–576, 670; № 37. – С. 579–584, 586–587; № 38. – С. 595–600, 603–604; № 39. – С. 610–612; № 40. – С. 626–639; № 41. – С. 642–644; № 42. – С. 660–664.
Исторический вестник. – СПб., 1894, июль. – С. 257.
Русский архив. – М., 1900. – Кн. 1, № 2. – С. 334.
Известия по Казанской епархии. – 1911. – С. 124; № 6. – С. 199; № 9. – С. 265–271.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 12. – С. 184–205.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 2. – С. 1243; т. 7. – С. 180, 181.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 420, 1104, 1105.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 13-а. – С. 718.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 289.