Иоанникий, архиепископ Херсонский и Одесский (Горский Иван Семенович)
Родился в 1810 году в семье священника села Малое Богородское Даниловского уезда Ярославской губернии.
Окончил Ярославскую духовную семинарию и поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию.
В июне 1837 года окончил духовную академию и 3 июля того же года пострижен в монашество; 27 июля рукоположен во иеродиакона, а 6 августа – во иеромонаха.
6 сентября того же года назначен учителем Нижегородской духовной семинарии, а 13 сентября получил степень магистра богословия.
29 августа 1838 года перемещен инспектором Киевской духовной семинарии.
24 мая 1839 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры.
С 19 июля 1841 года – инспектор Киевской духовной академии и бакалавр богословских наук.
28 июня 1842 года возведен в сан архимандрита, назначен членом Духовного цензурного комитета и цензором проповедей.
С 10 октября 1846 года – ректор Ярославской духовной семинарии.
С 29 июля 1847 года – настоятель Ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря.
2 апреля 1850 года перемещен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной семинарии.
В 1852 году исправлял книгу протоиерея Григория Дебольского «О христианском православном богослужении», за что объявлена ему благодарность от Святейшего Синода.
16 января 1855 года хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии.
15 апреля 1856 года перемещен на Саратовскую архиерейскую кафедру.
17 июля 1860 года возведен в сан архиепископа и переведен в Варшаву.
С 1 мая 1875 года именовался Холмским и Варшавским.
С 16 ноября 1875 года – архиепископ Херсонский и Одесский.
Скончался 1 марта 1877 года.
По воспоминаниям архиепископа Никанора (Бровковича), преосвященный Иоанн среди русских архиереев был человек «самый мнительный, самый осторожный, самый осмотрительный в каждом шаге, в каждом деле, слове и, конечно, даже помысле». В личном поведении он внимал не только своему внутреннему голосу, но и каждому слову, относившемуся к нему, ревниво оберегая святительскую честь, стараясь не дать ни малейшего повода к соблазну окружающих не только поведением, но даже и одеждой.
Говорил он очень мало, но внушительно, «поводя нервным холодком и дрожью по спине собеседника».
Требовательная строгость в отношении к себе распространялась и на окружавших его. Когда он прибыл по назначению в Варшаву и был встречен двумя монахами архиерейского дома со шляпами на головах вместо клобуков, то спросил их; «Вы кто же такие?» «Монахи Вашего дома», – последовал ответ. «Монахи... монахи... монахи...» – тихо повторял преосвященный, шевеля усом и пристально глядя на них. Прибывших монахов «не только мороз подрал по коже, но чуть паралич не ударил тут же на месте. С тех пор и недругам своим не желали появляться перед преосвященным в качестве полупольских ксендзов, забывавших даже наружное уставное благоприличие».
Преосвященный Иоанникий умел вести себя в обществе, всегда оставаясь каким-то неразгаданным. Он выделялся из среды епархиальных архиереев и как политический деятель. Поэтому, когда потребовался архиерей в Варшаву, он был назначен на этот пост без колебаний. В Варшаве он вел себя с великим достоинством и пользовался уважением среди поляков.
Подчиненных же ему русских (как уже было отмечено выше при встрече с монахами) он держал в большой строгости, но во всех своих действиях отличался справедливостью и честностью. Во всем, что касалось духовных вопросов, он поступал исключительно по закону. Однажды произошел такой случай. Умер в Варшаве какой-то генерал инославного исповедания. Погребение его полагалось совершать без внесения в православную церковь и служения панихиды. Но военные, не желая признавать церковного устава, требовали своего. Один военный священник вызвался совершить погребение, как требовали военные, но вдруг оробел, боясь последствий. Тогда он отправился к архиерею, которому не был подчинен, и рассказал о случившемся. Согбенный архиепископ посмотрел на струсившего смельчака, поднял палец до своего и его носа, тихо пошевелил пальцем и усом, изрек одно слово: «Попробуй», повернулся и вышел.
Внешне спокойный, он, видимо, тщательно скрывал все свои переживания. За годы служения в Варшаве он настолько ослаб физически, что при новом назначении его в Одессу в течение полугода не мог выехать из-за телесной немощи.
Служение его на Одесской кафедре было кратковременным. Здесь он закончил свою земную жизнь.
Труды:
Покаяния отверзи ми двери (стихи) // Ярославские епархиальные ведомости. – 1892, № 48.
Литература:
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913. – Т. 1. – С. 41, 44, 47, 54–57, 60, 268.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 4. – С. 682; т. 5. – С. 35, 480, 556.
Надеждин А. Н. История Санкт-Петербургской православной духовной семинарии с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства. – СПб., 1885. – С. 314.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 183, 184.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1412, 1416.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 340.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 41, 1023, 341.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 340.
Ярославские епархиальные ведомости. – 1870, № 44.
Самарские епархиальные ведомости. – 1868, № 10. – С. 214–215.
Известия по Казанской епархии. – 1878, № 11. – С. 249.
Труды Киевской духовной академии. – 1874, апрель. – С. 125, 131.
–»– 1877, март. – С. 653.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1903, № 45. – С. 1742.
Исторический вестник. – СПб., 1882, февраль. – С. 336.
–»– 1895, февраль. – С. 650; апрель. – С. 52.
–»– 1896, июль. – С. 163.
–»– 1904, май. – С. 425–426, 428.
–»– 1915, ноябрь. – С. 526.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1877. – Т. 19. – С. 151.
–»– 1910, декабрь. – С. 513.
Православное обозрение. – М., 1873, январь. – С. 63–64.
–»– 1875, июнь. – С. 313–314.
Христианское чтение. – СПб., 1868, май. – С. 729, 749–750.
–»– 1870, август. – С. 91.
–»– 1875, июль-декабрь. – С. 504.
Русский архив. – М., 1899. – Кн. 1, № 3. – С. 431.
–»– 1904. – Кн. 2, № 5. – С. 46; кн. 3, № 11. – С. 385.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 516.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 20, 38, 73, 74, 76.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 2004, 2275, 2289.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 181.