Источник

Питирим, святитель, епископ Тамбовский и Козловский (Прокопий) († 1698; память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых)

Родился 27 февраля 1645 года в городе Вязьме Смоленской губернии.

Его родители были благочестивыми христианами и привили любовь к Богу и святой Церкви своим детям.

С раннего детства Прокопий любил посещать Божий храм и участвовал в церковном чтении и пении.

Одной из характерных особенностей детских лет Прокопия была его любовь к своему святому, преподобному Прокопию Декаполиту († ок. 750; память 27 февраля/12 марта), в день памяти которого он родился. Эта любовь осталась непоколебимой на всю его жизнь и выражалась в частом молитвенном обращении к святому и в подражании его добродетелям. Без молитвенного обращения к Прокопию он никогда ничего не предпринимал.

Первоначальное образование Прокопий получил в местных школах. Кроме обычной грамоты он научился иконописанию. Позднее он написал копии почитавшихся в Вязьме смоленских чудотворных икон.

Обладая незаурядными способностями, Прокопий мог бы быть выдающимся деятелем на любом жизненном поприще. Но Промысл Божий указал ему самое достойное назначение.

Пленившись монашеской жизнью, он рано оставил мир и ушел в монастырь. Монашеская жизнь Прокопия началась в Вяземском Иоанно-Предтеченском монастыре, основанном преподобным Герасимом Болдинским († 1554; память 1/14 мая). Пройдя испытательный срок, Прокопий на 21-м году жизни был пострижен в монашество с именем Питирима.

Под руководством старцев-подвижников молодой инок усердно исполнял все монашеские правила; постоянно совершенствуясь, он восходил от подвига к подвигу. Вскоре Питирим был рукоположен в сан иеродиакона, а затем иеромонаха.

Вскоре братия монастыря избрали его игуменом. Будучи настоятелем монастыря, он оправдал доверие братии, являясь для всех любвеобильным отцом и мудрым руководителем в их духовном совершенствовании. Причем сам всегда был образцом для всех в исполнении иноческих подвигов. Как наиболее достойный по высоте подвижнической жизни и по мудрому управлению монастырем, игумен Питирим 30 января 1677 года был возведен в сан архимандрита.

Высокие достоинства архимандрита Питирима привлекли внимание высшего духовного начальства. В это время для устроения и приведения в порядок открытой в 1682 году Тамбовской епархии требовался умный, деятельный и отличающийся благочестием и богоугодной жизнью епископ. Выбор патриарха Иоакима (Савелова, † 1690) пал на архимандрита Питирима, которого он знал и ценил.

15 февраля 1685 года архимандрит Питирим в Успенском соборе в Москве был хиротонисан патриархом Иоакимом во епископа Тамбовского. Однако в Тамбов святитель отправился не сразу. Очевидно, на некоторое время он был оставлен при патриархе. Во время пребывания в Москве святитель Питирим изучил положение и нужды Тамбовской епархии и разработал план необходимых мероприятий для укрепления благочестия в своей пастве и распространения христианства среди иноверцев, составлявших большинство населения того края.

Тамбовская епархия была образована незадолго до назначения на нее святителя Питирима – в 1682 году. Епархию населяли в основном люди, непросвещенные светом Христовой веры: мордва, черемисы, мещера, татары, а также раскольники. Среди населения было много ссыльных из центральной России и беглых преступников. Церковная жизнь в епархии шла вяло. Существовавшие храмы были очень бедны и нуждались в самом необходимом. Даже кафедральный собор поражал своей бедностью. Монастырская жизнь в епархии также находилась в упадке. Монастырей было немного, и они были не благоустроены. Такова была епархия, вверенная епископу Питириму.

В начале 1686 года владыка Питирим выехал в Тамбов. По пути он заехал в Воронеж для духовной беседы со святителем Митрофаном Воронежским. Торжественная встреча в первом городе епархии – Козлове смутила смиренного святителя, поэтому в Тамбов он въехал 1 марта с сопровождавшими его несколькими монахами и келейником Василием еще до восхода солнца, и лишь немногие благочестивые христиане встретили его в храме за ранним богослужением.

В самое короткое время новый епископ завоевал всеобщую любовь и признательность. Его внешний вид, ласковый и приветливый, внушал к нему доверие и уважение.

Для епископа Питирима в Тамбовской епархии открылось широкое поле деятельности. Ему первому пришлось заняться благоустройством новой епархии, так как предшественник его находился на Тамбовской епархии всего один год и не успел для нее ничего сделать. По приезде в Тамбов преосвященный Питирим все свое внимание направил на религиозно-нравственное воспитание своей паствы. Основными мероприятиями для достижения этой цели было строительство, восстановление и благоустройство храмов, подготовка достойного священства, благоустройство монашеской жизни и строительство монастырей.

За время епископства Питирима число церквей в Тамбовском крае достигло 168-ми. Это количество храмов хотя и невелико было по сравнению с количеством церквей в других епархиях, но оно служило доказательством того, что христианство в крае стало преобладающим. Причем в связи с бедностью епархии средства на строительство церквей епископ Питирим приобретал только за счет благотворителей и своих собственных.

Наиболее выдающимся событием было строительство нового каменного кафедрального собора, который, однако, не был закончен при жизни епископа Питирима.

Особую пастырскую заботу проявил святитель Питирим к монастырям. По его инициативе были построены и новые обители: женская Вознесенская в Тамбове (1690), игуменией которой стала сестра святителя Питирима Екатерина, и мужская Трегуляевская (Тригуляевская) во имя Крестителя Господня Иоанна (1688) в семи верстах от Тамбова, в пустынном, окруженном лесами месте. Название эта обитель получила в связи с тем. что святитель Питирим любил уединение и при всякой возможности гулял в окрестностях Тамбова и в одиночестве предавался богомыслию. Однажды (15 сентября 1686 года) он, совершая прогулку с навестившим его святителем Митрофаном Воронежским и благочестивым иноком Иннокентием, просил у них совета о выборе места, которое и благословили они для основания обители. Во вновь построенной обители святитель имел свою келию.

Заботясь о благолепном украшении храмов и монастырей, святитель Питирим старался, чтобы и населенные пункты имели вид христианских поселений. Так, сразу по прибытии в Тамбов на крепостных воротах и в городских слободах около караульных постов он установил распятия Христа Спасителя и иконы Божией Матери, которые привез с собой. Ограждая город иконами, святитель вверял его покрову Господа и Божией Матери и возбуждал в жителях благочестие. Привезенная святителем Питиримом копия чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, выполненная, возможно, им самим, была поставлена в Преображенском кафедральном соборе в Тамбове. Эта икона, а также привезенные святителем Казанская (также написанная, вероятно, им самим) и Ильинско-Черниговская, получившая затем название Тамбовской иконы, и икона святителя Николая прославилась чудотворениями. Девпетерувская (Питиримовская) икона Божией Матери была родительским благословением святителю, с ней он не расставался до конца жизни и завещал ее перед кончиной кафедральному собору.

Большую воспитательную работу святитель проводил с различными народностями. населявшими Тамбовский край, обращая их в христианство. Он учил во время своих поездок по епархии, у себя дома и особенно в храме, который считал главным источником благочестия. Епископ учил верных и неверных, заблуждающихся и сомневающихся, давал наставления и самому духовенству, нуждавшемуся в них. Советуя христианам относиться с любовью друг к другу, он сам показывал пример истинной любви ко всем. Тамбовский архипастырь доступен был для всех, со всеми обращался как брат и друг. Никто не уходил от него без ласки и доброго слова. Его двери были открыты для всех приходивших за советом и помощью. Нетребовательный в личной жизни, он все свои средства тратил на храмы, монастыри и нужды ближних. Избегая всяких удобств, святитель совершал поездки по епархии в простой повозке.

Святитель вел активную борьбу с расколом.

Епископ Питирим не пропускал ни одного богослужения. Любил и сам священнодействовать. Если не служил, то стоял на клиросе и пел. С особенной любовью относился к ссыльным, для которых выстроил церковь во имя святого Иоанна Предтечи.

Благочестивая жизнь преосвященного Питирима, исполненная великих трудов и высоких подвигов во славу Божию, ознаменовалась особым видимым благоволением Божиим к нему. На 50-м году жизни епископ Питирим сильно заболел и, чувствуя физическую слабость, уже готовился к отшествию в вечность. В этот момент он обратился с пламенной молитвой к Богу, прося Его не здравия и продления жизни, к которой он никогда не имел привязанности, а об оставлении грехов и даровании вечной жизни в Царстве Небесном. Он с глубоким смирением обратился к своему постоянному молитвеннику преподобному Прокопию со следующими словами молитвы: «Пастырю и наставниче мой, преподобие отче Прокопие, помолимся Господу Богу о душе моей». И на этот умилительный призыв преподобный видимо предстал перед епископом Питиримом молящимся за него Господу со следующими словами: «Бессмертный Боже! Хвалу Тебе воздаю – Царь бо един всем, помилуй душу его и сподоби сего Царствия Небесного!» По молитве преподобного в облаке явился Спаситель, в левой руке державший Евангелие, а правою благословлявший с облака молившегося епископа. Об этом замечательном событии поведал хранитель тайн епископа Питирима, постоянно бывший при нем благочестивый старец Василий. После смерти преосвященного Питирима это явление было запечатлено на иконе, помещенной над его гробницей.

Это чудесное событие возвратило к жизни епископа Питирима, тяжелая болезнь оставила его, и он еще прожил около трех лет.

В этот период он усиленно занялся строительством каменного кафедрального собора, но чувствуя, что дни его уже сочтены и окончить всего строительства он не сможет, святитель приложил все усилия к окончанию строительства и отделки одного из приделов храма, который сам и освятил в честь святителя Николая. Новый собор святитель снабдил за свой счет необходимой утварью, ризами (одна из риз святителя Питирима была передана позднее святителю Иннокентию Иркутскому († 1731: память 26 ноября/ 9 декабря, 9/22 февраля).

В этом соборе он завещал и похоронить себя.

Кончина епископа Питирима последовала 28 июля 1698 года, в день празднования особо чтимой им чудотворной иконы Божией Матери Смоленской.

Горько оплакивала тамбовская паства кончину своего любимого архипастыря. Но и по смерти своей он не оставлял всех прибегающих к нему с просьбой о помощи.

В начале XIX века в тамбовском кафедральном соборе была заведена книга, в которой отмечались чудесные исцеления от гробницы святителя. Было зарегистрировано 260 чудес. С просьбой к святителю Питириму об исцелении обращались не только православные, но и иноверцы.

28 июля 1914 года, по ходатайству Тамбовского архиепископа Кирилла (Смирнова, † 1937; память 7/20 ноября), преосвященный епископ Питирим был причислен к лику святых.

Литература:

Новочадова М. И. Великий светильник церкви Тамбовской святитель Питирим. – 2-е изд. – Тамбов. 1913.

Лебедев В., священник. Святитель Питирим Тамбовский. – Тамбов. 1913.

Самбикин Д. И., священник. Святитель Питирим второй епископ Тамбовский. – Воронеж, 1872. См. также: Воронежские епархиальные ведомости. – 1880. № 2.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев. 1913. – С. 1414.

Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 134.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 595, 891.

Жизнеописание святителя Питирима, епископа Тамбовского. – Тамбов, 1914.

Святитель Божий Питирим, епископ Тамбовский и чудотворец. – Тула, 1914.

Питирим святитель. Тамбовский епископ. – Шамордино. 1914.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 800, 810.

Известия по Казанской епархии. – 1907, № 31–32. – С. 980.

–»– 1913, № 13. – С. 444; № 27–28. – С. 836.

–»– 1914, № 6. – С. 177.

Исторический вестник. – СПб., 1890, август. – С. 420.

–»– 1892, сентябрь. – С. 658.

Церковный вестник. – СПб., 1891, № 33. – С. 517.

Русский инок. – 1911, 1914, 1915.

Русский паломник. – 1914, № 7. – С. 102–104; № 8. – С. 120–123; № 30. – С. 477–480, 485–487.

Полный православный богословский энциклопедический словарь; в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 2433.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 62.

Минея июль. – М., 1988. – Ч. 3. – С. 277–281.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах. / Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7

Комментарии для сайта Cackle