Питирим, архиепископ Нижегородский и Алатырский (Петр)
Родился в 1665 году в селе Горицах близ города Шуи в семье раскольников.
С 1704 года (по обращении в Православие) – строитель Николаевского монастыря в Переяславле-Залесском, а с 1713 года – игумен этого же монастыря.
С 1707 года ревностно боролся против раскола в губерниях: Ярославской, Костромской. Владимирской, Нижегородской.
Около 1705 года основал Кержебелбашский мужской монастырь.
С 1709 года – строитель этого монастыря.
В 1717 году (или 1718-м) возведен в сан архимандрита.
23 марта 1719 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского.
24 мая 1724 года возведен в сан архиепископа за благочестие и неутомимый труд в приведении раскольников к Православию.
С 21 июля 1730 года – член Святейшего Синода.
В 1734 году Святейший Синод назначил особую Комиссию по изучению недавно возникшей квакерской ереси, в которую наряду с архиепископом Феофаном (Прокоповичем, † 1736) входил и архиепископ Питирим.
Скончался 8 мая 1738 года.
Родившись в семье раскольников, Питирим получил и воспитание, согласное с их духом. С юности стремясь к отшельнической жизни, он ушел к раскольникам в скит на Ветку, где и был пострижен ими в монашество, после чего вернулся на родину и был наставником раскольников и защитником их преданий. Такими путями вел его Промысл Божий.
Пылая ревностью к защите раскола, он желал иметь в своих руках как можно более доказательств правоты их учения и поэтому кроме изучения Священного Писания со свойственной ему ревностью обратился к изучению соборных постановлений и творений святых отцов Церкви, всех богослужебных книг, истории Русской Церкви, церковной археологии и других. И вот здесь-то открылась перед ним благодатию Божией вся нищета раскольничьего суемудрия. Поняв свои заблуждения, он с искренним убеждением явно отказался от них и с чувством любви и преданности перешел в лоно Православной Церкви. Так Промысл Божий из среды раскольников воздвиг их же оружием борца против них.
С необыкновенным умом и глубоким знанием Священного Писания Питирим соединял святость жизни, достойную уважения. Желая подражать в действиях великому ревнителю Православия святителю Димитрию Ростовскому († 1709; память 21 сентября/4 октября, 28 октября/10 ноября), он переселился в Переяславский Никольский монастырь, где был поставлен строителем, а затем и игуменом и обратил на себя внимание молодого царя Петра I строгостью жизни, опытностью в делах веры.
Вскоре для борьбы с расколом архимандрит Питирим был назначен царем Петром I на Нижегородскую епархию и приказал ему обращать староверов этой области в Православие. И в этом деле никакие препятствия не могли остановить его святой ревности, он имел в виду только Православие и спасение раскольников. И Бог, видя его истинное усердие ко благу Церкви, невидимо помогал ему и подкреплял во всех его трудах.
Встретясь со святителем Димитрием Ростовским за год до его кончины, он показал ему свои обличения против раскола, и святитель, видя пламенную ревность его, высказал ему от себя искреннюю благодарность и хвалу.
С глубоким самоотвержением Питирим ходил по селам, деревням, глухим скитам и тайным местам, где укрывались раскольники, и, находясь в постоянной опасности от расколоучителей, нисколько не охладевал в своей ревности. И наедине, и перед сонмом их, не страшась, проповедовал истину и обличал ложь.
Слава о подвигах его разносилась повсюду. К нему присылали раскольников из других мест, и его примерная деятельность сопровождалась огромным успехом.
Кроме борьбы с расколом, он обращал к христианской вере и иноверцев. При обращении в Православие он требовал, чтобы желающий обращения «был свидетельствован духовником, должен у него исповедоваться и приобщиться Святых Таин».
Чтобы отделить мирян и соединить вместе обращенных из иноческого сана раскольников и раскольниц, им основаны монастыри: мужской Кержебелбашский Успенский и два женских – Троицкий Белбашский и Рождественский на Санахте. Все они находились под его наблюдением и покровительством.
Великие труды святителя сопровождались огромным успехом. За 19 лет им обращено от раскола к Православию около восьмидесяти тысяч человек, не считая тех, которые были им обращены во время его игуменства и архимандритства.
Он много заботился о распространении духовного просвещения – домашнего и общественного. Он был первым из иерархов, решившихся открыть духовное училище в своей епархии. Произвел преобразование в двух нижегородских школах, присоединив к ним третью новую, высшую, под названием славяно-латинской. Все три школы стали называться духовными семинариями. Всего в своей епархии он учредил тринадцать приготовительных к семинарскому образованию школ.
Архиепископ Питирим известен в Нижегородской епархии как архипастырь строгий, но великий. Был он строг к суеверию раскольничьему, к предрассудкам и порокам среди духовенства и мирян. Этой строгости требовало возложенное на него служение. Но велик он был умом, силою воли, терпением и правдою, велик он был по трудам и заслугам для Православной Церкви.
Добрая и честная жизнь его была столь безукоризненна, что самые враги не находили средств к его обвинению и осуждению.
Подвиги его, по словам Петра Великого, могут быть названы равноапостольскими.
Между устными сказаниями о подвигах Питирима замечателен один рассказ. Питирим шел к дому одного раскольника, который намеревался его убить. В это время дочь человека, готовившегося к убийству, по внушению Божию, выбежала навстречу Питириму и сообщила ему о злом намерении своего отца. Таким образом Питирим спасся от явной смерти. А спасшая его девица, удалившись от родителей, постриглась в монашество и заслужила любовь и уважение своими иноческими подвигами.
Ко времени кончины архиепископа Питирима в его епархии осталось не более двух тысяч раскольников.
Труды:
Пращица противо вопросов раскольнических. – СПб., 1721; М., 1752.
Переписка с керженскими раскольниками в 1716 году // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 53–66.
Письма к царю и доношения Синоду // Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 47, 83, 93.
Объявление, како Питирим епископ с раскольническими учителями разменялся вопросами и ответами. – СПб., 1720 и 1782.
Доношение Питиримово (царю) // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1860.
Четыре докладные записки Питирима по делу о дьяконовцах // Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. – СПб., 1861–1921. – С. 644–650.
Доклад архимандрита Питирима о раскольниках и другие бумаги // Есипов Г. В. Раскольнические дела XVIII столетия. – СПб., 1861–1921. – С. 193, 194, 208, 210–220, 235–272.
Литература:
Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 34–49, 64–65,77–78, 87–88, 90–103.
Рункевич С. Г. Александро-Невская лавра 1713–1913: Историческое исследование доктора церковной истории С. Г. Рункевича. – СПб., 1913, прилож. – С. 49.
Щегольков Н. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 56, 77, 82, 83, 84.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 623–624, пр. 62.
Субботин Н. И. Сказание о миссионерских трудах Питирима, архиепископа Нижегородского с приложением новооткрытого Питиримова сочинения. – М., 1889.
Розанов Н. П. История Московского епархиального управления со времени учреждения Святейшего Синода (1721 – 1821): в 3 т. (5 кн.). – М., 1869–1870. – Т. 2, кн. 1, примеч. – С. 6 и 8.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 336–337.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 18.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 134.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 606, 626, 686.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 18.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 300.
Исторический вестник. – СПб., 1885, февраль. – С. 466.
–»– 1892, февраль. – С. 492–493.
–»– 1906, август. – С. 531.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1881, май. – С. 173.
–»– 1882, январь. – С. 69.
–»– 1886, февраль. – С. 273.
–»– 1887, июль. – С. 1.
Православное обозрение. – М., 1863, январь. – С. 65–72.
Православный собеседник. – Казань, 1897, июнь. – С. 200.
–»– 1907, апрель. – С. 544; сентябрь. – С. 430; ноябрь. – С. 722.
Русский архив. – М., 1870, № 11. – С. 1957.
–»– 1900. – Кн. 2. № 8. – С. 415.
–»– 1910. – Кн. 1, № 3. – С. 423.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 58.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1633, 1811.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 23-а (кн. 47). – С. 735–736.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 8, ч. 1. – С. 180, 394, 507; ч. 2. – С. 155–158, 192, 429.