Павел III, митрополит Сарский, Подонский (Крутицкий) (Петр)
До монашества был священником и протопресвитером в церкви Сретения «на сенях у царя» в Москве.
Овдовев, принял монашество в Московском Спасо-Преображенском (Новоспасском) монастыре.
С 1659 года – архимандрит Московского Чудова монастыря.
22 августа 1664 года хиротонисан во епископа Сарского с возведением в сан митрополита. В период междупатриаршества (1658–1667) трижды был местоблюстителем патриаршего престола, о чем упоминается в эпитафии на смерть митрополита Павла: «Между патриаршества трикратно вверенный».
В разное время управлял другими епархиями: Казанской, Рязанской и Вятской (об этом говорит Симеон Полоцкий в своем «Слове по преставлению Павла»).
Хотя митрополит Павел в целом поддержал реформы патриарха Никона, отношения между ним и патриархом были сложными. Уже в 1660 году патриарх Никон обвинил митрополита Павла в попытке отравить его. Специальное расследование не нашло никаких улик против митрополита Павла. Однако во время Собора 1666–1667 годов патриарх Никон отказался в присутствии Крутицкого митрополита вести разговор с царем и восточными патриархами, приехавшими в Москву, обвиняя владыку Павла, а также митрополита Новгородского Питирима в том, что они хотели его не только отравить, но и удавить. В 1664 году царь Алексей Михайлович послал митрополита Павла к патриарху Никону за патриаршим посохом. Но патриарх возвращать посох отказался и прямо заявил владыке Павлу: «Тебя я знал в попах, а в митрополитах не знаю, кто тебя в митрополиты поставил – не ведаю!» В то же время владыка Павел активно боролся со старообрядцами – Никитой Константиновым Добрыниным (Пустосвятом), священником Лазарем, боярыней Феодосией Морозовой, диаконом Феодором, неоднократно лично допрашивал протопопа Аввакума (см. Житие протопопа Аввакума. ГПБ, собр. Титова, № 2344, л. 118–137 об.).
Митрополит Павел принимал участие в Соборе 1666–1667 годов, встречал прибывших в Москву восточных патриархов – Александрийского Пенсия и Антиохийского Макария, читал им приветственную речь. Вместе с тем он отказался подписать принятый на Соборе акт о низложении патриарха Никона из-за содержавшихся в нем указаний на подчиненное положение патриарха по отношению к царю. В дальнейшем митрополит Павел покаялся в своем упрямстве, но был подвергнут серьезному наказанию – отрешен от блюстительства патриаршего престола, ему было временно запрещено совершать богослужения.
Скончался 9 сентября 1675 года. Погребен в Новоспасском монастыре.
Митрополит Павел был высокообразованным человеком, имел значительную для своего времени библиотеку (149 печатных и рукописных книг), в которой были книги на латинском, польском и греческом языках. С 26 июня 1667 года по 17 марта 1675 года возглавлял Печатный двор. В числе близких друзей митрополита Павла был знаменитый церковный деятель и писатель Симеон Полоцкий († 1680), который писал для него речи и поучения (владыка Павел был известен как хороший декламатор), переводил для Павла речи восточных церковных иерархов, приезжавших в Москву, посвятил Павлу несколько стихотворений и эпитафий, помещенных в «Вертограде многоцветном» и «Рифмологионе». На похоронах митрополита Павла Симеон произнес обширную речь. В этой траурной речи, сообщив краткие биографические сведения об умершем, Симеон Полоцкий дал ему такую характеристику: «Книжным сущым он бе отец, дом его пристанище... Ту бо не ины беседы бываху, точию рассуждения богословская о различных трудностях Священного Писания, ту состязания философская совершахуся, ту недоведомых разрешения содевахуся, даже во правду леть бяше дом его училище мудрости именовати, трапезу его – трапезу богословофилософскую нарицати».
В 1668 году митрополит Павел купил себе дом в Крутицах, который вскоре становится своеобразным культурным центром. Рядом с домом он разбил сад в голландском стиле, с фонтанами, устроил для ведения ученых споров специальные беседки, украшенные надписями (например, «Труд с покоем»). Когда в 1674 году ему было поручено осуществлять надзор за переводом Библии с греческого языка, он поселил в этом доме переводчиков во главе с Епифанием Славинецким. Современники писали о владыке Павле, что он, «яко Филадельф оный, семдесятным переводником устрой домы вне града Египта, в месте, глаголемом Фара, тако и сей устрой», имея в виду историю создания Септуагинты. Однако идея перевода Библии далеко не продвинулась (переведен был только Новый Завет), так как в 1675 году почти одновременно скончались Епифаний Славинецкий и сам митрополит Павел.
Помимо надзора за переводом Библии, митрополит Павел руководил работой по исправлению знаменного пения, собрав для этого так называемую Вторую комиссию (1669–1670). Итогом ее трудов явилось «Извещение о согласнейших пометах», одним из авторов и редакторов которого был Александр Мезенец, монах Звенигородского Саввино-Сторожевского монастыря, справщик певческих книг. В предисловии к «Извещению» Александр Мезенец сообщает, что царь Алексей Михайлович «повелеша богомолцу своему Паулу, преосвященнейшему митрополиту Сарскому и Подонскому, паки мастеров собрати, добре ведущих знаменное пение и знающих того знамени лица и их разводы...»
Митрополиту Павлу принадлежит ряд грамот и писем, касающихся внутрицерковных дел и его многочисленных вкладов в монастыри и храмы: о строительстве при Костромском Успенском соборе придела во имя Феодора Стратилата (1665); в Колесникову пустынь – о строительстве там новой церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, с ее подробным описанием (1674); к Вологодскому архиепископу Симону – с просьбой приготовить склад для зерна, присланного в Вологду Федором Ртищевым (1671); в город Сундырь – дьяку Алексею Земцову. Владыка Павел написал Завет архимандритам Новоспасского монастыря – духовное поучение, связанное с очередным вкладом в монастырь. Ему принадлежит также поздравительная речь, прочитанная им еще в бытность архимандритом Чудова монастыря (1660) и обращенная к архимандриту Игнатию.
В 1673 году митрополит Павел составил духовное завещание, которое представляет собой обширное прощальное послание, обращенное ко всем христианам, с нравоучениями и указаниями, как необходимо жить православным. По поручению митрополита Павла Федор Константинов написал Чиновник, где подробно сообщается о событиях, связанных с пребыванием восточных патриархов в Москве.
Труды:
Речь ответная чудовского архимандрита // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791. – Ч. 2. – С. 369–370.
Грамота в Колесникову пустынь // Ярославские губернские ведомости. – 1853, № 41. Часть неофициальная. – С. 412–413.
Письмо к Вологодскому архиепископу Симону // Памятная книжка для Вологодской губернии на 1860 г. – Вологда, 1860. – С. 369–370.
Духовное завещание (ГИМ, Синодальное собрание, № 684, л. 468–482). Опубликовано С. А. Белокуровым. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского // Христианское чтение. – 1866, № 3–4. – С. 593–619.
Грамота в г. Сундырь дьяку Алексею Земцову // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1894. – Кн. 3. – С. 170–174.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 245–249, 257, 259, 265, 796.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888. – Т. 4. – С. 168–169; т. 13.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 237.
Строев П. М. Библиологический словарь и черновые к нему материалы. – СПб., 1882. – С. 221.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 143–144; т. 1. – С. 180–181.
Сахаров И. П. Исследование о русском церковном песнопении // Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1849. – Т. 61. – С. 172–179.
Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. – М., 1846–1847; 1846. – С. 12–14.
Ундольский В. М. Библиотека Павла, митрополита Сарского и Подонского // Временник Общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857; 1850. – Т. 5, отд. 3. – С. 65–75.
Татарский И. А. Симеон Полоцкий: его жизнь и деятельность. Опыт исследования из истории просвещения и внутренней церковной жизни во вторую половину XVII в. Иерофея Татарского. – М., 1886. – С. 108–111.
Майков Л. Н. Очерки из истории Русской литературы XVII и XVIII столетий. – СПб., 1889. – С. 39, 48, 49 (Симеон Полоцкий).
Соловьев Н. А. Сарская и Крутицкая епархии // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – 1894, кн. 3. – С. 84–91.
Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876.
Белокуров С. А. К биографии Павла, митрополита Сарского и Подонского, где напечатаны: 1) Слово при погребении Павла; 2) Хартия Новоспасского монастыря архимандрита Иосифа о пожертвованиях митрополита Павла: 3) Духовное завещание митрополита Павла // Христианское чтение. – СПб., 1886, № 3–4. – С. 593–619.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 163, 1036.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 40.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 396, 427.
Московский кафедральный Чудов монастырь. – М., 1896. № 9. – С. 61.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – Кн. 1. № 222.
Деяния Московского Собора 1666–1667 гг. // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 5. № 162 (материалы для истории раскола).
Выходы патриаршие // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 5. № 26.
Чин избрания и возведения на патриаршество Новгородского митрополита Питирима // Дополнение в Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 6, № 58.
Строев П. М. Выходы государей, царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича, Феодора Алексиевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682 г.). – М., 1844. – С. 424.
Стихи надгробные Павлу, митрополиту Сарскому на греческом языке и в славянском переводе // Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки: в 3 отд. / А. Горский. К. Невоструев. – М., 1855–1917; 1862. – Отд. 2, ч. 3. – С. 215–218, 250.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908. – Т. 2. – С. 387.
Православный собеседник. – Казань, 1910, октябрь. – С. 466–468.
Исторический вестник. – СПб., 1886, июнь. – С. 622.
–»– 1900, февраль. – С. 796–797.
Русский архив. – М., 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 190.
–»– 1904. – Кн. 2. – С. 558.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1728.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 13. – С. 73–75.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 22-а (кн. 44). – С. 545–546.
Зиборов В. К. Яковлев В. В. Павел // Словарь книжников и книжности в Древней Руси. – СПб., 1998. – Вып. 3. ч. 3. – С. 4–8.