Нифонт, святитель, епископ Новгородский († 1157; память 8/21 апреля, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 28 сентября/11 октября в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов)
Родился в городе Киеве.
В монашество пострижен в Киево-Печерском монастыре при игумене Тимофее.
В 1130 году (по Н. Д., в 1129 году) Нифонт был возведен на Новгородскую кафедру, епископская хиротония его состоялась в Киеве. Одной из первых забот святителя Нифонта стала забота о прекращении междоусобных браней и водворении мира между русскими князьями.
В 1135 году он выступает посредником между враждующими киевлянами, черниговцами и новгородцами. Его святительские слова, обращенные к соперничавшим князьям, неоднократно способствовали утверждению мира и в дальнейшем.
В 1147 году, по кончине митрополита Киевского Михаила, на кафедру митрополита был возведен Климент (Смолятич, † после 1164), избранный без необходимого в то время благословения Константинопольского патриарха, по своевольному решению великого князя Киевского Изяслава Мстиславича. На созванном великим князем архиерейском Соборе святитель Нифонт решительно выступил против незаконного волеизъявления Изяслава Мстиславича и предупредил епископов о неотвратимости Божией кары за отступление от церковных правил. «Не достоин есть стал, оже не благословен от великого собора, ни ставлен».
В 1148 году Нифонт по желанию новгородцев ходил в Суздаль для заключения мира с суздальским князем, и Юрий Долгорукий принял Новгородского владыку с любовью, пригласил его освятить церковь Пресвятой Богородицы, отпустил с ним всех пленников, проводил его от себя с честью, хотя и не дал мира новгородцам.
В 1149 году Нифонт был вызван в Киев великим князем Изяславом и митрополитом Климентом, и за то, что не хотел поминать последнего в молитвах, заключен в Киево-Печерском монастыре. Но ненадолго, потому что в том же году великий князь Изяслав был низвержен с Киевского престола князем Юрием Долгоруким, и святитель Нифонт был отпущен к своей пастве. Действия епископа в защиту патриарших прав были вознаграждены: Константинопольский патриарх Николай IV направил святителю одобрительную патриаршую грамоту, в которой сравнивал его с первыми святыми отцами, твердо стоявшими на защите Православия. Вероятно, в это время епископ Нифонт и получает от Константинопольского патриарха титул архиепископа, что ставило его в независимое положение от Киевского митрополита. После освобождения святителя Нифонта митрополит Климент вынужден был удалиться во Владимир Волынский вместе с великим князем. Недолго продолжалось и это: Изяслав снова вошел в Киев и привел с собою Климента, который и продолжал оставаться на митрополичьей кафедре не только до смерти Изяслава († 1154), но и при его преемнике Ростиславе, пока не сделался великим князем киевским 20 марта 1155 года Юрий Долгорукий. Тогда немедленно было сообщено в Константинополь, что в Киеве готовы принять нового митрополита от патриарха, а Климент был изгнан во Владимир Волынский вместе с детьми покойного Изяслава. Патриарх не замедлил избрать и поставить для России митрополитом Константина. Услышав об этом, святитель Нифонт поспешил в Киев, чтобы встретить столь давно желанного первосвятителя, но, не дождавшись его, скончался 8 апреля 1156 года и погребен в Киево-Печерской обители. «Мы только за грехи свои лишились сладостного утешения видеть здесь гроб его», – пишет новгородский летописец.
Епископ Нифонт отличался редким благочестием и был строгим блюстителем церковных правил. Он не побоялся гнева новгородского князя Святослава Ольговича и отказался благословить его на противозаконный брак. Когда же князь был все-таки венчан неподвластными новгородскому епископу иереями, святитель Нифонт публично осудил Святослава в законопреступлении. Вечную признательность приобрел себе святитель тем, что за 25 лет святительства непрестанно ревновал о примирении князей и народа, за что стяжал имя миротворца и поборника всей земли русской.
Святитель Нифонт уделял большое внимание церковному строительству, содействовал украшению старых и возведению новых храмов. Вскоре после его возведения на епископскую кафедру был заложен в центре Новгорода белокаменный храм в честь Пресвятой Богородицы, а знаменитый новгородский храм Софии Премудрости Божией благоукрашен иконами и крыша храма покрыта оловом. В 1153 году воздвиг каменную церковь святого Климента в Ладоге. В 1156 году святителем Нифонтом была основана Спасо-Мирожская обитель в пойме двух рек – Великой и Мирожи, с соборным храмом в честь Преображения Господня, сооруженным несколько ранее.
Святитель Нифонт был духовным писателем. Он автор ответов на вопросы Кирика Новгородца, инициатор составления Софийского временника.
Святитель Нифонт постановил погребать покойников не на закате солнца, а когда солнце во всем своем блеске, ибо, по слову его, «последнее видят солнце до общего воскресения».
Труды:
Вопросы Кирика, Саввы и Илии с ответами Нифонта, епископа Новгородского, и других иерархических лиц // Памятники древнерусского канонического права / Под ред. А. С. Павлова. – СПб., 1880. – Ч. 1. – Стб. 21–62.
Литература:
Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей со времен введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891. – Т. 1. – С. 49–69.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 62, 63.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 724, 725.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902; вып. 8, апрель. – С. 40–46.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их: в 3 т. – 3-е изд., с доп. – СПб., 1882. – Т. 1, апрель. – С. 519–527.
Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Волыно-Почаевский. – М., 1888. – С. 56, 57.
Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Очерк из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни... – Житомир, 1878. – С. 70, 71.
Сементовский Н. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 174, 176.
Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903. – Т. 1. – С. 134–139.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви: в 2 т. – М., 1900–1911. – Т. 1, первая половина тома. – С. 307, 308, 309–310.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4, кн. 1. – С. 204.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 188–189.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 33.
Зверинский В. В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем: в 3 т. – СПб., 1890–1897. – Т. 2, № 1161. – С. 327.
Германов С. На Афон и святую землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 23.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви: в 2 т. – СПб., 1827. – Т. 2. – С. 140–143.
Карамзин Н. М. История государства Российского: в 12 т. – 5-е изд. – СПб., 1842–1843. – Т. 2. – С. 264, прим. 380.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 585.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 686.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 33–34, № 31.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. – М., 1903–1911, 1908, 1916. – Кн. 8. – С. 135–141.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903. – С. 13, 36.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 42.
Печерский Патерик. – Апрель.
Пролог. – Апрель.
Православный собеседник. – Казань, 1860, апрель. – С. 589.
Известия по Казанской епархии. – 1885, № 7. – С. 144.
Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний / Под ред. С. Н. Южакова: в 20 т. – СПб., 1900–1905. – Т. 17. – С. 417.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1672.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 21 (кн. 41). – С. 203.
Лихачев Д. С. «Софийский временник» и новогородский политический переворот 1136 г. // Исторические записки. – 1948, № 25. – С. 240–265.
Минея апрель. – М., 1985. – Ч. 1. – С. 187–188.
Творогов О. В. Нифонт // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1987. – Вып. 1. – С. 281–282.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 2. – С. 175, 233, 290–292, 297, 299, 320, 321, 325, 326.