Нифонт, епископ Сарский и Подонский (Крутицкий) (Кормилицын)
Преосвященный Нифонт – племянник преподобного Иосифа Волоколамского († 1515; память 9/22 сентября). Им же пострижен в монашество и был его учеником. Вел подвижническую жизнь.
В 1522 году назначен игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря. При нем в заточении там находились преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля, 21 июня/4 июля) и инок Вассиан Патрикеев († до 1545). Сохранились письма митрополита Даниила и великого князя Василия III от 24 мая 1525 года о соборном суде над Максимом Греком, адресованные властям Волоколамского монастыря. В 1533 году смертельно больной Василий III посетил Волоколамский монастырь; игумен Нифонт провожал его в Москву и там присутствовал при пострижении Василия III в схиму с именем Варлаам.
В 1543 году – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. Этим обусловлено было его участие в казанском походе 1550 года. На церковном Соборе 1549 года Нифонт выступал свидетелем обвинения по делу Исаака Собаки.
11 марта 1554 года архимандрит Нифонт хиротонисан во епископа Сарского и Подонского (Крутицкого).
В 1555 году участвовал в торжественном поставлении Гурия архиепископом Казани.
Скончался в 1558 году (по другим источникам, в 1561 году).
Погребен в Иосифо-Волоколамском монастыре.
Будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, Нифонт не только увеличил библиотеку монастыря, но также собрал и сохранил в обители весь репертуар литературы, представляющий интерес для образованного круга иосифлян. По его заданию составляются сборники для общемонастырского пользования с произведениями самого широкого круга. Монастырские книжники постоянно переписывают произведения основателя монастыря преподобного Иосифа Волоцкого. По благословению митрополита Даниила Нифонт, будучи игуменом Иосифо-Волоколамского монастыря, работал по составлению сводной Кормчей. В те же годы Нифонтом было написано послание Василию III «О преставлении старца Кассиана Босого». Личная библиотека владыки Нифонта, по всей видимости, согласно его желанию, попала в Иосифо-Волоколамский монастырь, откуда начиналось его духовное становление.
Труды:
О преставлении старца Кассиана Босого // Дополнение к Актам историческим, собранным и изданным Археографическою комиссиею: в 12 т. – СПб., 1846–1875. – Т. 1, № 218.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 409.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 287.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 142, 182, 1034.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 39.
Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914. – С. 619.
Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1863. – Ч. 4. – С. 6.
Кунцевич Г. 3. Два рассказа о походах царя Ивана Васильевича Грозного на Казань в 1550 и 1552 гг. // Отчеты о заседаниях Общества любителей духовного просвещения (ОЛДП) в 1897– 1898 гг. – СПб., 1898. – Прил. – С. 23–35.
Розенкампф Г. А. Обозрение Кормчей книги в ее историческом виде. – М., 1829. – Прил. VII.
Дмитриева Р. П. Нифонт Кормилицын // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1989. – Вып. 2, ч. 2. – С. 141–144.