Лазарь, архиепископ Черниговский и Новгород-Северский (Баранович)
Родился в 1620 году в Малороссии.
Обучался в школе Киевского Братского Богоявленского монастыря.
Окончательное образование получил в польских коллегиях.
В начале 40-х годов XVII столетия состоял наставником в Киевской духовной академии.
Приняв монашество, он был преподавателем, а с 1650 года – ректором Киево-Могилянской коллегии (с 1701 года – Киево-Могилянская духовная академия) и игуменом Братского Богоявленского училищного монастыря, а с 1651 или 1652 года и Киево-Кирилловского монастыря.
В 1651 году оставил духовную академию и жил в монастырях Киево-Кирилловском, Купятицком и Дятловецком.
С 1653 года заведовал Елецким Успенским монастырем Черниговской епархии.
8 марта 1657 года в Яссах митрополитом Сочавским Гедеоном Лазарь был хиротонисан во епископа Черниговского.
Был местоблюстителем Киевской митрополии с апреля по декабрь 1657 года, с октября 1659 года по май 1661 года, с 1669 года по 1676 год.
Участвовал в работе Московского Собора 1666–1667 годов, который среди прочих рассматривал также вопрос о подчинении Киевской митрополии Московскому патриархату.
8 сентября 1667 года возведен в сан архиепископа.
В 1692 году уволен на покой.
Скончался 3 сентября 1693 года. Погребен в Черниговском Борисоглебском монастыре.
Архиепископ Лазарь – ревностный поборник святой веры и благочестия. Святитель Димитрий Ростовский называл его «великим столпом Церкви». В бурное время междоусобий, когда Украина, недавно присоединенная к России, едва вновь не отторглась от нее, владыка Лазарь показал себя не только красноречивым проповедником и талантливым духовным писателем, но и крупным общественным деятелем.
Недолго ему пришлось заниматься святым делом воспитания юношества в духе Православия. Скоро Братская коллегия была разгромлена униатами; ректор ее, игумен Лазарь, был вынужден удалиться в Кирилловский монастырь; воспитанники коллегии взялись за оружие. Поляки и крымские татары под видом союзников борющихся между собой гетманов грабили и жгли села по всей Украине; даже в окрестностях Киева в 1665 году открылись военные действия.
Архиепископ Лазарь ревностно заботился о восстановлении разрушенных храмов и монастырей и об устроении новых. При нем были основаны три монастыря: Шуморовский в Мглинском уезде, Андрониковский Троицкий в Соснинском уезде и Пустынно-Николаевский Рыхловский в Кралевецком уезде. Восстановлен из развалин и украшен кафедральный Новгород-Северский Спасский монастырь, в котором кафедра Черниговского архиепископа оставалась до 1672 года.
В этот трудный период, когда не только гетманы и казачество, а и некоторые иерархи стояли за присоединение Украины то к Польше, то к Турции, архиепископ Лазарь твердо держался того направления, которое единственно было приемлемо для православных. «Под басурманскою рукою стонет Греция, – писал он митрополиту Киевскому Иосифу (Нелюбовичу-Тукальскому, † 1676), склонявшемуся на сторону Турции, – и для чего под такое ярмо класть шею? Греки рады бы освободиться от него, Русь сама лезет. Я свои овцы черниговские поставил на путь, и вы, всея России пастырь, ведите всю Русь к монарху русскому, а сами летите на престол свой, как на гнездо свое».
В 1669 году он убедил гетмана Д. И. Многогрешного послать в Москву посольство с просьбой о принятии Малороссии в подданство и о подтверждении казацких вольностей. Членам этого посольства было поручено требовать, чтобы русское правительство не отдавало полякам Киева – «этого первопрестольного града царства Русского, от которого искони на всю Россию воссияла благодать Божия». На сохранении Киева особенно настаивали и архиепископ Лазарь, и гетман Многогрешный, и бывший митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) и другие. Под их влиянием царь Алексей Михайлович решился окончательно присоединить Киев к России. Но в то же время архиепископ Лазарь стоял за самостоятельность Киевской митрополии. Он был несогласен со стремлением Москвы подчинить ее себе на положении обычной епархии и боролся за сохранение прав малороссийского духовенства. Может быть поэтому, когда появилась возможность поставить для Киева православного митрополита, был избран не он, а Гедеон (Святополк-Четвертинский, † 1690).
После перенесения кафедры из Новгород-Северска в Чернигов начался великий подвиг миссионерства архиепископа Лазаря в защиту истин святой православной веры и усиления борьбы с иезуитами. Он с истинно апостольской ревностью назидал черниговскую паству своими красноречивыми проповедями, много писал против унии, основал в Новгород-Северске типографию, которая при его жизни выпустила в свет около пятидесяти книг, богослужебных и литературных, на славянском, польском и латинском языке. В 1679 году новгород-северская типография была перенесена в Чернигов. Его заслуги в деле издания и исправления церковных книг по справедливости ставят наряду с заслугами митрополита Петра (Могилы, † 1646), патриарха Никона († 1681), ключарей Дионисия и Арсения и иеромонаха Епифания (Славинецкого, † 1675).
Народная молва, почитая его как праведника, питает уверенность в нетлении его тела.
Труды:
Новая мера старой Веры (на польском языке). – Новгород-Северский, 1676. – Чернигов, 1679.
О Флорентийском соборе. – 1688.
Собрание проповедей:
Меч духовный, иже есть Глагол Божий, состоящий в Поучительных словах на воскресные и праздничные дни всего лета. – Киев, 1666 и 1686.
Трубы Словес, или Поучения на Праздники Господские, Богородичные и различных святых. – Киев, 1674 и 1679.
Жития святых (на польском языке). – Киев, 1670.
Окружные послания.
Разговоры о вере и житиях святых (на польском языке). – Киев, 1671.
Благодать и Истина Христова, или Похвальное слово царям Иоанну и Петру Алексеевичам, примененное к Иоанну, яко Благодати, а к Петру яко к Истине. – Чернигов, 1680.
Плач о смерти царя Алексея и приветствие царю Феодору (стихи). – Киев, 1676.
О случаях жизни человеческой (на польском языке). – Чернигов, 1678.
Надгробие митрополиту Иосифу Тукальскому (на польском языке) // Величко С. В. Летопись событий в Юго-Западной России в XVII в.: в 4 т. – Киев, 1848–1864. – Т. 2. – С. 384–388.
Лира Аполлонова (на польском языке). – Киев, 1671.
Наияснейшая Царица неба и земли Владычица Матерь Мария (в прозе и стихах). – Чернигов, 1683.
О пяти ранах Христовых (на польском языке) // Временник Московского общества истории и древностей российских: в 25 т. – М., 1849–1857. – Т. 7, 16, № 195, 223, 236, 254.
Письма // Черниговские епархиальные известия. – 1861–1864.
Литература:
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 1, 2, 102, 115, 158, 359, 368–370, 373, 376–383, 406–409, 411–414, 429, 432, 437, 438, 477, 478, 806, 827, 828, 995 и др.
Сумцов Н. Ф. Лазарь Баранович // Сумцов Н. Ф. История южнорусской литературы в семнадцатом столетии. – Харьков, 1884–1885, вып. 1.
Карпов Г. Ф. Киевская митрополия и московское правительство во время соединения Малороссии с Великой Россией 1654–1661 гг.: в 3 т. – М., 1871–1876. См. также: Православное обозрение. – М., 1871, август-сентябрь.
Эйнгорн В. О. Сношения малороссийского духовенства с московским правительством в царствование Алексея Михайловича // Очерки по истории Малороссии в XVII в. – М., 1899.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 571, 572, 580, 607–608.
Захарченко М. М. Киев теперь и прежде [988–1888]. – Киев, 1888. – С. 229.
Скворцов Г. А. Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее 10-летие 17 века. – Казань, 1913. – С. 162, 164, 165.
Попов М. С., священник. Святитель Димитрий Ростовский и его труды. – СПб., 1910. – С. 22, 24, 46, 47, 55, 110.
Титов А. А. Черниговская епархия после Батыя, именуемая Брянскою. – М., 1892. – С. 29, 36, 45.
Ефимов А. Н., священник. Черниговский Елецкий Успенский монастырь. – Чернигов, 1903. – С. 22–25, 27. 34.
Терновский С. А., профессор. Исследование о подчинении Киевской митрополии Московскому патриарху // Архив Юго-Западной России: в 37 т. – Киев, 1859–1914; 1872. – Т. 5, ч. 1. – С. 50.
Добровольский П. М. Черниговский Елецкий Успенский первоклассный монастырь (историческое описание). – Чернигов, 1900. – С. 12, 22.
Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, сентябрь. – С. 339.
Поторжинский М. А. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX–XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 228.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1417.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 657, 663, 667, 669, 680.
Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., изд. Кнебель, [1914]. – С. 36.
Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 13, 14.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 132.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 193, 299, 828, 875, 902.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 17, 26, 510.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 206–208.
Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 15 т. – СПб., 1863–1892. – Т. 5–12.
Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, Ч. 4. – С. 341–342.
Черниговские губернские ведомости. – 1846 (приб. к № 51). – С. 347; № 52. отд. 2. – С. 350.
Труды Киевской духовной академии. – 1873, март. – С. 165.
Душеполезный собеседник. – М., 1894. – С. 298.
Православный собеседник. – Казань. 1909, январь. – С. 82–83; февраль. – С. 195.
Русский паломник. – 1893, № 36. – С. 571.
Исторический вестник. – СПб., 1881. февраль. – С. 319, 321–323: март. – С. 566–567.
–»– 1884, сентябрь. – С. 686.
–»– 1906, январь. – С. 325.
–»– 1908. октябрь. – С. 237–238.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 328.
Обзор деятельности губернских и ученых архивных комиссий за 1891 г. // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 1. – С. 183.
Русский архив. – М., 1872, № 5. – С. 997–998.
–»– 1900. – Кн. 2, № 5. – С. 94.
–»– 1901. – Кн. 1, № 2. – С. 225–238, 239.
Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1841. – Ч. 32. отд. 6. – С. 333; 1852. – Ч. 75. отд. 5. – С. 6, 10–11, 28, 55, 63, 78.
Святоотеческая христоматия с биографическими сведения о святых отцах-проповедниках Вселенской Церкви. – Киев, 1877 / Сост. М. А. Поторжинский.
Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 кн., 2 кн. доп. – М., 1903–1911, 1908. 1916, февраль. – С. 86–89; сентябрь. – С. 404.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 563–564; т. 2. – С. 1509, 2363.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 10. – С. 40–43.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 25.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 7. – С. 65, 66, 261–264, 266, 269–275, 278, 283–285, 289, 316, 338, 370, 401, 403, 424–426, 428–430.
Яковенко С. Г. Западнорусская Церковь в последней трети XVII в. // Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 7. – С. 532–543.