Киприан, святитель, митрополит Киевский и всея Руси († 1406; память 27 мая/9 июня, 16/29 сентября, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных, 10/23 октября в Соборе Волынских святых, в воскресенье перед 26 августа в Соборе Московских святых)
По национальности южный славянин, возможно, из тырновской семьи Цамблаков.
Свой путь начал в Келифаревском монастыре Феодосия Тырновского, ушел оттуда в Константинополь, затем на Афон. В Византии Киприан сблизился с патриархом Филофеем Коккином и стал его келейником.
Около 1373 года был послан патриархом в Литву для примирения литовских и тверских князей с митрополитом Алексием (Бяконтом, † 1378; память 12/25 февраля, 20 мая/2 июня). Посетив святителя Алексия, он заверил его, что будет ходатайствовать за него в Константинополе, и, получив от святителя богатые дары, направился в Литву. Литовский князь Ольгерд. давно враждовавший против Москвы и употреблявший все возможные средства для возвышения над нею, вручил Киприану грамоты к Константинопольскому патриарху, в которых просил патриарха поставить им митрополита Киприана. В противном случае угрожал просить себе митрополита у латинской Церкви.
Патриарх Филофей уступил просьбам литовских князей и 2 декабря 1375 года (по Макарию (Булгакову), в 1376 году) возвел Киприана в сан митрополита Киевского и Литовского с правом и на всю Россию по кончине митрополита Алексия.
В 1378 году, после смерти митрополита Алексия, Киприан отправился в Москву в надежде, что его примут как митрополита всея Руси. Но великий князь Дмитрий Донской († 1389; память 19 мая/1 июня) не захотел признать Киприана, так как намечал на Русскую митрополию своего кандидата. Киприана не только не признали в Москве, но предали его бесчестию и поруганию. Оскорбленный до глубины души, митрополит Киприан возвратился снова в Киев и управлял литовским духовенством.
В 1380 году, по смерти выбранного великим князем кандидата Михаила (Митяя), Киприан был признан митрополитом всея Руси, но ненадолго. В 1382 году, заподозрив его в союзе с Ольгердом, князь Дмитрий Донской вернул его обратно в Киев, а на его место призвал митрополита Пимена († 1389).
В 1383 году Киприан отправился в Константинополь на патриарший суд. Пребывание его там затянулось, но хлопоты не увенчались успехом; при жизни великого князя Дмитрия он не смог добиться Киевской митрополии. Только Собор 1389 года (в Константинополе) подтвердил права Киприана как митрополита всея Руси.
В феврале 1390 года Киприан прибыл в Киев, а в начале марта был уже в Москве, в которую вошел торжественно, в полном святительском облачении, встреченный самим великим князем Василием Дмитриевичем и всей столицей. Так через 14 лет борьбы и страданий Киприан был наконец принят в Москве как первосвятитель.
Управляя Русской митрополией, святитель Киприан умело поддерживал единство Церквей и строго преследовал неправды епископов.
Он всю свою деятельность направил на «утверждение православных в благочестии». Участвовал в Соборе, осудившем патриарха Константинопольского Макария, обратил в Православие трех ханских вельмож.
Митрополит Киприан был пастырь образованный, отличавшийся святостью жизни. Его называли мужем «всякого целомудрия и разума Божественного исполненным и вельми книжным». Он старался непрестанно учить народ страху Божию и своими умными, одушевленными наставлениями услаждал всех.
Любя безмолвие, митрополит Киприан часто удалялся в свое загородное село Голенищево и там в тишине предавался размышлению, чтению слова Божия и собственноручно писал книги.
Он был знатоком церковных канонов, о чем свидетельствуют его послания и грамоты юридического содержания.
Святитель Киприан отличался ревностью к церковному богослужению, сам перевел с греческого языка некоторые чинопоследования и службы, а одну молитву – разрешительную – даже сочинил сам.
Будучи пастырем образованным, святитель Киприан заботился о развитии просвещения в России. В истории Русской Церкви он занимает важное место как деятель в области исправления церковно-богослужебных книг и церковных обрядов. Правда, он только положил начало этому делу, можно сказать, поставил вопрос, но осуществить до конца начатое дело не успел.
Митрополит Киприан объединил под своей властью Московскую и Киевскую митрополии и все время святительства (после признания его) управлял единолично, и церковная жизнь в этот период протекала мирно. Скончался святитель 16 сентября 1406 года. Погребен в Московском Успенском соборе.
27 мая 1472 года во время строительства нового Успенского собора Московского Кремля, на месте обветшавшего старого, была обнаружена гробница митрополита Киприана и обретены его нетленные мощи, которые были оставлены под спудом. Его имя как святителя значится уже в месяцеслове 1487 года (ГБЛ, ф. 304, № 761).
Труды:
Житие Петра митрополита, 1381 // Памятники литературы Древней Руси. XIV – сер. XV в. – М., 1981. – С. 430–443.
Послания // Православный собеседник. – Казань. 1860, ч. 2. – С. 75–106.
Ответы игумену Афанасию // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1, № 7–11, 252, 253, 255.
Повесть о Митяе Михаиле // Прохоров Г. М. Повесть о Митяе // Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. – Ленинград, 1978.
Грамоты // Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1841–1842. – Т. 1. См. также: Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею императорской Академии наук: в 4 т. – СПб., 1836. – Т. 1, № 11. – С. 6–7.
Духовная грамота // Калачов Н. В. Акты, относящиеся до юридического быта древней России: в 3 т. – СПб., 1857. – Т. 1, № 83. – С. 544.
Два послания исторического характера // Павлов А. С. Памятники древнерусского канонического права. – СПб., 1880. – Ч. 1.
Литература:
Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Православие на западе России в лице ближайших представителей или Патерик Волыно-Почаевский. – М., 1888. – С. 84–89.
Хойнацкий А. Ф., протоиерей. Очерк из истории православной церкви и древнего благочестия на Волыни... – Житомир, 1878. – С. 102–107.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 150, 166, 177, 201–206, пр. 16.
Шемякин В. И. Москва, ее святыни и памятники. – М., 1896. – С. 47, 63, 77, 93, 133.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888, пер. 2. – С. 35, 54, 59, 61–67, 89, 90–91 и др.; пер. 3. – С. 7, 151, 160, 170.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 86–93.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 1. – С. 982, 983, 1015, 1016, 1018, 1019 и пр. 2, 1159, 1249 и др.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 4. – С. 63–85; т. 5. – С. 183–196.
Протопопов Д. И. Жития святых, чтимых православною Российской Церковью...: в 12 т. – М., 1884–1885, сентябрь. – С. 220–229.
Димитрий (Самбикин), архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902. – Вып. 9, ч. 2, май. – С. 167, 168.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1402.
Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 95.
Языков Д. Д. Писатели, умершие в 1885 году // Языков Д. Д. Обзор жизни и трудов покойных русских писателей: в 13 вып. – СПб., 1885–1916.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 3.
Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эрнстов, М. Л. Яковлев. – 2-е изд. – СПб., 1862. – С. 129–132.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 508, 509, 512, 521.
Галахов А. История Русской словесности древней и новой. – СПб., 1861. – Т. 1, ч. 1.
Никоновская летопись. – Ч. 4, 5 // Полное собрание русских летописей: в 24 т. / Издано Археографическою комиссиею. – СПб., 1841–1921.
Глубоковский Н. Н. Святитель Киприан, митрополит всея России (1374–1406), как писатель // Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1892, февраль. – С. 358–424.
Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1894, № 9. – С. 454–457.
А. Л-д [Леонид Кавелин]. Киприан до восшествия на Московскую митрополию // Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. – М., 1867. – Кн. 2, отд. 1. – С. 11–32.
Горский А. В. Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси // Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891; 1848. – С. 295–369.
Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1882. – Кн. 1. – С. 152–205; кн. 2. – С. 413–495; кн. 3. – С. 71–175.
Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 279.
–»– 1860, апрель. – С. 448; май. – С. 75, 76, 78, 84; 85–106.
–»– 1866, февраль. – С. 88.
–»– 1867, март. – С. 181, 187, 217.
–»– 1907, сентябрь. – С. 31, прим.
Исторический вестник. – СПб., 1881, апрель. – С. 750, 751.
–»– 1885, декабрь. – С. 35,105.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1880, март. – С. 753.
Русский архив. – М., 1903. – Кн. 2, № 5. – С. 92.
–»– 1910. – Кн. 1, № 2. – С. 312, 313.
Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907– 1908. – Т. 2. – С. 39.
Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 517.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 13.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 41–60.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1276; т. 2. – С. 1574.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 636–644.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 15 (кн. 29). – С. 87–88.
Сергий (Спасский), архиепископ. Верный месяцеслов всех русских святых. – М., 1903. – С. 33.
Минея сентябрь. – М., 1978. – С. 412.
Дробленкова Н. Ф., Прохоров Г. М. Киприан // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – Л., 1988. – Вып. 2, ч. 1. – С. 464–475.