Киприан, митрополит Новгородский и Великолуцкий (Старорусенков)
Родился во второй половине XVI века в городе Старая Русса Новгородской губернии.
С 1611 года – архимандрит Новгородского Хутынского монастыря.
8 сентября 1620 года хиротонисан во епископа Сибирского и Тобольского с возведением в сан архиепископа.
15 февраля 1624 года по грамоте царя Михаила Федоровича († 1645) и патриарха Филарета (Романова, † 1633) выехал в Москву.
12 декабря 1624 года возведен в сан митрополита Сарского и Подонского (впоследствии кафедра именовалась Крутицкой).
В 1626 году по благословению патриарха Филарета (Романова, † 1633) написал службу празднику на Положение честной ризы Господней в Москве.
20 октября 1626 года переведен митрополитом в Новгород. Прибыл на кафедру 3 ноября 1626 года и занимал ее вплоть до смерти.
Скончался 17 декабря 1634 года. Погребен 13 января 1635 года в Корсунской паперти Софийского собора в городе Новгороде архиепископом Тверским Евфимием († 1643).
Преосвященный Киприан явился истинным и твердым исповедником Православия. Будучи архимандритом Новгородского Хутынского монастыря, во время оккупации шведами Новгорода он возглавлял в Выборге переговоры об избрании на царство шведского королевича Карла-Филиппа. Но переговоры были безнадежные, потому что в Москве уже решился вопрос о выборах царя. В то же время архимандрит Киприан прилагал немало сил для воссоединения Новгорода с Московским государством во главе с Михаилом Федоровичем. В «Летописце Новом» подробно рассказывается, как отец Киприан «укрепляше со слезами» князя Никифора Мещерского, «чтобы пострадали за истинную православную християнскую веру»; позднее он сам по благословению митрополита Исидора в составе посольства едет в Москву договариваться, «чтобы государь с Москвы велел сослаться послами со свитцким королем». Шведы требовали, чтобы посольство восстановило договоренность с московскими боярами о выборах на престол шведского короля, но новгородцы пользуются случаем и бьют челом Михаилу «о своих винах», что «целовали крест по неволе королевичю», и получают от царя грамоту к митрополиту и «ко всему Новгородцкому государству», где новгородцы обвиняются в измене. Во время аудиенции у царя Михаила Федоровича архимандрит Киприан «паде у ног государевых и просяше милости... о тех, кои воровали и посягали на православных крестьян»; по его просьбе царь дает еще одну «милостивую» грамоту «в тайне», а также «список, выписав все неправды немецкие». Из предательского доноса шведы узнают о «списке» и о челобитье посольства, преследуют и наказывают участников переговоров. Особенно жестоко был наказан архимандрит Киприан: «Архимариту ж наипаче многая мука была: биша его немилостивно, после ж того бою биша на правеже до умертвия и стужею и гладом моряху; едва с таких мук душа укрепися».
Преданность и стойкость в выпавших испытаниях, несомненно, помогли архимандриту Киприану завоевать высокий авторитет в глазах царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Именно поэтому при создании новой архиепископской кафедры в Тобольске выбор царя и патриарха пал на архимандрита Киприана, и 8 сентября 1620 года он был первым посвящен в сан архиепископа Сибирского и Тобольского.
Назначенный архипастырем в Сибирь, преосвященный все усилия направил на то, чтобы поднять нравственный уровень духовенства, а также всего населения края. Он обращал многих к Христовой вере, строил церкви, монастыри. При нем закончен и освящен центральный собор в Тобольске, названный, как и в Новгороде, во имя Софии Премудрости Божией. В самом Тобольске владыка Киприан перевел на новое место крупнейший мужской Успенский монастырь и освятил там церковь во имя Знамения Богородицы, «яже в Великом Новеграде», после чего монастырь получил название Знаменского. В 1620 году основал Тобольский Тарский женский монастырь во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы. Ранее 1624 года были основаны: Тобольский Тарский Спасский и Тобольский Туринский Никольский мужские монастыри. Основаны две слободы – Устьницынская и Тавдинская.
С именем владыки Киприана связывают начало сибирского летописания. Как сказано в летописи тобольского архиерейского дьяка Саввы Есипова, «во второе лето престольства своего» архиепископ Киприан расспрашивал ермаковых казаков о том, «како они приидоша в Сибирь, и где с погаными были бои, и ково где убили погании на драке». В ответ ему принесли «Написание» казаков о походе Ермака, на основе которого при владыке Киприане был создан «Синодик ермаковым казакам» и установлено их поминание в Софийском соборе в Неделю Православия. Вероятно, его автором был сам архиепископ Киприан, знаток «соборного и келейного чина», который и позднее в Москве сочинял тексты служб по благословению патриарха. Владыка Киприан участвует во многих начинаниях патриарха Филарета как его непосредственный советник и помощник. Владыка принимает участие и в приеме послов шаха Аббаса, привезших в Москву ризу Господню. Автор «Нового Летописца» замечает: «Патриарх же Филарет повеле Крутицкому митрополиту Киприяну сложите стихеры и канун» (ПСРЛ. Т. 14, с. 152). Владыка Киприан лично принимает участие в прославлении новой святыни. В Новгороде при митрополите Киприане были составлены «Чиновник Новгородского Софийского собора» и описание новгородских святынь «О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородцких чудотворцех, идеже койждо лежит»
Митрополит Киприан прилагал немалые усилия для прославления и утверждения церковных святынь везде, где бы он ни находился – в Тобольске, Москве, Новгороде. В 1629 году митрополит Киприан установил празднование в честь обретения мощей святителя Иоанна, архиепископа Новгородского († 1186; память 7/ 20 сентября).
Будучи новгородским владыкой, он присвоил себе титул «государя», создал себе пышный двор наподобие царского и церемониал, скопированный с придворного, в церкви стоял «с большой гордостью», ездил летом в санях13 и пренебрежительно относился к указам патриарха (см. документы, опубликованные Зерцаловым А. Н.).
Сохранились рукописные и печатные книги, подаренные владыкой Киприаном тобольскому архиерейскому дому: «Просветитель» Иосифа Волоцкого (нач. XVII в.), сборник слов Василия Великого (XVI в.), Острожский сборник (Острог, 1588) и Книжица Острожская (Острог, 1598).
Труды:
Стихиры и канон ко дню празднования Положения Ризы Господней / Гухман С. Н. «Документальное» сказание о даре шаха Аббаса России // Труды Отдела древнерусской литературы (Пушкинский Дом) Российской Академии наук. – Л., 1974. – Т. 28. – С. 255–270; Полное собрание русских летописей. – М., 1987. – Т. 36, ч. 1.
Синодик ермаковым казакам (ГИМ, собрание Уварова, № 370 (540) / Ромодановская Е. К. Синодик ермаковым казакам (предварительное сообщение) // Известия Сибирского отделения АН СССР. – 1970. № 11.
Серия общественных наук, вып. 3. – С. 14–21.
Чиновник Новгородского Софийского собора // Голубцов А. Чиновник Новгородского Софийского собора. – М., 1899.
О святей соборной церкви Софеи Премудрости Божии, иже в Велицем Новеграде, и о новгородцких чудотворцех, идеже койждо лежит // Никольский А. Описание Святой Софии в Новгороде и святыни древней Велико-Новгородской области (до 1654 г.) // Вестник археологии и истории, издаваемый Археологическим институтом. – СПб., 1901. – Вып. 14. – С. 220–226.
Литература:
Едлинский М. Е., священник. Киприан, святитель, 1-й архиепископ Сибири. – 1895, вып. 2. – С. 128–133.
Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 3-е изд. – СПб., 1903. – Т. 3. – С. 68–73.
Леонид (Кавелин), иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии. – Калуга, 1876. – С. 95–96.
Андриевич В. К. История Сибири: в 2 т. – СПб., 1886–1889. – Т. 1. – С. 180.
Баранов В. С. Летопись Верхотурского Никольского монастыря. – Н. Новгород, 1910. – С. 12–14.
Трапезников В. Очерк истории Приуралья и Прикамья. – Архангельск, 1911. – С. 680.
Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 474, прим. 12.
Нестор (Анисимов), иеромонах. Православие в Сибири (исторический очерк). – Казань, 1909. – С. 4, 7–9.
Знаменский П. В. История русской Церкви. Учебное руководство. – Казань, 1870. – С. 221.
Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 127.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 132.
Зверинский В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи. – СПб., 1890. – Т. 1, № 314 и др.; СПб., 1897. – Т. 3. – С. 1861, 1893, 1898, 1969, 2177.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1415.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 864.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 36, 50, 317, 1035.
Зерцалов А. Н. О неправдах и непригожих речах новгородского митрополита Киприана // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1896. – Кн. 1.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 631, 632.
Филарет (Гумилевский), архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 224.
Церковные вопросы в России, или русские духовные ведомости Браила. – 1896. – С. 46.
Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1846–1918; 1862, 2. – Отд. 1. – С. 93.
Православное обозрение. – М., 1866, № 8. – С. 377.
Странник. – СПб., 1864. – Т. 3, № 8.
Русские ведомости. – М., 1863, № 46. – С. 8.
Тобольские губернские ведомости. – 1858, № 4.
–»– 1887, № 9 и 10.
Монастырь. – Нижний Новгород, 1908, № 7. – С. 56; № 8. – С. 57–61; № 9. – С. 72–74; № 10. – С. 60–63.
Церковный вестник. – СПб., 1891, № 7. – С. 104.
Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 103.
Исторический вестник. – СПб., 1894, июнь. – С. 768–769.
Абрамов Н. Митрополит Киприан, первый просветитель Сибири и основатель ее летописи // Журнал Министерства Народного Просвещения. – СПб., 1849. – Ч. 44, № 10. – Отд. 5. – С. 1–8.
–»– 1854, февраль (материалы для истории христианского просвещения в Сибири).
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 12.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 10. – С. 60–61.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 2. – С. 1277.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 15 (кн. 29). – С. 88.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 18, 40, 53.
Лихачев Д. С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. – М.; Л., 1947. – С. 393–396.
Лихачев Д. С. Повести о покорении Сибири // История русской литературы. – М.; Л., 1948. – Т. 2, ч. 2. – С. 89–93.
Бахрушин С. В. Очерки по истории колонизации Сибири в XVI-XVII вв. // Бахрушин С. В. Научные труды. – М., 1955. – Т. 3. ч. 1. – С. 18–31.
Ромодановская Е. К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. (истоки русской сибирской литературы). – Новосибирск. 1973.
Ромодановская Е. К. Киприан Старорусенков // Словарь книжников и книжности Древней Руси. – СПб., 1993. – Вып. 3. ч. 2. – С. 156–163.
* * *
В Древней Руси до конца XVII столетия езда на санях считалась более почетною, чем на колесах, отчего сани употреблялись при всех торжественных случаях, особенно высшими духовными лицами, предпочитавшими их и летом (Энциклопедический словарь Брокгауза Ф. А. и Ефрона И. А. – «Терра». 1992. – Т. 56. – С. 260–261).