Иоанн, епископ Смоленский и Дорогобужский (Соколов Владимир Сергеевич)
Родился 5 июня 1818 года в Москве в семье священника.
Первоначально обучался в Высокопетровском духовном училище, а с 1832 года – в Московской духовной семинарии.
В 1838 году поступил в Московскую духовную академию. 29 августа 1842 года пострижен в монашество и 30 августа рукоположен во иеродиакона.
С 22 сентября 1842 года – бакалавр при Московской духовной академии по классу нравственного богословия.
5 октября 1842 года рукоположен во иеромонаха.
27 декабря 1843 года удостоен степени магистра.
22 декабря 1844 года переведен бакалавром в Санкт-Петербургскую духовную академию на кафедру канонического права, которую занимал десять лет.
С 9 января 1848 года – член конференции Санкт-Петербургской духовной академии.
8 сентября 1848 года возведен в сан архимандрита.
С 27 января 1849 года – член духовного цензурного комитета.
С 17 июля 1850 года – член особого комитета для рассмотрения программ философских и богословских наук в высших учебных заведениях.
8 января 1851 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии.
С 26 сентября 1852 года – профессор, а с 19 декабря того же года – ординарный профессор.
8 октября 1853 года за сочинение «Опыт церковного законоведения» получил редкую в то время степень доктора богословия.
16 января 1855 года назначен ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии.
С 17 марта 1857 года – ректор и профессор Казанской духовной академии. Был инициатором создания журнала «Православный собеседник».
31 марта 1864 года перемещен ректором в Санкт-Петербургскую духовную академию.
17 января 1865 года хиротонисан во епископа Выборгского, викария Санкт-Петербургской епархии.
13 ноября 1866 года переведен на Смоленскую кафедру.
Скончался 17 марта 1869 года. Погребен в Смоленском кафедральном соборе.
Епископ Иоанн известен как лучший русский канонист и проповедник, новатор в православном проповедническом слове. Его труды в области церковного законоведения до сих пор имеют важное значение.
Ученый и талантливый духовный писатель, епископ Иоанн был очень любим Московским митрополитом Филаретом и им самим за ученость был прозван «Филаретик».
Преосвященный вел аскетический образ жизни, был строг к себе и другим.
В епархиальных делах епископ Иоанн не отличался практичностью. Но он недолго и пробыл епископом (немногим более четырех лет). Однажды утром нашли его мертвым на полу посреди спальни; одна нога была босая, а другая – в туфле, как будто перед неожиданной кончиной он побежал звать кого-либо на помощь, но упал бездыханный.
Труды:
Опыт курса церковного законоведения (два выпуска).
Догмат о Пресвятой Троице. – СПб., 1897, а также: Православный собеседник. – Казань, 1911, апрель. – С. 142.
Беседа в день явления Смоленской Божией Матери – Одигитрии // Русский паломник. – 1893, № 31. – С. 489.
О свободе совести // Православный собеседник. – Казань, 1905, январь. – С. 84.
К вопросу о церковном суде // Православный собеседник. – Казань, 1896, январь. – С. 388.
Беседы, поучения и речи. – Смоленск, 1871; 2-е изд. – 1876. См. также: Известия по Казанской епархии. – 1876, № 12. – С. 384.
О монашестве епископов // Православный собеседник. – Казань, 1907, октябрь. – С. 64.
Общество и духовенство // Православный собеседник. – Казань, 1859. – Т. 1.
О преподавании богословия в наших университетах.
Слово об освобождении крестьян.
Слово по случаю дворянских выборов в Петербурге, и др.
Ряд статей по церковному законоведению.
Литература:
Романский Н. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский: его жизнь и проповеднические труды. – М., 1877. См. также: Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1887. – № 2–9.
Санковский А. В. Краткое описание церквей Смоленской епархии. – Смоленск, 1898, вып. 1. – С. 16.
Прокошев П. А. Канонические труды Иоанна, епископа Смоленского. – Казань, 1895.
Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса. 1913. – Т. 1. – С. 121, 178–179, 189, 191.
Покровский С. Преосвященный Иоанн, епископ Смоленский, как пастырь и руководитель пасомых. – Петрозаводск, 1902.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 17, 18, 21.
Знаменский П. В. История Казанской духовной академии за первый (дореформенный) период ее существования: в 3 т. – Казань, 1891 – 1892. – Т. 1.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1413.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 383.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 268, 593.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 383.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 841.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 21, 33.
Богословские академические чтения. – СПб., 1897. – С. 379. (См. Богословские академические чтения преосвященного Иоанна, епископа Смоленского. – СПб., 1906. – Прим, ред.)
Православный собеседник. – Казань, 1897, июнь. – С. 242.
–»– 1898, январь. – С. 16.
–»– 1899, январь. – С. 39.
–»– 1900, январь. – С. 22.
–»– 1907, март. – С. 11; октябрь. – С. 523.
–»– 1915, май. – С. 162.
Странник. – СПб., 1869, апрель. – С. 43–49.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1897, № 8. – С. 299.
Миссионерское обозрение. – СПб., 1898, июль- август. – С. 1091.
Православное обозрение. – М., 1868, март. – С. 127–128.
–»– 1875, май. – С. 40.
–»– 1876, январь-февраль. – С. 3. Христианское чтение. – СПб., 1866, февраль. – С. 192–198; декабрь. – С. 174.
–»– 1869, март. – С. 501–503; апрель. – С. 639–654; июнь. – С. 995–997.
–»– 1870, февраль. – С. 354.
–»– 1872, ноябрь. – С. 420.
–»– 1875, июль-август. – С. 103–185.
–»– 1876, январь-февраль. – С. 3; сентябрь-декабрь. – С. 266–289.
Самарские епархиальные ведомости. – 1869, № 9. – С. 197; № 16. – С. 309.
Статья Духонина // Смоленские епархиальные ведомости. – 1869, № 6, 7.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1880, январь. – С. 126.
–»– 1881, январь. – С. 90.
Миловский Н. М., священник. Московская духовная академия в 1838–1842 гг. // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 3. – С. 55.
Письмо В. В. Гречулевича к архиепископу Могилевскому Анатолию Мартыновскому // Русский архив. – М., 1898. – Кн. 1. – С. 309.
Русский архив. – М., 1871, № 3. – С. 490–491.
–»– 1895. – Кн. 1, № 3. – С. 297.
Исторический вестник. – СПб., 1880. – Т. 3. – С.786–795.
–»– 1884, ноябрь. – С. 499.
–»– 1891, сентябрь. – С. 639.
–»– 1893, май. – С. 465.
–»– 1896, июль. – С. 168.
К 150-летию Ленинградской духовной семинарии. Из речи инспектора Ленинградской духовной академии и семинарии Л. Н. Парийского, произнесенной на торжественном акте 9 октября (26 сентября) 1959 года // Журнал Московской Патриархии. – М., 1959, № 11. – С. 36–41. Современные известия. – М., 1867–1887, № 83. Голос. – СПб., 1869, № 79.
Современный листок. – СПб., 1863–1869, № 23, 24.
Биржевые ведомости. – СПб., 1869, № 78. Чистович И. А. История Санкт-Петербургской Духовной Академии. – СПб., 1857. – С. 340, 398.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 141–156.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1102–1103; т. 1. – С. 2082.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 282.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907. – Т. 1-а, доп. – С. 851.