Иосиф, митрополит Литовский и Виленский (Семашко Иосиф Иосифович)
Родился 25 декабря 1798 года в селе Павловке Липовецкого уезда Киевской губернии.
Родители Иосифа происходили из духовного сословия униатского вероисповедания, но не чуждались Православия, так что отец Иосифа посылал своего сына в воскресные и праздничные дни в местную православную церковь.
С детских лет в родительском доме Иосиф приучался к трудолюбию, выполняя многие хозяйственные и полевые работы. Трудолюбие осталось отличительной его чертой на всю жизнь.
Первоначальное образование Иосиф получил в доме своего отца. Уже в эти годы он превосходил успехами своих братьев и сверстников, обучавшихся вместе с ним. С ранних лет в нем проявилась большая любовь к чтению книг, его мало занимали детские забавы, им он предпочитал прогулки в лес, в поле. Любовь к природе, народной музыке и поэзии с детства была присуща Иосифу.
В сентябре 1809 года Иосиф поступил в Немировскую школу, которая по характеру всего учебного процесса была чисто польским учебным заведением, все преподавание велось на польском языке. И здесь по своим способностям и умственному развитию Иосиф оказался в числе лучших учеников.
В 1816 году он окончил Немировскую школу первым учеником и в этом же году был послан своим отцом для продолжения образования в Главную духовную семинарию при Виленском университете.
Редкое трудолюбие и усидчивость, отличавшие Иосифа во все годы обучения его в Главной духовной семинарии, поражали даже его учителей.
6 июля 1820 года Иосиф окончил Главную духовную семинарию со степенью магистра богословия.
Несмотря на воспитание учеников духовной семинарии в духе польского патриотизма, Иосиф, как русский по происхождению, остался верен своей родине, в нем не угасла искра любви и сочувствия к России.
По окончании духовной семинарии Иосиф прибыл в Луцк, где по предложению Луцкого униатского епископа принял сан священника без вступления в супружество. Это предложение вполне отвечало склонности Иосифа к жизни уединенной, к отчуждению от мира.
6 октября 1820 года он был посвящен во иподиакона; 26 декабря рукоположен во диакона, а через год, 28 декабря 1821 года, во иерея.
С 1820 по 1822 год Иосиф исполнял должность заседателя Луцкой консистории, а также наставника местной ставленнической духовной семинарии. Пребывание Иосифа в должности заседателя Луцкой консистории раскрыло перед ним картину притеснения униатов со стороны латинян, а также недоброжелательства к ним со стороны местных православных. Тяжело было видеть Иосифу такое забитое положение своих единоверцев.
7 января 1822 года он был возведен в сан протопресвитера и 20 июня того же года назначен членом Греко-униатского департамента Главного управления иностранных исповеданий в Петербурге, где было сосредоточено высшее управление всей Униатской Церкви.
Россия поразила Иосифа величественным видом православных церквей и торжественностью богослужений в них.
В период пребывания Иосифа в Петербурге в его душе произошел коренной перелом в пользу Православия, здесь впервые у него появилось желание оставить унию и воссоединиться с Православной Церковью.
В Петербурге Иосиф очень много читал. В первый же год им было прочитано свыше четырехсот книг из библиотеки И. И. Глазунова. Чтение привело его к полному убеждению в истине Православия и в отступлении Римской Церкви от чистоты веры апостольской. Это был уже убежденный сторонник Православия. Иосиф не мог более служить интересам латинства и Польши. Он твердо решил выйти из неопределенного положения, а именно: принять Православие и поступить в число иноков Александро-Невской лавры, несмотря на то, что в будущем ему предстояла блестящая перспектива стать униатским епископом.
Искренность убеждений Иосифа в превосходстве Православия наглядно отразилась в его «Сочинении о Православной Восточной Церкви».
Несмотря на то, что в душе Иосифа происходил такой переворот, он исполнял с присущим ему старанием и добросовестностью возложенное на него поручение в Греко-униатской коллегии. В решении всех вопросов имел всегда свое твердое мнение, которое мог отстоять с полным достоинством и знанием дела. Иосиф выступал истинным защитником представителей греко-униатского исповедания. Постоянная борьба с латинянами, притеснявшими униатов, еще более укрепила в нем его твердый от природы характер, доставила ему большую опытность и приучила к осторожности и осмотрительности. Он почувствовал в себе силу вступить в открытую борьбу с римо-католиками за права попираемой и угнетаемой Униатской Церкви. И такая возможность вскоре представилась Иосифу.
Правительство обратило внимание на бедственное и угнетенное положение униатского духовенства и всего униатского населения. Иосифу было предложено письменно изложить положение Униатской Церкви. С воодушевлением взялся он за порученное дело и в одну ночь с необычайной сообразительностью, находчивостью и практичностью составил знаменитую записку, в которой он не только с глубоким знанием изложил положение Униатской Церкви, но и наметил меры, с помощью которых униаты могли бы быть возвращены в лоно Православной Церкви. Эта записка получила высокую оценку правительства. Иосифу было поручено составить подробный план для постепенного приведения в исполнение указанных в его записке мер. Через два с половиной месяца (17 января 1828 года) это поручение было выполнено Иосифом на основании разработанного им плана, подписанного членами коллегии. 22 апреля 1828 года был издан правительственный указ, который лег в основу всех последующих действий правительства в отношении униатского населения. В дальнейшем все намеченные мероприятия по униатскому вопросу приводились в исполнение только после письменного представления по данному вопросу мнения Иосифа.
В первую очередь было обращено внимание на улучшение образования униатского духовенства. В 1823 году была учреждена для униатов вторая духовная семинария (Литовская) в местечке Жировицы. Своими преобразовательными действиями Иосиф Семашко нажил себе много врагов, особенно среди латинян, которые питали надежду со временем ополячить и окатоличить все униатское население.
Для выполнения намеченных мероприятий Иосифу необходимо было непосредственно участвовать в жизни униатского населения. В 1829 году он принял монашество без изменения имени.
8 августа 1829 года старший соборный протоиерей Иосиф Семашко был хиротонисан во епископа Мстиславского, викария Полоцкой епархии, с оставлением присутствующим в коллегии. Из-за отсутствия в Петербурге униатской церкви хиротония совершалась в католическом костеле Брестским униатским митрополитом Иосафатом (Булгаком, † 1838) и Полоцким епископом Иаковом (Мартусевичем, † 1833), а также латинским епископом Иосифом Гедройцем.
В марте 1830 года епископ Иосиф отправился для обозрения Белорусской и Литовской епархий, чтобы на месте проверить, как приняты и как исполнялись на деле преобразовательные меры, направленные к сближению унии с Православием, и что еще требовалось предпринять для достижения намеченной цели.
Обзор епархий продолжался в течение шести месяцев, после чего епископ Иосиф возвратился в Петербург с подробным отчетом о проделанной работе.
В период с 1830 по 1833 годы в связи с возникновением польского мятежа правительство мало обращало внимания на униатский вопрос. Но епископ Иосиф не оставлял начатого дела. Решительными действиями Иосифа ознаменовался период 1833–1837 годов. 2 апреля 1833 года он был назначен Литовским епархиальным греко-униатским епископом с оставлением членом Греко-униатской коллегии. В начале этого периода, не видя деятельной поддержки со стороны правительства в осуществлении намеченных мероприятий, епископ Иосиф решился оставить столь успешно начатое дело и 15 мая 1833 года написал прошение в Святейший Синод о личном присоединении к Православию. Правительство понимало, что этот шаг епископа Иосифа не принес бы пользы большому делу воссоединения униатов, и предложило временно отложить его намерение, обещая ему поддержку в исполнении всех его предложений по униатскому вопросу.
Получив в самостоятельное управление Литовскую епархию, епископ Иосиф мог в полной мере осуществить на деле свои предложения относительно униатов. Он тщательно ознакомился с положением и настроением духовенства в епархии, состоянием учебного процесса и со всеми другими вопросами епархиальной жизни. Он знакомился с людьми, подбирал себе верных помощников. Все его распоряжения были направлены на сближение Униатской Церкви с Православной (устройство иконостасов, введение Служебников московской печати, устранение органов и др.).
Сам епископ Иосиф в 1833 году еще раз заявил о своем решении присоединиться к Православию. Это решение для пользы дела временно не предавалось гласности.
В 1834 году он снова обозревал свою епархию. Его поездки по епархии производили на всех благоприятное впечатление. Своим участливым вниманием, кротостью и мягкостью в обращении епископ Иосиф приобретал всеобщие симпатии.
Основная масса униатского населения и духовенства принимала нововведения епископа Иосифа доброжелательно и охотно содействовала его начинаниям. Но не обошлось и без протестов. Часть духовенства, наиболее близкая к латинству, не соглашалась с реформами Иосифа и выражала даже письменные протесты. Отрицательную роль в этом деле играли польские помещики, от которых духовенство в значительной степени зависело материально.
Много трудностей и противоборства встретил на благом пути епископ Иосиф, но для достижения поставленной цели он действовал решительно и твердо. У него произошли разногласия со сторонниками частных присоединений униатов к Православию. Он прекрасно знал, что есть значительное число лиц, готовых сразу принять Православие, но стоял всегда за постепенное перевоспитание всего униатского народонаселения через униатское духовенство. Такое мнение епископа Иосифа в дальнейшем полностью оправдало себя.
Враги Православия латиняне всеми силами стремились помешать епископу Иосифу. Возникали недоразумения и среди своих. Некоторые русские администраторы нередко угождали польской партии по недомыслию и другим причинам. В этот период епископ Иосиф работал до крайнего истощения сил. В начале 1837 года он стал настойчиво добиваться скорейшего присоединения униатов к Православию, заявляя о их готовности к этому. Одновременно не прекращалась работа по воспитанию униатского духовенства в духе Православия. Изменялся внутренний вид храмов, порядок богослужений в них приводился к чину служб Православной Церкви.
Большая часть духовенства (775 священников) дали письменные подтверждения о своей готовности присоединиться к Православию. И только 160 человек не заявили о своем согласии.
Наконец дело воссоединения увенчалось успехом. 12 февраля 1839 года в Полоцке в присутствии униатских епископов Иосифа (Семашко) Литовского, Василия (Лужинского, † 1879) Белорусского и викарного епископа Брестского Антония (Зубко, † 1884) состоялось соборное постановление о воссоединении Униатской Церкви с Православной и составлен «Соборный акт», подписанный двадцатью четырьмя начальствующими лицами Греко-униатской Церкви.
6 марта 1839 года епископ Иосиф (Семашко) был принят в сущем сане в лоно Русской Православной Церкви. 25 марта 1839 года возведен в архиепископский сан.
23 марта 1839 года Святейший Синод рассмотрел «Соборный акт» и принял постановление о присоединении Греко-униатской Церкви к Православной Всероссийской. 25 марта акт был подписан Николаем I; этот день и следует считать официальной датой возвращения униатов в Православие.
30 марта 1839 года на заседании Святейшего Синода была зачитана синодальная грамота о совершившемся событии воссоединенным епископам и духовенству. На этом же заседании Греко-униатская духовная коллегия была переименована в Белорусско-Литовскую, председателем которой назначался высокопреосвященный Иосиф.
Так совершилось возвращение полуторамиллионного западнорусского населения в лоно Православной Церкви. Это событие, неразрывно связанное с именем преосвященного Иосифа, было признано всеми необычайно великим не только в церковном, но и в государственном отношении. Оно закрепило этот край за Россией на вечные времена, сохранив русскую народность и веру от попыток Польши уничтожить все русское и полностью подчинить этот край своему влиянию.
Разработанная епископом Иосифом глубоко продуманная и строго проведенная им система воссоединения увенчалась блестящим успехом.
Испытав в последние годы много трудностей, неприятностей и противодействий от своих и от чужих, архиепископ Иосиф 26 февраля 1839 года подал прошение об увольнении на покой. Прошение это не было удовлетворено; кроме того, на него была возложена задача насаждения и утверждения Православия среди воссоединенной литовской паствы.
Вся последующая деятельность архиепископа Иосифа, по его словам, обязанного ответственностью перед воссоединенными и за воссоединенных, была посвящена устранению многих остатков латино-униатской старины, перевоспитанию духовенства на православно-русских началах, улучшению его быта, обновлению и украшению храмов и охранению православной паствы от усилившейся латино-польской пропаганды. Его деятельность не ограничивалась пределами образованной им Литовской епархии. Он заботился об укреплении Православия и в других воссоединенных епархиях. Много сил, опытности, умения и тактичности в обращении требовалось от архиепископа Иосифа в этот период. Побежденные противники не могли простить ему своего поражения, распускали о нем различные небылицы, подкапывались под него со всех сторон. Они даже покушались на его жизнь. Только его мудрость, остроумие и необычайная проницательность помогли ему достигнуть поставленной цели.
В 1842 году архиепископ Иосиф отправился в путешествие по святым русским местам. Он побывал в Новгороде, в Троице-Сергиевой лавре, Туле, Задонске, Воронеже, Курске и Киеве и получил большое утешение от виденных им древних русских святынь. По возвращении из путешествия, осенью 1842 года, архиепископ Иосиф был назначен членом комитета по делам о раскольниках и отступниках от Православия. Это назначение мало утешало архиепископа, и он 18 декабря 1842 года снова обратился с прошением об увольнении его на покой. Прошение это не было удовлетворено и на этот раз, а архиепископ Иосиф оставался на своем посту еще в течение двадцати пяти лет.
В 1842 году был осуществлен перевод Литовской кафедры из местечка Жировицы в Вильно, где было наибольшее засилие польских католиков. Поэтому архипастырю предстояла трудная задача среди такого враждебного окружения укреплять Православие как в Вильно, так и во всей епархии.
1 апреля 1847 года архиепископ Иосиф был назначен членом Святейшего Синода. Архипастырь продолжал с прежней энергией трудиться на благо своей паствы. С одинаковым участием он разделял ее радости и горести. Он радостно встречал каждый новый случай присоединения к Православию, ликовал при освящении восстановленных православных храмов, так как это были плоды его неустанного труда. Не оставлял архипастырь своей паствы и в трудностях. Он поддерживал в народе дух бодрости в период эпидемии холеры, в голодные годы организовал раздачу хлеба всем нуждавшимся, без различия вероисповедания.
Бедных он не забывал никогда. Когда предоставлялась возможность, архипастырь делал большие пожертвования в пользу неимущих.
В своей целенаправленной деятельности архиепископ Иосиф иногда не находил поддержки со стороны гражданской власти, что приводило его в уныние. Такой случай имел место в 1851 году, когда архиепископ Иосиф 30 октября снова подал прошение об увольнении на покой. И на этот раз прошение не было удовлетворено, так как он еще мог и должен был принести большую пользу Церкви, Отечеству, а также воссоединенному духовенству и пастве.
30 марта 1852 года архиепископ Иосиф был возведен в сан митрополита. Это высокое звание обязывало его к еще большему подвигу. Мудрый и заботливый архипастырь постепенно, но настойчиво уничтожал остатки латинства, уцелевшего среди воссоединенной паствы. Период времени с 1854 по 1861 годы был сравнительно спокойным в жизни митрополита Иосифа. Поэтому основное внимание в это время было направлено на благоустройство епархии и охранение паствы от непрекращавшейся латино-польской пропаганды. За это время было построено новое здание консистории (1854), осуществлена капитальная перестройка архиерейского дома (1856), обновлен иконостас пещерной церкви и начато строительство 36 небольших церквей, улучшено здание духовного училища, открыто 222 приходских училища с 2700 учениками и учреждено первое женское училище (1860). В 1856 году митрополит Иосиф при возвращении из Москвы простудился и получил сильный ревматизм. С этого времени болезнь не оставляла его, он несколько потерял свою легкость в движениях, «порою в нем чувствовалась какая-то медленность и усталость». 30 января 1858 года митрополит Иосиф был избран почетным членом Санкт-Петербургской Академии наук.
В августе 1859 года высокопреосвященный Иосиф был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, но вскоре из-за плохого состояния здоровья вынужден был уехать в Вильно.
Последние годы жизни митрополита были связаны с бурными событиями, возникшими на западе России. Недовольная происшедшими в Западном крае преобразованиями, латино-польская партия организовала в 1863 году второе польское восстание. Митрополит Иосиф, несмотря на усилившуюся в это время болезнь, не отлучался никуда из города, совершая богослужения в храмах, поддерживая дух бодрости и уверенности среди духовенства и всего народа. 1863 год был годом испытания для юной литовской паствы, и она, возглавляемая своим мудрым архипастырем, достойно выдержала это испытание и вышла победительницей. После усмирения мятежа много отрадного для митрополита Иосифа произошло в Западном крае, осуществились многие его предложения по преодолению унии. 1 января 1864 года стал издаваться на русском языке журнал «Виленский вестник», впервые открылась русская книжная торговля. Каждый день в местной печати сообщались сведения то о возрождении древних храмов, то о закладке и освящении новых, то об обращении костелов в православные храмы, то о возвращении целых приходов в Православие. Во всех этих делах принимал участие митрополит Иосиф. В 1867 году по его распоряжению в епархии была учреждена сорок одна церковная библиотека.
Но здоровье митрополита все ухудшалось. С 1867 года он сам почти не совершал богослужений, но все епархиальные дела находились под его строгим контролем, он был в курсе всех событий, ежедневно принимал у себя представителей епархиального и духовно-учебного ведомства, на всех делах секретарь писал резолюции под его диктовку. Несмотря на телесные немощи, митрополит Иосиф до последних дней жизни отличался бодростью духа и ясностью мысли. Но болезнь продолжала подтачивать его силы. 1869 год был последним годом жизни высокопреосвященного митрополита Иосифа. 21 ноября, за три дня до кончины, состояние его резко ухудшилось. В пятницу 22 ноября ему стало немного легче и он причастился Святых Таин. В ночь на субботу состояние его снова резко ухудшилось, но к утру опять стало легче, и он еще раз пожелал причаститься Святых Таин. После этого митрополит находился в спокойном состоянии. В 12 часов дня 23 ноября он просил позвать к себе своего викария преосвященного Иосифа, но до его прихода в первом часу дня тихо скончался.
Погребение митрополита Иосифа состоялось 29 ноября в пещерной церкви Виленских святых мучеников Виленского Свято-Духова монастыря в заранее приготовленном еще в 1849 году самим митрополитом склепе.
Охарактеризовав деятельность замечательного Литовского архипастыря как преобразователя Западнорусского края, следует отметить и его необыкновенные личные качества.
По своему уму, энергии и глубокому пониманию судеб русского народа митрополит Иосиф занимал выдающееся место среди своих знаменитых современников. «Величие духа Иосифа и его способность влиять на общество», по словам профессора М. О. Кояловича, сохранились и среди разных общественных невзгод, и среди тяжелых личных его недугов почти до последнего дня его жизни. По замечанию епископа Ковенского Иосифа (Дроздова, † 1881), близко знавшего митрополита, господствующим настроением его духа была самоуглубленность и молчаливость.
В обществе он всегда держался с достоинством. Его беседа отличалась простодушием и спокойствием, но так, что умное его казалось простым, а простое умным. Он не унижал никогда собеседника, а если ему самому что-то было непонятно, то он не стыдился сказать: «Вопрос нов для меня, подумаю». Он умел соединять светскую любезность с достоинством своего сана.
Чтение книг всегда было наиболее любимым занятием митрополита Иосифа. Он не жалел средств для приобретения в свою библиотеку выдающихся сочинений по богословию, истории, естественным наукам, а также лучших периодических изданий не только на русском, но и на иностранных языках. Большинство его книг частично при жизни, а остальные после кончины были переданы им в Литовскую духовную семинарию.
Из его личных записок видно, что он иногда в свободное время занимался землеведением, статистикой, географией. Часто в звездные ночи, сидя в Тринопольском саду, он любил надолго устремлять свой пытливый взор в небесные пространства, поражавшие его своей необъятностью.
Большое наслаждение доставляли высокопреосвященному Иосифу, обладавшему эстетическим вкусом, художественные произведения, особенно живопись. Больше всего ему нравились картины на библейские и церковно-исторические сюжеты.
Он увековечил память всех своих сподвижников в деле воссоединения униатов с Православием, приказав нарисовать их портреты масляными красками.
Митрополит Иосиф был большой знаток и любитель церковного пения, у него в епархии был превосходный певческий хор из учеников духовной семинарии и духовного училища.
Самым полезным и освежающим после умственной работы занятием служил для митрополита физический труд, которому он с увлечением предавался, переезжая на лето из шумного города в любимый им Тринополь. Митрополит Иосиф исключительно любил природу и простой сельский образ жизни. По словам самого преосвященного Иосифа, физический труд на свежем воздухе в Тринополе способствовал тому, что до шестидесяти лет он не был подвержен никаким болезням.
Таким образом, перед нами предстал величественный образ замечательного русского архипастыря, жизнь и деятельность которого составили целую эпоху в истории Западнорусского края.
Труды:
Виленский православный некрополь. – Вильна, 1892.
Исторический вестник. – СПб., 1893, май. – С. 536–537.
Сочинение о Православной Восточной Церкви. Записки: в 3 т. – СПб., 1883.
Литература:
Киприанович Г. Я. Жизнь Иосифа Семашко митрополита Литовского и Виленского, и воссоединение западнорусских униатов с православною исповедью в 1839 году. – 2-е изд. – Вильна, 1897.
Киприанович Г. Я. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский. Очерк его жизни и деятельности. – Вильна, 1894.
Иванов А. В. Высокопреосвященный Иосиф Семашко. – 1889.
Извеков Н. Д., протоиерей. Исторический очерк состояния Православной Церкви в Литовской епархии за время 1839–1889 гг. – М., 1899.
Рункевич С. Г. История Минской епископии (1793–1832). – СПб., 1893.
Рункевич С. Г. Краткий исторический очерк столетия Минской епархии. – Минск, 1893. – С. 60–63, 71, 74, 75, 78–81.
Егоров А. Иосиф Семашко, митрополит Литовский и Виленский. Платон Городецкий, митрополит Киевский и Галицкий. – Одесса, 1899.
Извеков Н. Д., протоиерей. Высокопреосвященный Иосиф (Семашко), митрополит Литовский и Виленский. – Вильна, 1889.
Ливанский И., протоиерей. Блаженной памяти святителя Божия Иосифа Семашко, митрополита Литовского и Виленского.
Едлинский М. Е., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 3-е изд. – СПб., 1903. – Т. 3. – С. 290–312.
Сушков Н. В. Воспоминание о митрополите Литовском и Виленском Иосифе и об уничтожении унии в Росии // Чтения в Московском обществе истории и древностей российских. – М., 1869. – Кн. 1. – С. 159–197.
Толстой М. В. Иосиф митрополит Литовский и воссоединение униатов с православной церковью в 1839 году // Журнал Министерства Народного просвещения. – СПб., 1869. – Т. 94, отд. 2. – С. 72–83; август. – С. 251–272; т. 95, сентябрь. – С. 1–23; октябрь. – С. 207–234.
Савва (Тихомиров), архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 3, 4, 6.
Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 294.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1404.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи; полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 61.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1883. – С. 135.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1013.
Тузов И. Л. (книжный магазин Петербург). Каталог духовных и других книг магазина Игнатия Лукьяновича Тузова: в 3 т. – СПб., 1905– 1915. – С. 84, 101, 116, 138.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 841.
Православный собеседник. – Казань, 1884, март-апрель. – С. 310–329.
–»– 1897, декабрь. – С. 708.
–»– 1915, май. – С. 156.
Русский паломник. – 1889, № 13. – С. 119; № 24. – С. 281.
–»– 1893, № 43. – С. 687; № 44. – С. 704.
–»– 1914, № 12. – С. 181–186.
Странник. – СПб., 1868, ч. 4. – С. 155–159 (соврем. хроника).
Литературные епархиальные ведомости. – 1894.
Труды Киевской духовной академии. – 1870, апрель. – С. 20.
Церковный вестник. – СПб., 1891, № 2. – С. 27; № 25. – С. 392; № 49. – С. 772.
–»– 1895, № 6. – С. 177–179; № 37. – С. 1182.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – СПб., 1889, № 17. – С. 456–463.
Журнал Московской Патриархии. – М., 1945, № 11. – С. 50.
–»– 1951, № 2. – С. 35–47; № 6. – С. 60–63.
–»– 1952, № 7. – С. 56.
Русская старина. – СПб., 1870–1918; 1870. – Т. 1. – С. 518.
–»– 1874, февраль. – С. 210.
–»– 1880, июль. – С. 95, 96, 116.
–»– 1881, июль. – С. 497.
–»– 1882, октябрь. – С. 340; ноябрь. – С. 341–342.
–»– 1883, июнь. – С. 592, 695–696; ноябрь. – С. 273; декабрь. – С. 692–693.
–»– 1886, июнь. – С. 710.
–»– 1888, июль. – С. 90.
–»– 1904, февраль. – С. 327; июль. – С. 123–124.
–»– 1910, август. – С. 240–245.
Самарские епархиальные ведомости. – 1869, № 1. – С. 4.
Христианское чтение. – СПб., 1868, ч. 2. – С. 915–926.
–»– 1869, январь. – С. 92–134.
–»– 1900, апрель. – С. 665.
–»– 1874, июль-сентябрь. – С. 931–932.
–»– 1881, сентябрь-декабрь. – С. 173–174.
–»– 1886, май. – С. 133–181, 417.
Православное обозрение. – М., 1864, январь. – С. 43–46; апрель. – С. 220–222; май. – С. 65; август. – С. 168–177.
–»– 1868, декабрь. – С. 151–166.
–»– 1870, март. – С. 66.
–»– 1881, январь. – С. 79.
Известия по Казанской епархии. – 1868, № 24. – С. 705–709.
–»– 1869, № 1. – С. 31.
–»– 1870, № 3. – С. 71–77; № 5. – С. 133–141; № 6. – С. 163–174.
Исторический вестник. – СПб., 1884, март. – С. 689, 690; апрель. – С. 236; ноябрь. – С. 356.
–»– 1886, январь. – С. 225.
–»– 1888, январь. – С. 2; февраль. – С. 495–496; декабрь. – С. 48.
–»– 1889, март. – С. 693–700; июль. – С. 187, 188; август. – С. 342,450.
–»– 1896, апрель. – С. 164, 180.
–»– 1905, апрель. – С. 101.
–»– 1908, сентябрь. – С. 894.
Филарет, архиепископ Черниговский // Русский архив. – М., 1887. – Кн. 3. – С. 236, 237.
Письма митрополита Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. – М., 1893. – Кн. 1. – С. 213.
Из дневников В. А. Муханова 1868 г. // Русский архив. – М., 1897. – Кн. 1. – С. 89.
Русский архив. – М., 1870, № 11. – С. 2023–2024.
–»– 1895. – Кн. 2, № 7. – С. 301.
–»– 1903. – Кн. 1, № 3. – С. 378, 379.
–»– 1910. – Кн. 1, № 3. – С. 403.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1906–1912. – Т. 11. – С. 580–697.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и Н. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911. – Т. 7. – С. 472–480.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г. – Т. 1. – С. 1116–1117; т. 2. – С. 1528, 2137.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 341–344.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 75.