Источник

Иоаким, патриарх Московский и всея Руси (Савелов)

Родился в 1620 году Происходил из рода московских дворян Савеловых. Дворянское происхождение заставило его в молодости поступить на военную службу, но эта деятельность была не по душе молодому Савелову, и на 35 году жизни (в 1655 году) он оставил воинское звание и вступил в число иноков Киево-Межигорского монастыря.

В 1657 году назначен патриархом Никоном строителем Новгородского Иверского монастыря. Вскоре, по ходатайству боярина Ртищева, переведен в Москву строителем Андреевского монастыря, а затем келарем Новоспасского монастыря.

С 1664 года – архимандрит Чудовского монастыря.

22 декабря 1672 года хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита.

26 июля 1674 года, после годового междупатриаршества, избран патриархом Московским.

В 1681 году дал грамоту о построении каменной церкви в честь иконы Божией Матери Владимирской в г. Арзамасе, вместо сгоревшей.

В 1685 году посвящал Гедеона, князя Четвертинского, в митрополита Киевского.

Скончался 17 марта 1690 года. Погребен в Московском Успенском соборе.

Самостоятельная деятельность Иоакима проявилась с 1673 года, с назначением его митрополитом Новгородским.

Первые его распоряжения касались внешней обрядности, на которую он вообще обращал большое внимание.

Он указал игуменам и протопопам, спорившим о местах, «кому под кем стоять и заседать», установил, кем должна собираться церковная дань, ввел представление сведений митрополиту о материальном положении причта и приходов.

В 1673 году посылал из Новгорода архимандрита Макария на увещевание взбунтовавшихся монахов Соловецкого монастыря.

Будучи избран на патриарший престол, Иоаким за все свои 16 лет патриаршества принимал деятельное участие в событиях религиозной и политической жизни Московского государства.

Основные его усилия были направлены на борьбу против новых веяний, проникавших в то время в русское общество, против стремлений сблизиться с иноземцами, против иностранного влияния, шедшего, главным образом, из Польши.

Представителями польско-латинской культуры в Москве были выходцы из южной России, особенно после присоединения Малороссии к Московскому государству. В Москве в тот период образовались две религиозно-политические партии – одна латинствующая, во главе которой стоял ученый монах, настоятель Заиконоспасского монастыря, Сильвестр Медведев, другая – ревнителей Православия, возглавляемая патриархом Иоакимом.

Для борьбы с польско-латинским направлением патриарх Иоаким испросил в 1685 году от восточных патриархов двух ученых греков, монахов братьев Лихудов, поставил их во главе «греческого» училища, основанного в Москве в 1679 году, и поручил им опровергать сочинения латинствующих. Но этим борьба не закончилась. По инициативе патриарха Иоакима созывался Собор, на котором Медведев был приговорен к строгому заключению. В дальнейшем передан гражданским властям, подвержен пыткам и казнен.

С чувством особой суровости и даже враждебности относился патриарх Иоаким к расколу. Строгость и суровость проявлял он и в отношении ко всей пастве.

С особой настойчивостью преследовал патриарх Иоаким патриарха Никона, низложенного с патриаршего престола. В 1676 году он перевел его в Кириллов монастырь под строжайший надзор.

Следует отметить, что патриарх Иоаким проявлял большую заботу о духовенстве. Он стремился поставить его в юридическую и материальную независимость от светской власти, выделить среди других сословий и доставить ему, по возможности, самостоятельность во внутреннем его управлении.

Оценивая деятельность патриарха Иоакима, можно сказать, что он не является личностью светлой и симпатичной; даже среди современников он выделялся своей нетерпимостью и суровым, подчас жестоким фанатизмом. В то же время он представляет из себя личность цельную, с твердым и непреклонным характером, с непоколебимой силой воли, с железной энергией и настойчивостью.

Труды: Увет духовный, или опровержение челобитной соловецких раскольников, поданной царю Алексею Михайловичу. – М., 1682; М., 1753; М., 1791.

Слово поучительное и благодарственное к Господу Богу за Его великую милость, яко благоволил чудесным Промыслом избавить Церковь Свою Святую от тоя отступников и злых наветников, чтенное всему священному чину. – М., 1682 и // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся: в 20 т. – 2-е изд. – М., 1788–1791, т. 15.

Литература: Боголюбский М. С., протоиерей. Московская иерархия. Патриархи. – М., 1895. – С. 31–45.

Смирнов П. А., протоиерей. Иоаким, патриарх Московский. – М., 1885.

Шляпкин И. Святитель Димитрий Ростовский и его время (1651–1709) // Записки Историко-филологического факультета императорского Санкт-Петербургского университета. – СПб., 1876–1918, 1891, т. 24.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 558–568, 574–591.

Скворцов Г. А. Патриарх Адриан: Его жизнь и труды в связи с состоянием Русской Церкви в последнее десятилетие XVII века. – Казань, 1913.

Сементовский H. М. Киев, его святыни, древности, достопамятности и сведения, необходимые для его почитателей и путешественников. – 6-е изд. – Киев и СПб., 1881. – С. 251.

Едлинский М. Е„ священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 2. – С. 116–135.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 468, 740–746, 775, 818–900, 905–928, 1046–1095, 1190.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1405, 1406.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 95, 427, 501.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 99.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 7, 37, 163.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12, 19.

Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 3.

Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, т. 32 (статья Мансветова И. «Как у нас правились книги» и др.) Материалы для истории раскола за первое время его существования: в 9 т. / Изд. Н. И. Субботин. – М., 1874–1895, т. 4.

Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит. Житие и завещание праведного Иоакима // Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся. – М., 1774. Т. 6. – С.111–139.

Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 6.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 576, 677, 671, 672.

Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – С. 508.

Сборник любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 311.

Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 38.

– 1867, ноябрь. – С. 193.

Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 42.

Русский паломник. – 1889, № 34. – С. 401–402; № 35. – С. 415–418.

Душеполезное чтение. – 1897, № 2. – С. 531.

Странник. – СПб., 1872, февраль. – С. 89.

Исторический вестник. – 1880, январь. – С. 21.

– 1881, март. – С. 548–549; ноябрь. – С. 665–668.

– 1885, октябрь. – С. 115.

– 1886. т. 25. – С. 589.

– 1890, октябрь. – С. 190.

– 1895, апрель. – С. 544.

– 1896, июль. – С. 82.

Православный собеседник. – Казань, 1873, июль. – С. 336.

Казанский митрополит Маркелл // Русский архив. – 1889, кн. 2. – С. 304.

Скворцов H., священник. Московский Кремль // Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 15–17.

Русский архив. – 1895, кн. 1, № 4. – С. 530–531.

– 1910, кн. 1. № 3. – С. 423, 425–427; кн. 3, № 9. – С. 8.

Журнал Московской Патриархии. – 1944, № 9. – С. 15.

– 1945, № 3. – С. 68; № 4. – С. 66; № 7. – С. 50.

– 1948, № 3. – С. 6.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 6. – С. 729–735.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 1078–1079.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М.. 1896–1913, т. 8. – С. 174–177.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle