Источник

Иоаким, святитель, епископ Новгородский (Корсунянин) († 1030, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых)

Первым Новгородским епископом был Иоаким Корсунянин. Название Корсунянина дано ему или потому, что он был родом из Корсуни – греческого города на Таврическом полуострове – или потому, может быть, что до прибытия в Россию он был епископом в Корсуни. В архиерейский сан он был возведен в Константинополе.

По просьбе великого князя Владимира Константинопольский патриарх Николай прислал в Россию несколько епископов, в числе которых был и Иоаким.

Он прибыл в Киев около 991 года и вскоре (в 992 году) отправился в Новгород. Год прибытия в Новгород у разных летописцев указан по-разному.

Но судя по тому, что Иоаким прибыл в Новгород с Киевским митрополитом Леоном, который вступил на Киевскую митрополию в 991 году, можно считать 992 год временем прибытия Иоакима в Новгород.

Митрополит Леон, оставляя Иоакима в Новгороде, поручил ему просветить святым крещением землю Новгородскую.

Ревностно приступил святитель к обращению новгородцев и апостольски нес свой великий труд. Мужество и благоразумие проявил он в своем трудном деле. Мужество его выразилось в том, что, несмотря на сопротивление язычников, не желавших разлучаться со своими идолами, святитель не устрашился ниспровергнуть в реку Волхов в присутствии всего народа главного идола Перуна, перед которым особенно благоговел Новгород, и истребить кумиры и требища языческие.

Однако этот акт был совершен святителем с большим благоразумием. К истреблению предметов суеверного почитания новгородцев он приступил не прежде, как по разъяснению людям их заблуждения. Большую осторожность употребил он в деле приведения новгородцев к христианству. Если гражданская власть по отношению к упорным язычникам употребляла строгость, а иногда и насилие, то епископ Иоаким действовал исключительно мерами кротости и благоразумия. Он сам лично и бывшие при нем священники ходили по торгам, улицам, учили людей сколько могли и объясняли заблуждающимся всю нелепость их служения бездушным истуканам.

Замечательным в облике святителя было то, что это был «муж образованный, хорошо знакомый даже со славянским наречием». Знание славянского языка очень много помогало ему. Проповедь архипастыря, исполненная силы и духа, имела благодатное действие. Сотни новгородцев приняли святое крещение и с радостью помогали святителю Иоакиму ниспровергать идолов.

Просветив христианством жителей Новгорода, святитель Иоаким для утверждения в вере новообращенных занялся сооружением для них храмов.

Им построены храмы: Софийский (в 992 году), Иоакима и Анны и обитель Перынь (в 995 году).

В деле укрепления христианства святитель большое значение придавал просвещению. С помощью ученика своего Ефрема он основал в Новгороде первую школу, куда великий князь Ярослав Мудрый повелел собрать около 300 детей у лучших граждан города и у священно-церковнослужителей. В этой школе под руководством Ефрема стали обучать детей славянской грамоте, истинам святой веры христианской и греческому языку. Все это делалось святителем Иоакимом с целью упрочить христианство в умах и сердцах новообращенных, довести их до полного убеждения путем грамотности, а также приготовить достойных служителей алтаря.

Более 38 лет управлял новгородскою паствою святитель Иоаким, и за это время язычество пало не только во всей Новгородской области, но и в прилегающих областях.

Скончался святитель Иоаким в 1030 году и был погребен в созданной им церкви святых праведных Иоакима и Анны.

12 октября 1699 года при митрополите Новгородском Иове обретены его мощи, которые затем перенесены в Новгородский Софийский собор. Память его совершается местно 10 февраля и 4 октября.

Литература: Тихомиров П. И., протоиерей. Кафедра новгородских святителей введения христианства в Новгороде до покорения его Московской державе. – Новгород, 1891, т. 1. – С. 9–18.

Тихомиров П. И., протоиерей. Сказание о Новгородской чудотворной иконе Знамение Божией Матери. – 3-е изд. – Новгород, 1902. – С. 92.

Толстой М. В. Святыни и древности Великого Новгорода. – М., 1862. – С. 7, 8, 35.

Голубинский E. Е. История Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1902–1904, т. 2-я половина тома. – С. 242, 272, 277, 574, 710.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 1. – С. 794.

Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 1. – С. 78.

Краснянский Г., священник. Месяцеслов (святых). Новгородские святые угодники Божии, открытые и под спудом почивающие... – Новгород, 1876. – С. 39–41.

Филарет (Гумилевский), архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, т. 1. – С. 173–177.

Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых / Сост. Д. А. Эристов, М. Л. Яковлев. – СПб., 1862. – С. 118, 119.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 67.

Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской Церкви. – СПб., 1827, т. 1. – С. 220–226.

Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 109, 137, 157, пр. 5. – С. 157–158.

Сенигов И. П. Историко-критические исследования о новгородских летописях и о Российской истории В. Н. Татищева. – М., 1887.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 15, 16.

Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 241.

Ратшин А. Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России. – М., 1852. – С. 410, 412, 413.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 33.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 17.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 179.

Русский провинциальный некрополь. [Шереметевский В. В.]. – М., 1914, т. 1. – С. 350.

Новгородские летописи по изд. 1789. – С. 272, 277, 574, 710.

Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, 1881, кн. 4.

Журнал министерства народного просвещения. – СПб., 1883, № 10 (ст. Линиченко).

Новгородский месяцеслов с краткими жизнеописаниям и святых угодников. [Усинин А.А.]. – СПб., 1882. – С. 39–41.

Исторический разговор о древностях Новгорода. – С. 31–32.

Исторический вестник. – 1884, сентябрь. – С. 685.

Журнал Московской Патриархии. – 1959, № 10. – С. 8.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 6. – С. 727, 728.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 1077.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.: М., 1896–1913, т. 8. – С. 174.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle