Источник

Иаков, архиепископ Нижегородский и Арзамасский (Вечерков Иосиф Иванович)

Родился 4 апреля 1792 года в семье диакона слободы Серебрянски Новооскольского уезда Курской губернии.

В 1814 году окончил Белгородскую духовную семинарию.

В 1816 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1819 году со степенью магистра.

22 августа того же года пострижен в монашество в Александро-Невской лавре, рукоположен во иеромонаха и назначен инспектором Орловской духовной семинарии.

В том же году 10 сентября назначен ректором Севских духовных училищ.

С 1822 года – ректор Орловской духовной семинарии.

С 20 августа 1823 года – ректор Екатеринославской духовной семинарии.

4 октября 1827 года назначен настоятелем Бизюкова монастыря и 1 ноября того же года возведен в сан архимандрита.

27 марта 1832 года в Санкт-Петербургском Казанском соборе митрополитами Серафимом, Филаретом и другими иерархами хиротонисан во епископа Саратовского и Царицынского.

С 13 января 1847 года – епископ Нижегородский и Арзамасский.

3 апреля 1849 года возведен в сан архиепископа; 19 ноября того же года вызван в Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. Здесь он заболел горловой чахоткой и 20 мая 1850 года скончался.

Погребен в Александро-Невской лавре (в Феодоровской церкви).

Архиепископ Иаков – замечательная, выдающаяся личность. Он был пламенный учитель веры и ревностный борец против раскола, неуклонный и точный исполнитель всех церковных постановлений, неустанный горячий молитвенник, великий постник и подвижник.

С юных лет он очень любил природу.

От созерцания красот видимого мира возносился умом и сердцем к созерцанию красоты небесной.

В годы преподавательской деятельности в свободное от занятий время занимался археологией и историей.

Все, что казалось ему важным и в личной жизни, и в общественной, он записывал в особую тетрадь, которую вел в виде дневника.

В период архипастырской деятельности преосвященный Иаков много потрудился в борьбе с расколом. Занимался в это время и миссионерской деятельностью.

В борьбе с раскольниками он избрал свой метод, собирал и тщательно изучал все старинные книги и записи, и делал с них снимки с целью поразить ревнителей мнимой старины их же оружием. Во время частых поездок по епархии святитель посещал самые отдаленные, укрывающиеся в лесах раскольничьи скиты, ласково убеждал обитавших в них (скитах) старцев и стариц обратиться в лоно Православной Церкви. Своими архипастырскими убеждениями и примером личной жизни за 15 лет служения в Саратовской епархии преосвященный Иаков возвратил в лоно Православия 18 300 раскольников. Больших успехов добился он и в Нижегородской епархии.

Раскольники глубоко уважали святителя за его кротость и благочестие и не раз говорили ему: «Владыко святый! Вот если бы такими, как ты, были все священники, то мы бы чтили и уважали их». Митрополит Московский Филарет говорил: «добрые раскольники Саратовской и Нижегородской епархий все были бы в пастве преосвященного Иакова, если бы он долее пожил».

В деле обращения инородцев преосвященный Иаков также достиг значительных успехов. В его святительство было крещено в Саратовской губернии около тысячи калмыков и столько же евреев.

Преосвященный Иаков был и замечательный проповедник. Слова и речи его отличались простотой, задушевностью, искренностью, особой назидательностью и доступностью людям образованным и необразованным.

Много внимания уделял преосвященный образованию юношества. Им было открыто несколько городских и уездных духовных училищ. Предметом особых забот и попечений архиепископа Иакова были воспитанники семинарии, как будущие пастыри и учители церкви Христовой. Святитель внушал им с особенным усердием изучать Священное Писание. «Помните, – говорил он юношам, – вы готовитесь быть светом миру, – миру родному, русскому, который еще доселе ходит во тьме и ждет просвещения от своих пастырей». Владыка желал, чтобы у воспитанников семинарии развивалась способность к проповедованию слова Божия.

Немало заботился преосвященный Иаков и о сооружении храмов. По его благословению в обеих епархиях построены сотни храмов и молитвенных домов. Под его непосредственным руководством была устроена трехпрестольная церковь в Саратове под кафедральным собором и такая же церковь – под Нижегородским кафедральным собором. Принимал активное участие в благоустройстве Нижегородского Печерского монастыря.

С любовью и состраданием относился святитель к бедным, больным и заключенным в темницах. Он посещал больницы, тюрьмы, раздавал нуждавшимся щедрую милостыню, иногда сам оставаясь без копейки.

В личной жизни преосвященный Иаков соблюдал строгое воздержание и пост. О посте он, по собственному опыту, так рассуждал: «Пост есть хлеб души, вначале сей хлеб кажется горьким, но впоследствии делается весьма сладким и благотворным. Хлеб сей дает силы, крепость и веселие душе. Душа со смирением и благодарением ко Господу, насытившись сим хлебом, обрадованная, входит в сообщество с ангелами, с Самим Богом, охотно, свободно воспевает внутреннюю молитву и, как веселая птица, реет по таинственному вертограду Господню».

Во время совершения Божественной литургии святителя охватывало чувство особенного смирения и благоговения.

Он говорил, что «где нет смирения, там литургия для литургисающего во грех, а не во спасение».

Как в Саратове, так и в Нижнем Новгороде все от мала до велика любили и почитали своего доброго архипастыря и приходили к нему за советом и благословением.

Усиленные труды надломили здоровье преосвященного Иакова. Он уже чувствовал приближение кончины и благодарил Бога, надеясь найти «по ту сторону гроба более жизни, более спокойствия, более радости, нежели находил по сию сторону могилы».

Когда по приезде в Петербург его болезнь усилилась, святитель укреплял себя частым причащением Тела и Крови Христовой. Не имея сил стоять на ногах, он молился на коленях или лежал ниц на ковре, вознося сердечные молитвы к Богу.

Перед самой кончиной святитель причастился Святых Таин, соборовался елеем, со слезами просил у всех прощения.

Обратив очи на висевшее перед ним Распятие и со словами: «Господи, помилуй», он испустил дух.

Труды: По струнам сердца: слова и речи в 5-ти книгах. – СПб., 1903.

Слова и речи: в 4 ч. – М., 1853.

Увещание к молоканам. – 1839.

Статистическое описание Саратовской епархии. – 1839.

Исторический очерк Саратовского края. – 1848.

Обеглопоповской секте в Саратовской епархии.

Исследование о месте Сарая, столицы Кипчаковской орды.

Состояние Православной Церкви в Кипчаковской орде.

Путевые заметки о г. Петровске // Записки Казанского университета за 1842 – 1843 гг.

Церковная археология (в рукописи).

Литература: Никанор (Бровкович), архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 23–27, 213.

И горев А. Воспоминание о преосвященном Иакове.

Лебедев П. Воспоминание о преосвященном Иакове.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. История нижегородской иерархии, содержащая в себе сказания о Нижегородских иерархах с 1672 по 1850 год. – СПб., 1857. – С. 246, 247.

Погожев E. Н. (Поселянин E.). Русские праведники последних веков: в 7 т. (1–3; 5–8 ). – Пг., 1917, т. 6. – С. 364–379.

Воскресенский. Многоскорбный ученик преподобного Серафима, игумена Павло-Обнорского монастыря, Иоасаф в схиме Серафим. – Вологда, 1914. – С. 76.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 600, 607, 1023.

Архангелов С. А., протоиерей. Наше пастырство (памяти протоиерея Розанова Н. И.). – СПб., 1913. – С. 10.

Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 176–178.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1406, 1412.

Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 274.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 58, 73.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 807.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 274.

Жизнь преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского. – СПб., 1857.

Макарий (Миролюбов), архимандрит. Преосвященный Иаков, архиепископ Нижегородский. – М., 1857.

Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 213, 243.

Саратовские епархиальные ведомости. – 1872, № 16.

Собрание мнений и отзывов Филарета, митрополита Московского и Коломенского, по учебным и церковно-государственным вопросам: в 5 т. / Изд. под ред. преосвященного Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского. – СПб., 1885–1888, т.З. – С. 239 и прим. 2; т.5. – С. 195, п. 5 и прим. 3. – С. 639–640; том. доп. – С. 618, пр. 1.

Масанов И. Ф. Словарь псевдонимов русских писателей, ученых и общественных деятелей: в 4 т. – М., 1956–1960, т. 3, 1958. – С. 16 (Ред.).

Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. – СПб., 1912–1913, т. 2. – С. 281.

Путешествие по святым местам русским: в 2 ч. – М., 1846, ч. 2 (черты характера и быта). – С. 78–79, 80–86, 88–94.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, май. – С. 179–185; доп. 1, май. – С. 818–823.

Саратовские губернские ведомости. – 1842, № 31 (О рукоприкладстве).

Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1892, № 5. – С. 180.

– 1901, № 21. – С. 725–731.

– 1903, № 45. – С. 1739–1741.

Православный собеседник. – Казань, 1858, февраль. – С. 180.

– 1901, март. – С. 24 (отчет).

– 1915, январь. – С. 16.

Русский паломник. – 1889, № 27. – С. 327.

– 1905, № 34. – С. 526–527.

Церковный вестник. – 1904, № 6. – С. 184.

Христианское чтение. – СПб., 1872, июнь. – С.183–229.

Русская старина. – 1879, т. 26. – С. 443, 456.

– 1880, июль. – С. 606–607, 688.

– 1881, апрель. – С. 781.

– 1882, июнь. – С. 29.

Исторический вестник. – 1884, октябрь. – С. 28, 66, 67, 70; ноябрь. – С. 301.

– 1885, февраль. – С. 467; декабрь. – С. 34.

– 1890, ноябрь. – С. 492, 502.

Из бумаг митрополита Иннокентия // Русский архив. – 1889, кн. 2. – С. 146.

Два письма архимандрита Виталия Щепетова к архимандриту Филадельфу Пузыне // Русский архив. – 1898, кн. 1. – С. 299–300.

Русский архив. – 1904, кн. 2, № 8. – С. 606.

– 1910, кн. 2. № 8. – С. 605–606.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 4. – С. 69.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб.. 1900–1911, т. 6. – С. 151–152.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 1. – С. 1010; т. 2.1 6 3 4, 2004.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М.. 1896–1913, т. 8. – С. 158–159.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle