Евгений, архиепископ Ярославский и Ростовский (Казанцев Андрей Евфимович)
Родился 30 июня 1778 года в селе Белницыне Владимирской губернии в семье священника.
В 1791 году поступил в Троицкую духовную семинарию.
В 1800 году по окончании семинарии определен учителем грамматики Вифанской духовной семинарии, а с 1803 года – учителем риторики и библиотекарем.
В этот период времени перед ним встал вопрос о выборе дальнейшего пути. Одни предлагали ему замечательную светскую карьеру, другие выгодную женитьбу, а митрополит Платон (Левшин) убеждал принять монашество.
Андрей принял совет митрополита, и 16 декабря 1804 года в Троице-Сергиевой лавре он был пострижен в монашество с именем Евгений; 25 декабря митрополит Платон рукоположил его во иеродиакона, а 6 января 1806 года – во иеромонаха. Отец Евгений продолжал с любовью трудиться в Вифанской духовной семинарии в должности преподавателя философии и префекта семинарии. Он зарекомендовал себя наставником внимательным, откровенным, не терпящим доносов и наушничества. Его боялись, но и любили.
Жизнь и деятельность иеромонаха Евгения в Вифании проходила под руководством митрополита Платона, который уважал и любил его как сына и такое отношение к нему сохранил до конца жизни.
В 1809 году отец Евгений был назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором философских наук. В Петербурге его посетила мать, которую он очень любил и говорил о ней с большой теплотою.
В 1810 году, по ходатайству митрополита Платона, иеромонах Евгений назначен ректором Троицкой духовной семинарии; 5 июля того же года возведен во игумена Угрешского монастыря, а 6 августа – во архимандрита Дмитровского Борисоглебского монастыря.
С 19 августа 1811 года – архимандрит Можайского Лужецкого монастыря.
В 1814 году архимандрит Евгений был назначен ректором Московской духовной семинарии, профессором богословия и архимандритом Московского Заиконоспасского монастыря.
30 июля 1817 года архимандрит Евгений переведен в Московский Донской монастырь с увольнением от должности ректора семинарии и профессора богословия.
В это же время назначен членом Московской синодальной конторы.
14 июля 1818 года архимандрит Евгений в Успенском соборе был хиротонисан во епископа Курского и Белгородского.
Хиротонию совершали архиепископ Московский и Коломенский Августин (Виноградский) совместно с епископом Ионою (Василевским) и архиепископами Пафнутием и Досифеем.
Прибыв в свою епархию, владыка Евгений энергично принялся за дело. В это время в Белгороде было создано отделение Библейского общества.
Преосвященный Евгений поддержал его начинание и был активным участником в деятельности этого общества.
Большое внимание обратил преосвященный Евгений на образование духовенства, на благоустройство духовной семинарии. При назначении на места он всегда предпочитал ученых.
Почти каждое богослужение (а они были очень частые) епископ Евгений сопровождал проповедью.
Преосвященный часто приглашал к себе для беседы наставников и начальников и подолгу беседовал с ними, поучал их и одновременно знакомился с нравственными особенностями своих подчиненных. Последние проникались к нему доверием и любовью и в любое время шли к нему со своими нуждами и вопросами. Характерно, что во всех местах служения епископа Евгения при первом знакомстве считали строгим и жестоким. Это объясняется тем, что он отличался излишней горячностью и вспыльчивостью. Но его вспыльчивость через несколько минут утихала, и он всегда удовлетворял приходящего, если только мог удовлетворить без нарушения правды. Таким образом, возникавшее первоначально о нем отрицательное мнение с течением времени менялось на обратное.
Преосвященный Евгений уделял большое внимание личному обозрению епархии и знакомству с паствой.
Не было ни одной сельской церкви, которую бы он лично не посетил.
19 февраля 1822 года епископ Евгений был возведен в сан архиепископа и назначен во Псков.
Ознакомившись с состоянием дел во Пскове, преосвященный Евгений в следующем же году предпринял поездку по епархии.
Здесь, как в Белгороде, преосвященный заботился о благоустройстве семинарии. Он добился получения значительной суммы денег и расширил помещение семинарии.
По-прежнему почти при каждом богослужении говорил поучения. Более 100 поучений, записанных собственноручно, он оставил семинарской библиотеке.
Преосвященный Евгений очень любил петь. Хотя голос у него был слабый, не хоровой, но приятный, и он часто пел один, когда служил всенощную в домовой церкви.
Псковскою епархией он управлял около 4-х лет.
30 сентября 1825 года, по личному прошению, архиепископ Евгений был назначен на Тобольскую кафедру. Прошение преосвященного о переводе в далекую Сибирь было вызвано тем, что ему было три сновидения подряд, в которых сначала его мать, затем отец и, наконец, митрополит Платон настойчиво указывали ему о необходимости просить перемещения в другую епархию, а митрополит Платон указал именно Тобольскую. И преосвященный Евгений послушался.
В Тобольск он прибыл 30 декабря на закате солнца, а на следующий день, 1 января 1826 года, служил первую литургию и произнес слово на Новый год.
Затем занялся общим обзором состояния епархиальных дел. Его поразил беспорядок, существовавший в консистории. До 2-х тысяч писем лежало нераспечатанными.
Преосвященный настойчиво взялся за наведение порядка и добился успеха.
Затем занялся благоустройством семинарии. Так как образованного духовенства не хватало, то семинария стала предметом особой заботы преосвященного Евгения.
В Тобольской епархии проживало много инородцев. Это вызывало большое беспокойство у преосвященного Евгения. Он выразил Святейшему Синоду свое желание лично заняться миссионерской деятельностью, а именно: на 5–6 лет хотел оставить епархию и поселиться среди неправославных племен остяков, вогуличей и др., изучить их язык и подготовить из их среды пастырей. Синод отклонил его желание. Однако владыка Евгений добился учреждения миссии в своей епархии.
В Тобольске он восстановил и освятил кафедральный собор.
В 1828 году преосвященный Евгений, по предписанию Святейшего Синода, обозревал свою епархию. В два приема он побывал во всех отдаленных уголках епархии, кроме Березовского края. Путешествие было очень продолжительное. Первое продолжалось с 18 мая по 7 июля. За это время он проехал около 2 000 верст. Второе – с 1 августа по 1 октября – около 4 000 верст.
Надо отметить, что во избежание нареканий преосвященный приказал все возможное для питания свиты взять с собой, а приношения от жителей принимать только за деньги. Он даже отказывался от званых обедов, чтобы не быть никому и ничем обязанным.
В этом путешествии преосвященный Евгений, по его выражению, «работал без отдыху, до упаду, но приехал здоров».
В следующем 1829 году архипастырь завершал обозрение епархии посещением Березовского края. Это путешествие оказалось наиболее опасным.
Совершалось оно по воде, и однажды путешественники едва не погибли от сильной бури. Только усердная молитва преосвященного Евгения спасла их. В другой раз преосвященный, идя берегом реки, чуть не попал в охотничью ловушку для оленя. Уже в 5–6 шагах от того места его остановил один из иноверцев. Об этом случае (как Господь сохранил ему жизнь) преосвященный вспоминал всегда.
Результаты обзора епархии владыка Евгений подробно изложил Святейшему Синоду.
Он очень болезновал об отсталости новокрещенных своей епархии и был несказанно рад приезду первого представителя миссии архимандрита Макария.
Архипастырь радовался всему, что способствовало утверждению христианской веры.
1 августа 1831 года архиепископ Евгений переведен на Рязанскую кафедру.
Направление деятельности преосвященного в Рязани было то же, что и в Тобольске. В этот период он был членом комиссии по обследованию чудес от гроба святителя Митрофана Воронежского.
Но здоровье преосвященного было уже значительно подорвано, особенно плохо было со зрением. Поэтому он не раз уже в неофициальных письмах заговаривал о покое. По этому вопросу он вел переписку с митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), советы и наставления которого очень ценил. Митрополит Филарет, в свою очередь, со вниманием относился к архиепископу Евгению, искал с ним встречи и приглашал его в Москву на консультацию к своему врачу. Преосвященный Евгений не решался ехать. Однако ехать ему пришлось совершенно неожиданно.
8 мая 1837 года последовал перевод его в Ярославль. Переезд в Ярославскую епархию совершался через Москву.
Сразу же по приезде в Москву архиепископ Евгений отправился к митрополиту Филарету. С большой радостью встретились два святителя и несколько дней провели во взаимно полезных беседах. И в дальнейшем они поддерживали между собою постоянную связь путем переписки. Митрополит Филарет своими советами и наставлениями помогал владыке Евгению перенести те искушения, которые встретили его в Ростовской епархии.
Несмотря на значительную потерю зрения, преосвященный Евгений не оставлял епархиальных дел. Он обозревал епархию, вел борьбу с раскольниками, посещал семинарские экзамены и совершал церковные торжества.
В 1849 году, чувствуя всеобщее изнеможение сил, преосвященный Евгений подал в Святейший Синод прошение об увольнении на покой, на которое не получил никакого ответа. Он написал вторично, но вместо удовлетворения просьбы получил награду.
Это и радовало его и огорчало тем, что не хотят уважить его просьбы.
В 1853 году он снова, но уже более решительно, попросился на покой. Синод согласился.
16 декабря 1853 года преосвященный Евгений был уволен на покой в Московский Донской монастырь (по его желанию).
Долго убеждали и просили его принять на себя управление монастырем.
Старец отказывался. И лишь только убеждения митрополита Московского Филарета и Святейшего Синода заставили его согласиться. Причем он желал было отказаться от всех доходов, причитавшихся ему по праву настоятеля.
Однако митрополит Филарет убедил его не делать этого. Преосвященный согласился, но все средства направил на благоустройство монастыря.
В монастыре он также неутомимо трудился, но большую часть времени уделял молитве и уединению.
В 1858 году преосвященный совершенно ослеп, но не поддался унынию.
В течение 10 лет он никогда ни одним словом не выразил не только жалобы, но и скуки.
В 1868 году ему исполнилось 90 лет и 50 лет служения в архиерейском сане.
В день своего Ангела (30 июня) он совершил последнее богослужение вместе со святителями Иннокентием и Петром. После этого преосвященный Евгений уже не служил.
27 июля 1871 года он почил о Господе.
Погребен в храме Донской иконы Божией Матери.
Преосвященный Евгений зарекомендовал себя пастырем бескорыстным, правдивым, беспристрастным, попечительным о вверенном ему духовенстве, бережливым, милосердным.
Эти черты прошли красной нитью через всю его жизнь.
Труды: Все перечисленные ниже труды напечатаны в книге протоиерея Благовещенского И.А. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк). – М., 1875. – 2 ч.
Духовное завещание.
Письма архиепископа Евгения к архиепископу Гавриилу (Городкову).
Письма архиепископа Евгения к архиепископу Кириллу (Богословскому-Платонову).
Приветственные стихи архиепископа Евгения митрополиту Платону.
Слово и речи при погребении митрополита Платона.
Речь при открытии Перервинской семинарии.
Наставление новопостриженному монаху.
Письма к одному родственнику.
Литература: Благовещенский И. А., протоиерей. Архиепископ Евгений Казанцев (биографический очерк). – М., 1875.
Никифор, иеромонах. Сборник для любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 347–348;677–681.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 226.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 157, 161, 181, 204, 208, 319, 335, 382, 417, 635.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 226.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи; полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 393.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404, 1410, 1411, 1415, 1418.
Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 19.
Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 38, 42, 135.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 24, 36, 51, 54, 57.
Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 205, 257.
Сборник, изданный по случаю 100-летия Вифанской духовной семинарии (1800–1900). – Сергиев Посад, 1900.
Православное обозрение. – 1864, май. – С. 56.
– 1868, март. – С. 136; июль. – С. 80.
– 1873, январь. – С. 65, 66.
Известия по Казанской епархии. – 1869, № 4. – С. 98.
– 1870, № 3. – С. 71.
– 1871, № 19. – С. 603.
– 1872, № 5. – С. 130.
– 1873, № 16. – С. 493.
Странник. – СПб., 1872, апрель. – С. 3; май. – С. 97; июнь. – С. 181.
Душеполезное чтение. – 1871, август.
Церковный вестник. – № 25. – С. 395.
Русская старина. – 1874, январь. – С. 31.
– 1881, июнь. – С. 193.
– 1883, июнь. – С. 559.
– 1885, октябрь. – С. 159.
– 1886, март. – С. 589, 591–592.
Православный собеседник. – Казань, 1901, апрель. – С. 51.
– 1911, март. – С. 87; апрель. – С. 115.
Исторический вестник. – 1889, август. – С. 445–446.
Русский архив. – 1903, кн. 1, № 2. – С. 229; кн. 2, № 5. – С. 87; № 6. – С. 233.
– 1904, кн. 1. № 1. – С. 60; № 3. – С. 455, 458, 460, 464, 589; кн. 2, № 5. – С. 39, 41–47, 49, 50–51, 56, 58; № 6. – С. 229, 234, 236; № 7. – С. 428, 431, 440, 444; № 8. – С. 559, 566, 572; кн. 3, № 9. – С. 63, 65; № 11. – С. 204, 209, 214–219, 222, 384, 3 85, 393.
– 1905, кн. 1, № 1. – С. 114, 116.
Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 7. – С. 50.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г.. т. 2. – С. 1502, 1936. 197 4. 2168, 2404.