Евгений, архиепископ Славянский и Херсонский (Булгарис)
Родился 21 августа 1715 года на острове Корфу в огречившейся болгарской семье и наречен был Елевферием (свободный – греч.), в память освобождения острова от турок.
В 1739 году принял монашество. В сане иеродиакона состоял катехизатором и проповедником греческой церкви Георгия Победоносца в Венеции.
В конце 1742 года был определен ректором гимназии в город Янину. 10 лет обучал юношество философским, математическим и богословским наукам.
В 1753 году Константинопольским патриархом Кириллом был вызван в Константинополь и определен ректором и главным наставником школ, состоящих при Афонской Ватопедской лавре. Впоследствии был назначен ректором патриаршей гимназии в Константинополе с титулом вселенского дидаскала, или учителя и начальника философствующих.
В 1763 году уехал в Германию, где надеялся найти лучших ценителей своих научных знаний. Некоторое время жил в Лейпциге, ездил в города Галле и Геттинген, посещая лекции в университетах и общаясь с учеными.
В 1767 году, когда императрицей Екатериной II был издан Наказ Комиссии о сочинении Проекта нового Уложения, то Евгений перевел его с французского языка на греческий и перевод свой посвятил августейшей сочинительнице, с изъявлением своего желания быть в ее подданстве. Прусский король Фридрих Великий, лично знавший Евгения, рекомендовал его Екатерине И.
В 1771 году он прибыл в Санкт-Петербург, и с самого приезда императрица определила ему по 1500 рублей ежегодного жалованья и притом часто удостаивала его благосклонного приема и собеседования.
30 августа 1775 года по Указу императрицы Екатерины II Евгений был посвящен в сан иеромонаха, а 9 сентября Святейшему Синоду был дан Указ об учреждении в Новороссийской и Азовской губерниях новой епархии, под названием Славянской и Херсонской.
В Указе говорилось: «По случаю переселившихся в тот край иноплеменников, не знающих русского языка, исповедующих однакож православную греческую веру, посвятить в архиепископа грека иеромонаха Евгения, яко мужа, высотою разума, благочестием и всеми добродетелями для упасения стада Христова отлично одаренного».
1 октября 1775 года в присутствии самой императрицы иеромонах Евгений был хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию.
С 1776 года – почетный член Санкт-Петербургской Академии наук.
В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре.
В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге.
С 1801 года архиепископ Евгений находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен был в Феодоровской церкви лавры.
Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов.
Труды: Православное исповедание, или изложение веры Православной Апостольской Церкви. – Амстердам, 1765.
Описание жизни блаженного Феодорита, епископa Киррского. – Галле, 1768.
Курс богословия.
Логика, из древних и новейших собранная. – Лейпциг, 1766.
Метафизика (греч.). – Венеция, 1805.
Первое столетие по воплощении Христа Спасителя.
Церковная История первого Христианского века (греч.). – Лейпциг, 1806.
Размышления, или примечания на пять книг Моисеевых, под названием Боголюбивое глумление (греч.): в 2 т. – Вена, 1801.
Трактат о Системе всего сущаго. Астрономического содержания. – Вена, 1806.
О приливах и отливах.
Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства.
Мольба греческого народа ко всей христианской Европе.
О музыке (греч.), соч. в 1775 (рукопись).
Храм Славы. Поэма Г. Дела Тиерса, переведенная с французского на греческий язык. – СПб., 1772.
Переводы Виргилия: Оды на поражение оттоманов Екатериной II.
Окружное послание к сербским христианам.
О том, что такое рай и ад? Послание к Петру Клеркию (Кларку).
Переводы: с латинского на греческий: Адам Зерников. Богословские трактаты о происхождении Святого Духа: в 2 т. – СПб., 1797.
Феофан (Прокопович). История спора об происхождении Святого Духа. – Лейпциг, 1784.
Гавриил, митрополит. О служении и чиноположениях Греко-российской Церкви. – СПб., 1799.
с французского на греческий: Клерций П. (Петр Кларк). Всенародный суд, которым пред лицем Всемирной Церкви обличаются папа римский и папский двор, как разрушители Церкви и всего закона Божественного и человеческого.
Литература: Авторский А. П. Состояние православного восточного монашества со времени завоевания Константинополя турками (1453). – Казань, 1919. – С. 359–361.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896. № 139.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, № 139.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1400.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 487.
Записки русского инока-афонца // Душеполезный собеседник. – 1891, в. 12. – С. 376.
Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 35, 36.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 734.
Петербургский некрополь. Сост. Сайтов В. И.: в 4 т. – СПб., 1912–1913, т. 2. – С. 111.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 65.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 676.
Русская старина. – 1874, март. – С. 526.
– 1876, февраль. – С. 267.
– 1880, январь. – С. 125.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 5. – С. 355; Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г.. т. 1. – С. 816, 851.