Евгений, архиепископ Псковский и Порховский (Бажанов Александр)
Родился в 1784 году в селе Заглухине Тульской губернии в семье причетника.
Обучался в Тульской духовной семинарии, затем в Московской славяно-греко-латинской академии, которую окончил в 1811 году.
По окончании академии, 16 сентября 1811 года назначен учителем Тульской духовной семинарии.
1 сентября 1818 года перемещен в Казанскую духовную семинарию.
16 февраля 1819 года пострижен в монашество, 19 февраля рукоположен во иеродиакона; 22 февраля – во иеромонаха.
6 апреля того же года возведен в сан игумена Седмиезерной Вознесенской пустыни, а 20 июля возведен в сан архимандрита Симбирского Покровского монастыря.
14 августа 1819 года назначен ректором Тобольской духовной семинарии, а 22 августа – настоятелем Тобольского Знаменского монастыря.
С 15 сентября 1824 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря.
11 июня 1829 года хиротонисан во епископа Тамбовского.
17 февраля 1832 года – епископ Минский и Гродненский.
1 сентября 1834 года возведен в сан архиепископа с назначением Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии и членом Святейшего Синода.
С 12 ноября 1844 года – архиепископ Астраханский.
С 15 апреля 1856 года – архиепископ Псковский и Порховский.
Скончался 6 июля 1862 года.
Вот как описывают преосвященного Евгения его современники.
Евгений Бажанов, назначенный епископом Тамбовским, был человек еще молодой, строгий, крайне ретивый при исполнении своих обязанностей и надменный по отношению к духовенству.
Он обыкновенно ездил по городу на шестерике, причем кучер и форейтор всегда бывали в треуголках.
Собой он был очень видный, с черной большой бородой.
Епархиальные беспорядки вызывали в нем крайнее негодование. Чувство этого негодования и определило потом весь характер суровой деятельности по отношению к тамбовскому духовенству.
Поездки епископа по епархии были истинной бедой для всех тамбовских священно и церковнослужителей, потому что все виновные неизбежно подвергались разным наказаниям. А наказания тогда были жестокие. Священников наказывали при консистории рогатками и колодками, иногда в течение нескольких недель. В случае особенной виновности духовных лиц епископ подвергал их лишению сана. Причем так называемое расстрижение совершалось с церемонией. Приговоренного к лишению сана монахи приводили в церковь и там в последний раз облачали.
Облаченный священнослужитель входил в алтарь, прикладывался к престолу и делал перед ним три поклона.
По выходе из алтаря молился на все четыре стороны. После этого прощания со святыней монахи вели его в облачении в консисторию, где член консистории читал ему синодскую конфирмацию, а потом консисторский сторож (пристав) ножницами стриг ему волосы на голове и на бороде. В заключение подсудимого вели в канцелярию консистории, где брали с него подписку в том, что он не будет именоваться священником или диаконом.
Эта церемония, совершавшаяся в присутствии народа, производила всегда на ее виновника самое тяжелое впечатление.
Один из тамбовских священников, приговоренный к расстрижению, даже повесился в консисторском карцере в ожидании церемонии расстрижения.
Несмотря на суровость, епископ Евгений к своим любимцам бывал очень снисходителен. Есть местное предание о том, что одного ученика семинарии (Троицкого) он допустил в философский класс только за то, что тот был отличным хлебопеком.
Время епископства преосвященного Евгения было самым тяжелым и грозным временем для тамбовского духовенства. В это время отдана была в солдаты огромная масса (в несколько сот человек) дьяков, пономарей, церковников и учеников семинарий, даже из последних классов.
Труды: Слово в Новый год, говоренное синодальным членом, преосвященным Евгением, архиепископом Астраханским // Христианское чтение. – 1850, кн. 1. – С. 1–11; 1851, кн. 1. – С. 3–5.
Слово на Рождество Христово, говоренное в кафедральном соборе 25 декабря1848 г. // Христианское чтение. – 1849, ч. 2. – С. 422.
Слово при погребении преосвященного Иакова, архиепископа Нижегородского и Арзамасского // Христианское чтение. – 1850, июль. – С. 11–16.
Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробны м описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича. – СПб., 1893. – С. 571, 572.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 312, 321, 382, 537, 855, 892, 987.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1395, 1399, 1401, 1410, 1414.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, № 266.
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 266.
Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 51, 53, 62, 67, 84.
Самарские епархиальные ведомости. – 1880, № 19. – С. 303.
Русская старина. – 1875, декабрь. – С. 746.
Православный собеседник. – Казань, 1902, сентябрь. – С. 280.
– 1910, март. – С. 404.
Исторический вестник. – 1884, сентябрь. – С. 580, 582,
– 1887, сентябрь. – С. 625–626.
Русский архив. – 1895, кн. 3, № 10. – С. 217.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 2. – С. 108; т. 4. – С. 727–728.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойки на. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 259, 686; т. 2. – С. 1569, 1936, 2145.