Источник

Гурий, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Руготин Григорий Григорьевич) († 1563, память 20 июня/3 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых)

Родился в конце XV века (около 1500 г.) в г. Радонеже Московской губернии в небогатой дворянской семье. Родители его были небогаты, поэтому ему с юных лет пришлось служить у князя Ивана Пенькова в должности управляющего имением. С молодости Григорий был благочестивым, смиренным и незлобивым. В брак вступать он не захотел. Оклеветанный перед князем в преступной связи с его женой, Григорий был заключен в подземелье. Это подорвало его здоровье, но укрепило и углубило религиозное чувство.

Выйдя из темницы, Григорий сразу же отправился в Иосифо-Волоколамский монастырь и там принял постриг с именем Гурий.

В 1543 году он был избран братией игуменом монастыря и управлял им около 9 лет. В начале 1552 года, тяготясь игуменской властью, Гурий оставил игуменство и в течение двух лет жил в этом монастыре простым монахом.

В 1554 году отец Гурий был назначен игуменом Троицкого Селижарова монастыря Тверской епархии.

3 февраля 1555 года он был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа.

Преосвященный Гурий был первым архиепископом учрежденной в 1555 году Казанской епархии. Вскоре после завоевания Казани он был направлен туда царем Иваном Грозным с наказом заботиться о привлечении иноверцев к христианской вере, «приучать их к себе» ласкою и приветом, беседовать с ними «тихо и с умилением, а жестокостью с ними не говорить».

Архиепископ Гурий с честью выполнил возложенное на него трудное поручение. Он положил прочное основание Православию в Казанском крае.

Митрополит Ермоген (впоследствии патриарх Московский и всея Руси) так характеризовал святителя Гурия: «И жил преподобный богоугодно, кормя нищих и удовлетворяя неимущих всем потребным, заступаясь за бедных, больных и сирот и избавляя их от бед, труды к трудам прилагая и всенощное стояние постоянно совершая в молитвах пред Богом. И угождал всякими добрыми делами Богу, крепким житием по Богу живя и обращая к верным слово здравое, кроткое и учительское, уча и наставляя и неверных познать истинного Бога и Творца всего, и многих неверных в веру привел и крестил их множество».

Внешними памятниками деятельности святителя Гурия в Казани остались устроенные им в миссионерских целях монастыри: Спасо-Преображенский и Троицкий в Казани, Зилантов близ Казани и Успенский Богородицкий в Свияжске. Им же построен Благовещенский кафедральный собор и большая часть церквей г. Казани.

В 1561 году святитель Гурий тяжело заболел. Тяжелая болезнь не оставляла его в течение трех лет, до самой смерти.

По великим праздникам его приносили в церковь, где он сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять.

Но душа святителя была так же бодра и ревностна к делу Божию, словно не было болезни. «Душевные силы, – говорил святитель Гурий, – увеличиваются по мере того, как уменьшается удовлетворение плоти... Всё настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей.

Небесные радости будут дарованы только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, ибо «нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8, 18).

Почувствовав приближение смерти, святитель Гурий 2 декабря 1563 года принял великую схиму от своего друга и помощника архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Варсонофия (впоследствии епископ Тверской, 1 1576, память 11/24 апреля и 4/17 октября). 5 декабря 1563 года святитель скончался и был погребен у алтаря соборного храма Спасо-Преображенского монастыря.

Добрую память надолго оставил о себе архиепископ Гурий у жителей Казани.

Его забота о просвещении казанцев была так им памятна, что спустя 300 лет они не начинали учить детей, не испросив благословение на могиле святителя.

4 октября 1595 года были обретены его нетленные мощи.

Вот как описал это событие митрополит Ермоген: «Когда начали копать рвы, то пришлось снять каменные гробницы, которые были построены над могилами святителей Гурия и Варсонофия, так как новую церковь предполагалось устроить больших размеров, чем прежняя. Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать мне, смиренному. Принесши со всем освященным собором Бескровную Жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец, Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святителя Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его.

Я, недостойный, многогрешною рукою коснулся святого тела (а святое тело плавало), осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки».

20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина, в городе Казани.

Таким образом, и после своей смерти святитель Гурий не оставил свою паству и утверждал ее в вере не меньше чем при жизни нетлением своих мощей, чудесами и примером своей святости.

Литература: Богословский Г. Κ., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях.

– Казань, 1893. – С. 12, 16, 37, 49–52.

Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, – С. 59–63.

Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 355–359, прим. 11.

Никанор (Каменский), архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 66–72, 80, 95–98, 476.

Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 409–411, 533.

Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 71.

Полное собрание Житий святых Православной Греко-российской Церкви / Под редакцией Е. Поселянина. – СПб., б. г., (приложение к журналу «Русский паломник»). 1908, октябрь. – С. 18;декабрь. – С. 41.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 237, 835.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 182, 287, 462.

Леонид (Кавелин), архимандрит. Святая Русь. – СПб., 1891, № 779.

Цветник Пешношский. – М., 1898. – С. 19–20.

Троицкий Патерик. – Сергиев Посад, 1896. – С. 91–97.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 595.

Православный собеседник. – Казань, 1872, январь. – С. 3–12; декабрь. – С. 353–360.

– 1901, январь. – С. 8–9.

– 1907, март. – С. 330; июнь. – С. 1.

Русская старина. – 1904, июль. – С. 124; октябрь. – С. 47.

Известия по Казанской епархии. – 1870, № 14. – С. 443–448.

– 1885. № 2. – С. 27–29; № 14. – С. 460–462; № 17. – С. 572–573; № 20. – С. 651–656.

– 1887, № 19. – С. 471–477.

– 1902, № 4. – С. 158–159.

– 1905, № 28. – С. 817–828.

Русский архив. – 1904, кн. 1, № 4. – С. 638.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 49.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойки на. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 692–693; т. 2. – С. 1137.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 802–813; т. 7. – С. 699–700.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 9-а. – С. 912.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 7. – С. 748.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle