Источник

Григорий, архиепископ Калужский и Боровский (Миткевич Николай Васильевич)

Родился 14 мая 1807 года в селе Жукове Черниговской губернии в семье священника.

В 1827 году окончил Черниговскую духовную семинарию.

В 1828 году поступил в Киевскую духовную академию, которую окончил в октябре 1831 года со степенью магистра, и был оставлен при ней бакалавром.

10 октября 1831 года в Киево-Братском монастыре пострижен в монашество, 25 октября рукоположен во иеродиакона, а 30 октября – во иеромонаха и причислен к Киево-Печерской лавре.

13 октября 1833 года назначен инспектором Киевской духовной семинарии.

С 23 июля 1838 года – инспектор Киевской духовной академии.

11 октября 1836 года возведен в сан архимандрита.

С 22 декабря 1838 года – ректор Ярославской духовной семинарии.

С 5 мая 1844 года – ректор Казанской духовной академии и настоятель Угличского Алексеевского монастыря.

9 декабря 1851 года хиротонисан во епископа Калужского.

20 апреля 1869 года возведен в сан архиепископа.

Скончался 13 апреля 1881 года, в день Святой Пасхи.

По отзыву историка Казанской духовной академии профессора П. В. Знаменского, владыка Григорий «при незаурядной учености и строгой монашеской жизни был человек в высшей степени деловой и опытный, с сильной волей, с серьезным, крепким и властным характером, невольно заставлявшими подчиняться ему всех, администратор по призванию».

Учебные заведения, в которых ему приходилось трудиться, несмотря на его строгость, вспоминали о нем с глубокой симпатией.

Казанская духовная академия обязана ему внешним благоустройством и внутренней организованностью.

Человек правды, не поддававшийся так называемым веяниям времени, он сохранил свой нравственный облик неизменным в разные периоды жизни за время своего долгого служения.

И на архиерейской кафедре он «прежде всего являлся человеком дела, честным, справедливым, по внешности суровым, требовательным и строгим, но в душе добрым и сердечным администратором, всем доступным, необычайно трудолюбивым, делавшим все своими руками и не полагавшимся на своих приближенных советников». Он лично объезжал приходские храмы, наблюдал за порядком и чином богослужения, заботился о пастырях и пасомых, был неумолимо строг к курильщикам.

При нем открыты приходские школы и женское епархиальное училище.

Архиепископ Григорий содействовал изданию «Калужских епархиальных ведомостей», учредил братство святого Иоанна Богослова для ведения бесед с раскольниками.

Преосвященный Григорий отличался строгой простотой жизни, бескорыстием, богослужебными трудами.

Это был, поистине, «светильник горя и светя».

Личная его жизнь напоминала жизнь древних отшельников. Он почивал на голых досках, которые позволил покрыть суконным войлоком только уже в смертной болезни. Большую часть дня проводил в подвиге и бдении. Питался исключительно растительной пищей, рыбу вкушал только по праздникам.

Будучи сам строгим подвижником, архиепископ Григорий любил и ценил подвижничество. При нем прославилась подвижниками Оптина пустынь и восстала из развалин Тихонова пустынь.

Архиепископ Григорий состоял почетным членом Русского археологического общества Казанской духовной академии, членом попечительного комитета о раненых и больных воинах, вице-президентом калужского попечительного Комитета о тюрьмах.

Литература: Леонид, иеромонах. История церкви в пределах нынешней Калужской губернии и калужские иерархи. – Калуга, 1876. – С. 209.

Нилус С. На берегу Божией реки. – Сергиев Посад.1916. – С. 269–270.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1401.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 262.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 570.

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 69.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода ( 1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 330.

Юбилейный сборник исторических материалов у Троицы в Академии 1814–1914 г. – М., 1914. – С. 298, 512.

Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, апрель. – С. 126–167; т. доп. 1. – С. 863; т. 9. – С. 602–603.

Очерк жизни настоятеля Оптиной пустыни архимандрита Исаакия. – М., 1899. – С. 18, 22, 50.

Калужские епархиальные ведомости. – 1906, № 8–10.

Труды Киевской духовной академии. – 1874, февраль. – С. 46–47.

Православный собеседник. – Казань, 1897, декабрь. – С. 708.

– 1902, июль-август. – С. 278.

Исторический вестник. – 1882, сентябрь-октябрь. – С. 9.

– 1884, ноябрь. – С. 12.

Православное обозрение. – 1866, январь. – С. 43–44; апрель. – С. 197–198.

– 1868, июль. – С. 223.

– 1873, т. 3. – С. 608.

– 1881, январь-апрель. – С. 851–852.

– 1885, сентябрь-декабрь. – С. 294–319.

Христианское чтение. – СПб., 1869, июнь. – С. 980.

– 1872, июнь. – С. 207.

– 1874, март. – С. 266.

– 1875, июнь-декабрь. – С. 506.

– 1900, март. – С. 387–388.

Записки графа М. Д. Бутурлина // Русский архив. – 1898, кн. 2. – С. 580.

Русский архив. – 1903, кн. 1, № 2. – С. 244.

– 1912, № 4. – С. 580–581.

Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 3. – С. 70–71.

Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 692, 693; т. 8. – С. 112, 113.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойки на. – СПб., б. г., т. 1. – С. 682; т. 2. – С. 1164.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 7. – С. 588.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle