Георгий, святитель, архиепископ Могилевский (Конисский Григорий Осипович) († 1795, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Белорусских святых)
Родился 20 ноября 1717 года в г. Нежине Черниговской губернии.
Окончил Киевскую духовную академию.
В августе 1744 года пострижен в монашество в Киево-Печерской лавре.
В 1745 году назначен учителем пиитики в Киевскую духовную академию, где был рукоположен в сан иеромонаха.
С 1747 года – профессор богословия и философии, префект академии.
С 1 августа 1751 года – архимандрит Киевского Братского монастыря.
С 30 августа 1752 года – ректор академии.
20 августа 1755 года в Киевском Софийском соборе митрополитом Киевским, Галицким и всея Малыя России Тимофеем (Щербацким) и собором архиереев хиротонисан во епископа Могилевского.
В 1762 году присутствовал в Москве на коронации императрицы Екатерины II.
С 14 декабря 1772 года (после первого раздела Польши и присоединения к России Белоруссии) стал именоваться епископом Могилевским, Мстиславским и Оршанским.
В 1780 году заложил в Могилеве кафедральный собор во имя праведного Иосифа Обручника.
22 сентября 1783 года возведен в сан архиепископа и назначен членом Святейшего Синода.
Скончался 13 февраля 1795 года.
Погребен в Спасской церкви г. Могилева.
Святитель Георгий был богато и разнообразно одарен природой. Он был талантливым учителем, вносившим новую живую струю в преподавание всех академических предметов.
Будучи ректором академии, показал себя «тщательным и добропорядочным правителем и учителем». Писал стихи, первый в Киевской духовной академии изложил богословие в систематическом порядке и, по отзыву митрополита Макария (Булгакова), «бесспорно превзошел всех предшественников своих и преемников».
Блестящий проповедник, он был весь проникнут сознанием высокого призвания пастыря. «Поучать народ есть первейшее и главное дело. Ежели стану молчать, тогда гибелью грозит мне Бог», – говорил он. Того же требовал от подчиненного ему духовенства.
В самых резких выражениях порицал он нерадивых священников – «немых псов, не могущих лаяти, любящих дремати». В своих проповедях преосвященный смело обличал пороки, неправду, «необузданный разврат» Архипастырская деятельность преосвященного Георгия началась в то время, когда Белоруссия находилась под польским владычеством. Белорусская епархия оставалась единственной православной епархией в пределах польского государства. Католики и униаты употребляли все силы для совращения в унию ее населения, не пренебрегая при этом и самыми суровыми мерами принуждения.
Архиепископу Георгию пришлось приложить много труда для сохранения своей паствы в верности Православию.
Для этой цели он прежде всего позаботился о нравственном и умственном просвещении, в первую очередь духовенства, а через него и всего народа. В 1757 году он открыл в Могилеве школу для духовенства и устроил при архиепископском доме типографию.
Присутствуя на коронации императрицы Екатерины II, он просил ее о защите гонимого православного населения Польши от притеснений католичества и добился от нее обещания выполнить его просьбу.
В 1765 году архиепископ Георгий представлялся польскому королю Станиславу Понятовскому и произнес перед ним речь в защиту Православия.
Затем он подал польскому правительству записку о положении православных во всех западно-русских епархиях и на сейме в 1767 году добился формального признания веротерпимости в Польше.
Для того, чтобы доказать законность своих требований, он должен был изучить множество исторических документов и юридических актов.
Когда Могилевская епархия отошла к России, то, по ходатайству преосвященного Георгия перед Екатериной II, был разрешен переход униатов в Православие.
В течение трех лет присоединилось к Православию 112 тысяч 578 униатов.
Заботясь о дальнейшем благоустройстве своей епархии, он не забывал и о православных, оставшихся в Польше без пастырского руководства. По рекомендации Георгия его ученик и единомышленник игумен Виктор (Садковский) был поставлен архимандритом в Слуцк, а через год рукоположен епископом вновь открытой в польских пределах православной епархии.
Среди своей паствы он стремился уничтожить все следы влияния унии и латинства на Православие. Расширил здание семинарии, вызвал из Киевской академии новых наставников.
В своих проповедях архиепископ Георгий не останавливался и перед опасными вопросами о социальном неравенстве, и особенно об отношениях между помещиками и крепостными.
Он обличал иноверцев: католиков, евреев и магометан, а также масонов, «премудростию Соломоновою хвалящих». Подозрительной казалась ему таинственность масонства – этого «просвещения, во тьме деемого».
Проповедь его увлекала слушателей своей искренностью. Всю жизнь «трубил» он, как верный, бдительный страж, в защиту Православия, и не было преувеличением, когда про него говорили, что он «за Церковь святую до крови подвизался».
Занятый мыслью о приближении смертного часа, преосвященный Георгий составил письмо к имеющему заменить его архипастырю с поручением его вниманию своих родных и ближайших служителей, написал также духовное завещание и даже эпитафию себе, которую и держал вырезанною на медной доске в том виде, в каком она должна была быть помещена на его гробнице. Вот эта надпись: Колыбель Нежин, Киев мой учитель, Я в тридцать восемь лет сделался святитель.
Семнадцать лет боролся я с волками.
А двадцать два, как пастырь, отдохнул с овцами.
За претерпенные труды и непогоду Архиепископом и Членом стал Синоду, Георгий именем, я из Конисских дому, Коню подобен бывал почтовому.
Сего тут падла* (падаль – прим. ред.) закрыл грешны кости Год седьмисотый пятый девяностый.
Архиепископ скончался, завершив непостыдно сорокалетие святительства, исполненного образцовых подвигов веры и терпения. Жизнь и труды его, став достоянием истории, навсегда пребудут живым заветом любви к Православию, к правде, мужеству и верности долгу.
Труды: О должностях пресвитеров приходских. Руководство приходскому духовенству. – 1776.
Исторические известия о епархии Могилевской. – 1775.
Записки о том, что в России до конца XVII столетия не было никакой унии с Римской Церковью // Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М., 1847, № 8.
Слова и речи. – Могилев на Днепре, 1892.
Права и вольности жителей, греко-восточную веру исповедающих в Польше и Литве. – 1767.
О воскресении мертвых. Трагедия. Интермедии // Древняя и новая Россия. – СПб., 1878, ч. 3.
Литература: Рункевич С. Г. История Минской архиепископии 1793–1832 гг.: С подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с Православной Церковью в 1794–1796 гг. Исследование Стефана Рункевича. – СПб., 1893. – С. 8–392.
Пятницкий И. К. Георгий Конисский, архиепископ Могилевский. – Могилев-на-Днепре, 1908.
Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 829–830, 1079, 1080. 1123, 1372, 1373. 1395;кн. 6. – С. 53.142. 418, 343, 490, 514. 515, 528.
Ливотов Е. В. Георгий Конисский, архиепископ Белорусский // Русское обозрение. – 1895, № 3.4, 5.
Макарий (Булгаков), митрополит. История Киевской Духовной Академии. – Киев, 1843. – С. 143–148.
Колосов Н. А. Георгий Конисский (по поводу столетия со дня его кончины). – М., 1895.
Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 215–232.
Соловьев С. М. История падения Польши. – М., 1863. – С. 32, 33, 35, 82.
Вишневский Д. К. Киевская академия в первой половине XVIII века. – Киев, 1903. – С. 142, 203.
Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 118, 126.
Заведеев П. История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени. – Тула, 1910. – С. 107–121.
Поторжинский М. А., протоиерей. История русской церковной проповеди в биографиях и образцах с половины IX-XIX вв. – 2-е изд. – Киев, 1891. – С. 513–531.
Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 301, 570.
Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404.
Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М.. 1872, № 90.
Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М.. 1908. – С. 299.
Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 11, 493.
Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год / Ред. А. Гатцук. – М., 1832–1891, 1883. – С. 13.
Пушкин А. С. Сочинения. Редакция, вступительная статья и примечание Г. О. Морозова. – Пг., 1915, т. 5. – С. 287–291 (Рецензия на соч. Георгия).
Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб.. 1896, № 90.
Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 724, 733, 757.
Сборник Историческо-филологического общества при Институте князя Безбородко в Нежине: в 9 т. – 1896–1914, т. 1. – С. 41–77; 113–127.
Руководство для сельских пастырей. – Киев, 1860–1917, 1871, 1, 2, №№ 25, 26, 27. – С. 266, 298, 348, 418 (статьи Малиновского).
Бекетов П. П. Портреты именитых мужей Российской Церкви с приложением их краткого жизнеописания. – М., 1843. – С. 39, 40.
Труды Киевской духовной академии. – 1868, июль. – С. 109–146.
– 1870, август. – С. 450–464; сентябрь. – С. 359–538.
– 1873, март. – С. 164.
– 1893.1. – С. 133–143.
– 1894.1. – С. 127–143.
Прибавления к «Церковным ведомостям». – 1894, № 32. – С. 1109.
– 1895, № 6. – С. 213–217; № 45. – С. 1628–1629.
Христианское чтение. – СПб., 1873, январь. – С. 1–46; 309–339.
Странник. – СПб., 1868, № 3, (статья Григоровича).
Могилевские епархиальные ведомости. – 1892 (новейшее наиболее полное собрание проповедей Георгия Конисского).
Русский паломник. – 1895, № 6. – С. 86–88;№ 7. – С. 102–105.
Православный собеседник. – Казань, 1909. – С. 438; июль-август. – С. 210.
Исторический вестник. – 1885, т. 21. – С. 448.
– 1890, март. – С. 705.
– 1906, август. – С. 617.
– 1908, март. – С. 779.
Русская старина. – 1871, август. – С. 99–100, 114–116, 120, 129, 191–192.
– 1877, т. 19. – С. 130.
– 1880, январь. – С. 125.
Из записок фельдмаршала князя Паскевича // Русский архив. – 1889, кн. 1. – С. 407.
Письма митрополита Московского Филарета к С. Д. Нечаеву // Русский архив. – 1893, кн. 1. – С. 225–226.
Русский архив. – 1895, кн. 1, № 3, обложка; кн. 2, № 6. – С. 158; кн. 2, № 7. – С. 400.
– 1903. кн. 3, № 10. – С. 258.
– 1910, кн. 2. № 8. – С. 355–357.
Журнал Московской Патриархии. – 1945, № 1. – С. 44.
– 1946, № 2. – С. 20–29.
Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX веков: в 12 т. – М., 1903–1912, т. 11. – С. 409–502, 504, 505.
Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь: в 12 т. / Под ред. А. П. Лопухина и H. Н. Глубоковского. – СПб., 1900–1911, т. 4. – С. 228.
Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб.. б. г., т. 1. – С. 631–632; т. 2. – С. 1582.
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 15-а. – С. 954.
Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913, т. 4. – С. 432–437.