Источник

Георгий, архиепископ Ростовский и Ярославский, в схиме Гедеон (Дашков)

Родился в старинной дворянской семье.

С 8 марта 1706 года – строитель Астраханского Троицкого монастыря, затем келарь Троице-Сергиевой лавры.

С 15 апреля 1711 года – архимандрит Троице-Сергиевой лавры.

13 июля 1718 года хиротонисан во епископа Ростовского и Ярославского.

С 1 июля 1725 года – синодальный советник и член Святейшего Синода.

15 июля 1726 года возведен в сан архиепископа и назначен вице-президентом Святейшего Синода.

21 июля 1730 года по указу императрицы Анны Иоанновны уволен из Синода.

28 декабря того же года лишен сана и сослан в заточение сначала в Харьковский Покровский монастырь, затем в Вологодский Спасо-Каменный монастырь на острове Кубенского озера.

4 марта 1731 года принял схиму с именем Гедеона.

В мае 1734 года перемещен в Селенгинский Троицкий монастырь.

2 декабря 1735 года отправлен в Нерчинский Успенский монастырь.

Скончался в ссылке 17 апреля 1739 года. Погребен в Нерчинском Успенском монастыре.

Архиепископ Георгий приобрел известность еще будучи настоятелем Астраханского Троицкого монастыря во время усмирения бунта астраханских стрельцов в 1705–1706 гг.

Выдающийся ум и энергия настоятеля обратили внимание царского фельдмаршала, и последний рекомендовал его царю Петру I. Царским повелением Георгий был вызван из Астрахани и, пройдя все духовные ступени в Троице-Сергиевой лавре, был возведен во епископа Ростовского.

Стремление к славе побудило Георгия добиваться участия в решении церковных дел не в пределах епархии, а в государственных масштабах: он домогался звания синодального вице- президента, но указом Екатерины I в 1725 году он был назначен в Синод третьим архиереем к Феофану (Прокоповичу) и Феофилакту (Лопатинскому). И только спустя год, покровительствуемый князем Долгоруковым, Георгий добился своей цели – стал вице- президентом Святейшего Синода.

Архиепископ Феофан (Прокопович), бывший тогда первым членом Синода, в энергичном Георгии сразу увидел своего соперника, который хотя и не отличался особой ученостью и глубиной богословских познаний, но был человек светлого природного ума, сильной воли, неутомимой энергии и решительного характера. Между этими двумя личностями началась борьба за влияние в Синоде, которая печально окончилась для преосвященного Георгия.

После смерти императрицы Екатерины I владыка Георгий, имея поддержку в членах Верховного Тайного Совета, сосредоточил в своих руках всю полноту власти церковного управления и в Синоде управлял почти единолично.

Он даже поднимал вопрос о восстановлении в России патриаршества, мечтая при помощи своих связей достигнуть сана патриарха. Преосвященному Феофану (Прокоповичу) приходилось лишь покорно подписывать все, что исходило от владыки Георгия.

Со вступлением на престол императрицы Анны Иоанновны обстановка при царском дворе переменилась, и преосвященный Феофан (Прокопович) приобрел былое влияние. Он прежде всего решил свести счеты с владыкой Георгием (Дашковым), избрав своим орудием клевету. Георгий был представлен императрице политически ненадежным, принадлежащим враждебной царице партии и, кроме того, взяточником, разорявшим епархии своими поборами.

По делу о незаконных поборах было назначено следствие, но еще до окончания следствия Георгий был лишен сана и заключен в Харьковский Покровский монастырь, затем переведен на остров Кубенского озера в Спасо-Каменный монастырь под усиленный надзор. Здесь он принял схиму с именем Гедеона.

Схимник-архиерей хотя и содержался как государственный преступник, но пользовался большим почетом и у братии монастыря, и у богомольцев, посещавших монастырь. Такое внимание к старцу Гедеону встревожило владыку Феофана, по проискам которого за Гедеоном был усилен надзор и началось новое продолжительное следствие по его делу. Хотя улик против старца найти не могли, но в результате этого следствия последовал указ усилить караул над Гедеоном.

Гедеон был измучен суровым заключением и всевозможными лишениями и стал добиваться личного свидания с императрицей, чтобы избавиться от незаслуженных гонений. Но владыка Феофан (Прокопович) не допустил этого свидания; Синод предложил царице сослать схимника Гедеона, как человека опасного для государственного спокойствия, в Успенский Нерченский монастырь Иркутской губернии и содержать его там как колодника. Это предложение Синода императрица утвердила, и старец Гедеон был отправлен в Сибирь. Последовавший через несколько дней после смерти царицы Анны Иоанновны Указ от 23 октября 1740 года о помиловании невинно сосланных в предшествовавшее царствование не застал уже схимонаха Гедеона в живых.

Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 3. – С. 1388; кн. 4. – С. 265, 266, 918, 1023, 1039–1042, 1098–1101, 1191–1193, 1495, 1497, 1498; кн. 5. – С. 42.

Амвросий (Орнатский), архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 55–57.

Воцарение императрицы Анны Иоанновны. Исторический этюд Д. А. Корсакова: в 2 т. – Казань, 1880, т. 1. – С. 55–57.

Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868, гл. 11, 1 2 и др.

Суворов Н. И. Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, монастыря. – 2-е изд. – Вологда, 1893. – С. 26.

Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1418.

Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 140, 316, 334.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 125.

Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., [1914]. – С. 37.

Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 704.

Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, № 16.

Материалы для истории 1-й половины XVIII столетия. (Георгий Дашков).

Обзор епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 171.

Ярославские епархиальные ведомости. – 1862, № 31 – 33.

– 1868, № 16, 17.

Иркутские епархиальные ведомости. – 1867, № 2.

Вологодские епархиальные ведомости. – 1866, № 9. – С. 348–389.

– 1867, № 8. – С. 261.

Православное обозрение. – 1863, январь. – С. 46–106.

– 1868, июль. – С. 392.

Православный собеседник. – Казань, 1907, июль-август. – С. 290; сентябрь. – С. 422; ноябрь. – С. 695–696.

– 1914, июнь. – С. 1018.

Русская старина. – 1873, июль. – С. 2.

– 1875, февраль. – С. 438.

– 1877, т. 20. – С. 536–541 (Заметки Мерцалова).

– 1879, апрель. – С. 747.

– 1880, июль. – С. 782.

– 1886, январь. – С. 22, 23, 26.

– 1887, июль. – С. 2.

Исторический вестник. – 1891, июль. – С. 194–196.

– 1892, сентябрь. – С. 650.

– 1896, апрель. – С. 156, 176–177, 180–181; июль. – С. 75.

– 1908, ноябрь. – С. 611.

Труды Киевской духовной академии. – 1878, ноябрь. – С. 299, 301–303, 308.

Н. Д[урново].Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 24.

Полный православный богословский энциклопедический словарь: в 2 т. / Изд. П. П. Сойкина. – СПб., б. г., т. 2. – С. 2403.

Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т. / Под редакцией С. Н. Южакова. – СПб., 1900–1905, т. 6. – С. 459.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 41 т. – СПб., 1890–1907, т. 8. – С. 427–428.

Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913 т. 6. – С. 135–138.


Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том. / Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004. / Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр.

Комментарии для сайта Cackle